Портрет Пушкина работы Кипренского

Mar 24, 2019 19:42

... Кипренский шел по пути создания образа-идеала, который остается в памяти, образа поэта, как будто бы мысленно произносящего слова - уста недвижны, но слово рождается. Вот эту тайну рождения слова Кипренский сумел объяснить и передать. Есть в портрете еще одна важная деталь - руки. Они скрыты тканью, лишь чуть-чуть показаны пальцы. Это тоже какая-то поэтическая метафора, потому что в этих скрытых руках ощущается движение, как крыла птицы. Фон приобретает цвет тусклого золота, отдаленно напоминая икону. В общем, по какой-то цельности, по обобщению, по пониманию идеи человека портрет Пушкина кисти Кипренского - чуть ли не иконный образ. Одним словом, работа удивительная, которая не случайно получила высокую оценку современников и покорила самого Пушкина, посвятившего ей стихи. После смерти Дельвига Пушкин выкупил портрет у его вдовы, и с 1831 года до 1837-го держал его перед своими глазами. (Н.Н. Третьяков. Образ в искусстве.)



О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г.
Государственная Третьяковская галерея


К лучшим работам Кипренского можно причислить портрет А.С. Пушкина. Недавно мы вспоминали портрет поэта, написанный Тропининым в Москве несколько ранее Кипренского, работавшего в Петербурге. Напомню, что эти портретные полотна получили высокую оценку современников и послужили основой иконографии.

Итак, портреты были написаны в одно и то же время - время расцвета таланта Пушкина. Однако Тропинин и Кипренский увидели поэта по-разному. Как помните, согласно пожеланию Соболевского, Тропинин должен был представить Пушкина в домашнем облике, в халате. Но как это ни покажется странным, в том портрете Тропинина, который мы знаем, образ Пушкина романтизирован, может быть, больше, чем у Кипренского. У последнего образ поэта строже, композиция более статична, жест более сдержан. Здесь больше, если хотите, даже классицизма как такового. А вот Тропинин, который стоял от романтизма дальше, ввел в характеристику Пушкина черту какой-то романтизации.

Надо подробнее остановиться на портрете Пушкина кисти Кипренского. Он был написан в 1827 году в так называемом Фонтанном доме Д. Шереметева. Незадолго до того Кипренский приехал из Италии, где находился в заграничной пенсионерской поездке. В это время он дружил с Дмитрием Шереметевым, владельцем знаменитого дома на набережной Фонтанки, который был сыном знаменитой актрисы П.И. Жемчуговой (в замужестве Шереметевой), блестящим офицером-кавалергардом, и у него сложились с Кипренским дружеские, близкие отношения. Они оба были одиноки, поверяли друг другу свои мысли, разочарования. И тот, и другой знали Пушкина, поэтому неудивительно, что поэт позировал в доме Шереметева. При этом, конечно, за работой следил А.А. Дельвиг, поскольку был заказчиком портрета.

Общеизвестно, что в портрете Пушкина сначала не было изображения бронзовой статуи - аллегории музы с лирой в руке. Фон был нейтральным. Потом, по настоянию друзей (прежде всего, Шереметев мог подсказывать что-то, да и Дельвиг), появился мотив, очень важный для объяснения темы портрета. Хотя существуют разные взгляды на эту деталь, и современники писали о том, что, может быть, портретное полотно и не нуждалось в этой аллегории, но так или иначе скульптура появляется, выполненная в духе той эпохи. Она похожа на работы скульпторов С.И. Гальберга, И.П. Витали. Есть основания полагать, что А.М. Опекушин, смотревший на портрет Кипренского, взял замечательный профиль Пушкина для своего памятника от этой скульптуры. И, между прочим, в первоначальной модели монумента в руках у Пушкина тоже была лира. Поэтому, безусловно, роль этой детали велика. Она говорит о том, что перед нами не просто изображение поэта в жизни, а присутствует сама муза Пушкина. Эта деталь важна, что объясняется стихами поэта, в которых дается определение прекрасному: «Прекрасное должно быть величаво». Вот то, что искал Кипренский и что действительно нашел при создании портрета.

Портрет А.С. Пушкина кисти Кипренского почти фронтален, в отличие от работы Тропииина. Современники, в частности Н.В. Кукольник, видели в этой постановке отступление от документальной правды. Он писал о том, что «оборот» фигуры для Пушкина не свойственен, также как и взгляд. Считалось, что Тропинин, введя другой ракурс, был ближе к натуре, что вполне возможно, поскольку Пушкин был очень подвижен, и схватить его взгляд, его поворот, его движение было, конечно, нелегко. Да и Кипренский не ставил перед собой такой задачи. Он шел по пути создания образа-идеала, который остается в памяти, образа поэта, как будто бы мысленно произносящего слова - уста недвижны, но слово рождается. Вот эту тайну рождения слова Кипренский сумел объяснить и передать. Есть в портрете еще одна важная деталь - руки. Они скрыты тканью, лишь чуть-чуть показаны пальцы. Это тоже какая-то поэтическая метафора, потому что в этих скрытых руках ощущается движение, как крыла птицы. Фон приобретает цвет тусклого золота, отдаленно напоминая икону. В общем, по какой-то цельности, по обобщению, по пониманию идеи человека портрет Пушкина кисти Кипренского - чуть ли не иконный образ. Одним словом, работа удивительная, которая не случайно получила высокую оценку современников и покорила самого Пушкина, посвятившего ей стихи. После смерти Дельвига Пушкин выкупил портрет у его вдовы, и с 1831 года до 1837-го держал его перед своими глазами.

Портрет А.С. Пушкина был вершиной творчества Кипренского, дальше которого он не пошел, и ничего равного ему больше не создал. Более того, если говорить о дальнейшей судьбе художника, то она складывается очень печально. В 1828 году, через год после исполнения портрета, Кипренский, оставаясь очень одиноким (слава его уже уходила в прошлое), уезжает в Италию, откуда в Петербург, в Россию, не возвращается. В Италии он постепенно утрачивает присущие ему индивидуальные качества художника-романтика, и в его творчестве появляется другая сторона - романтизма внешнего, выразившегося в «Гадалках», «Читателях газет», парадных портретах, в театрализованных замыслах. Наблюдается угасание таланта живописца и отход от той высоты, на которую он поднимается в портрете Пушкина.

Н.Н. Третьяков "Образ в искусстве" (курс лекций)
Том 1. "Петровская и послепетровская Россия"

Пушкин в изобразительном искусстве, портреты

Previous post Next post
Up