Егор Антонович Энгельгардт.

May 26, 2013 17:28

Изобразительная коллекция Всероссийского музея А.С. Пушкина пополнилась двумя уникальными экспонатами - акварельными портретами директора Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардта (1775 - 1862) и его жены - Марии Яковлевны Энгельгардт (1778 - 1858), переданными в дар потомками известного петербургского зодчего Гарольда Боссе, проживающими ныне в Германии.



Лангер В.П. Портрет Е.А. Энгельгардта. 1820-е годы.


Егор Антонович Энгельгардт (Георг Рейнгольд Густав фон Энгельгардт) сыграл весьма важную роль в становлении Царскосельского лицея как учебного заведения. Это был человек большой душевной теплоты, необычайной честности и высокого благородства. С момента вступления его в должность директора лицея замкнутый кружок воспитанников этого закрытого учебного заведения стал соприкасаться с обществом, нравственное влияние которого Энгельгардт считал одним из важнейших элементов в деле образования юношей. Он приглашал к себе воспитанников, будучи убеждён, что домашняя обстановка и привычка быть в кругу семейства принесут им пользу. В доме директора велись непринуждённые разговоры, устраивались литературные вечера, ставились пьесы, в которых принимали участие как учащиеся, так и домочадцы Егора Антоновича. А семья директора Лицея к тому времени была немаленькой. Его супругой была Мария Яковлевна (Августа Мария Доротея Уайтекер), вдова почт-директора Гани, дочь английского банкира Дж. Уайтекера и баронессы Анны Алексеевны фон дер Пален. Плюс семеро детей, да многочисленные родственники.



Лангер В.П. Портрет М.Я. Энгельгардт. 1820-е гг.

Умный, трогательно-заботливый, преданный друг Энгельгардт навсегда остался в благодарных сердцах многих воспитанников нравственным образцом педагога и человека. Со многими из них он до конца дней сохранил добрые, почти родственные отношения. А вот с Пушкиным у него почему-то не сложилось. Видимо, разные по характеру, темпераменту и мироощущению юный поэт и имевший большой жизненный опыт наставник не могли сблизиться: Пушкина раздражала его порой мелочная опёка, а Энгельгардта - кажущиеся легкомысленность и поверхностность юноши. Даже в зрелом возрасте они так и не поняли друг друга. В одном из писем Ф.Ф. Матюшкину (18 марта 1831 года) Егор Антонович писал:

"Знаешь ли, что Пушкин женился? Жена его москвичка, как говорят, очень любезная, образованная и с деньгами. Жаль её, верно будет несчастлива. В нём только и было хорошего, что стихотворческий дар, да и тот, кажется, исчезает; новейшие его произведения далеко отстали от прежних, например: Борис Годунов его очень слаб. Он забавляется маленькими эпиграммическими стихами, в которых довольно пошлым образом ругает всех и всё. Плохое ремесло". (Цит. по: Руденская С.Д. Царскосельский - Александровский Лицей. 1811 - 1817. СПб., 1999, с. 73 - 74).

Такая, вот, близорукость.
Впрочем, она не помешала Энгельгардту деятельно защищать Пушкина перед сильными мира сего. Когда Александр I, в разговоре с Егором Антоновичем стал угрожать поэту ссылкой в Сибирь, бывший наставник, верный своим принципам, заступился за него, сказав, что Пушкин является "красой современной литературы", что его необыкновенный талант требует пощады, а "ссылка может губительно подействовать на пылкий нрав молодого человека".

портреты, лицей, музеи Пушкина

Previous post Next post
Up