В нынешнем году вышла в свет очередная книга, листая которую, мы можем увидеть знакомые названия. Те самые, что встречаем на дорожных указателях: Пушкино, Клязьма, Любимовка. Для жителей других местностей они лишены реального наполнения, а всякий пушкинец сразу ориентируется: «Любимовка? Это на Ярославке! За Тарасовским рынком повернуть налево
(
Read more... )
...Судьба усадьбы Алексеевых в Любимовке - судьба страны. В 1918-м её национализировали. Здесь сначала был дом отдыха, потом - приют для испанских детей. В Великую Отечественную в зданиях располагался военный госпиталь. Затем они стали общежитием рабочих столичной кондитерской фабрики имени Бабаева. Позже памятник культуры регионального значения перешёл к Союзу театральных деятелей России. Сегодня «Усадьба К.С. Станиславского «Любимовка» находится в федеральной собственности, передана в безвозмездное пользование Международному общественному благотворительному фонду К.С. Станиславского.
Не ищите на Ярославском шоссе и ближних дорогах указателей «Усадьба «Любимовка». Их нигде нет. И на картах не отыщете это название. Будто нет уже на белом свете любимой обители Чехова. Как проехать к ней, мне рассказал в Пушкино шофёр автобуса: «От Ярославки не будет и километра. Как переедете мост через Клязьму, слева увидите колокольню домашнего храма Алексеевых, могучие липы в саду и вязы на берегу - значит, вы у цели».
Вот и появился из-за крутого поворота мост через зелёную от густых зарослей водорослей Клязьму, а следом всплыла кирпичная колокольня летней церкви Алексеевых. Сразу вспомнились строки из только что просмотренного в библиотеке второго тома «Вишнёвой эпопеи». Автор цитирует актёра Московского художественного театра Александра Вишневского: «Весь месяц в Любимовке он каждую субботу и каждый церковный праздник приходил к ограде, садился на скамейку и слушал благовест. На вопрос: «Скажите, Антон Павлович, отчего Вы так любите колокольный звон и так много говорите о нём?», ответил, помолчав и посмотрев на густую листву: «Это всё, что осталось у меня от религии».
Подъезжаю к воротам. На них - амбарный замок и цепь. Высокая металлическая ограда коричневая - от ржавчины. Судя по ней, много лет не знает, что такое краска. Памятник культуры? А где же вывеска? «Нет тут её, - говорит жительница деревни Оксана. - Видите, как всё запущено - кругом тлен и разруха».
Невероятно, но факт: нет в Любимовке музея Чехова и его «Вишнёвого сада». Горько, уму непостижимо!
Приехавшие на «Тойоте» туристы из Москвы громко кричат, надеясь, что кто-нибудь услышит их зов, подойдёт, может, разрешит пройти на усадьбу, сфотографировать «Дом Алексеевых», флигель, где ровно 110 лет назад, Чехов обдумывал «Вишнёвый сад», определял, как выразилась одна из москвичек, образы своей комедии. Никто не откликнулся, одно эхо аукнулось над Клязьмой... «Меркнущая память» - верно написал о чеховской Любимовке один из публицистов.
Вдоль высоченной ограды иду по берегу реки к вязам, что напротив двухэтажного флигеля. Здесь, наверное, и сидел с удочками Антон Павлович. Помнят удачливого рыбака? Наверняка помнят: стволы хранят в себе, судя по их мощи, далеко за сотню годовых колец. Достаю фотоаппарат, снимаю. Вот они - Клязьма и старые-престарые вязы.
Вековые липы шумят кронами и перед двухэтажным флигелем в усадьбе. Снимок - увы! - пришлось делать издалека, протиснув фотоаппарат между прутьев ограды, потому что, странно, памятник культуры сегодня недоступен. Ехал, чтобы побывать в усадьбе «Любимовка», а побыл лишь у ржавой ограды...
24.07.2012
http://enp-mo.ru/articles/articles_2704.html
Reply
Reply
Reply
Вдруг лет через 200 наши потомки будут кидаться на амбразуры и сохранять изо всех сил нынешние пятиэтажные коттеджи, натыканные на старых участках? :) От еще более алчных поколений.
Reply
Reply
Reply
Leave a comment