Ленин в Тарасовке

Apr 24, 2010 21:04


     22 апреля 2010 года исполняется 140 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина (Ульянова). Вокруг личности незабвенного Владимира Ильича существует множество тайных фактов и легенд. Некоторые из них связаны с нашей Тарасовкой.

В книге «Выстрел в сердце революции» (ред. сост. Н.Д. Костин - М. Политиздат, 1983 г. - 287с.) приводятся воспоминания М.И. Ульяновой: «В начале лета 1918 г., когда встал воп
рос о том, где проводить дни отдыха, В.Д. Бонч-Бруевич предложил Владимиру Ильичу ездить к нему на дачу в Тарасовку... Итак, дало с дачей было на мази. Но побывали мы на ней не более двух-трех раз, несмотря на гостеприимство В.Д. Бонч-Бруевича. Дело в том, что Владимир Ильич любил отдыхать в полном уединении... А в Тарасовке было довольно многолюдно».

Теперь не кажется выдумкой рассказ, который мне поведали старожилы Тарасовки. А история такова. Стоял обычный летний день. Автомобиль в ту пору был большой редкостью. Вдруг послышался рев несущегося автомобиля по Ярославской дороге. Все выскакивали на улицу посмотреть на диковинку. Но вдруг, поравнявшись с одним из домов, автомобиль заглох. Перепуганный шофер выскочил из автомобиля и стал копаться в моторе. А в кабине остались сидеть мужчина и женщина. Продолжительный ремонт шофёра ничего не дал и, немного посовещавшись с пассажирами, он быстро пошел пешком к даче Бонч-Бруевича за помощью. Пассажиры автомобиля вышли из кабины размяться. Жители дома наблюдали за ними из-за забора. Время шло, шофер не появлялся, стало темнеть и холодать. Тогда решили позвать путников в дом. Мужчина и женщина сразу согласились. И только тут выяснилось, что это Ленин и Крупская.

     Тут уже стали предлагать угощения. Гости отказывались. Но согласились выпить по кружке молока. Молоко им очень понравилось, тогда хозяйка и говорит: «Такое молоко дает наша коза Марта». Это сообщение очень развеселило Владимира Ильича, и он попросил добавки. Пока ходили в чулан, подъехал другой автомобиль, и Ленина с Крупской забрали. Так добавки молока Ленин и не попробовал. А его личный шофер (Степан Гиль) до самой ночи что-то «колдовал» над своим авто, затем с трудом завел и тихим ходом поехал на дачу Бонч-Бруевича. На обратном пути автомобиль Ленина пронесся мимо домов Тарасовки уже без остановок... Теперь этого дома уже не существует, а на его месте находится Тарасовский продуктовый магазин (улица Большая Тарасовская, д. 81), где и сейчас часто останавливаются автомобили...

Если эта история правдивая, то Ленин и жители Тарасовки очень рисковали. Дело в том, что на Владимира Ильича готовилось покушение. В той же книге приводятся показания террористки Лидии Васильевны Коноплёвой. Из письма Л.В. Коноплёвой в ЦК РКП(б): «Велась нами слежка в Тарасовке по Ярославской железной дороге, где я поселилась под именем Лидии Николаевны Поповой. В Тарасовке на даче жил тогда, кажется, Бонч-Бруевич, у которого, по полученным нами сведениям, бывал... Крыленко и целый ряд видных большевиков. Надеялись там увидеть Ленина».

Попыток покушения на В.И. Ленина было несколько. Первая произошла вскоре после взятия большевиками власти. 1 января 1918 года в половине восьмого вечера по автомобилю, в котором ехали вождь, М.И. Ульянова и швейцарский социал-демократ Фриц Платен, были произведены выстрелы. Платен, сидевший рядом с Лениным, успел пригнуть его голову рукой, но сам получил ранение. Террористы скрылись с места происшествия. Поиски чекистов ни к чему не привели. Лишь спустя несколько лет находившейся в эмиграции князь И.Д. Шаховской заявил, что покушение организовал он и выделил на эти цели полмиллиона рублей.

Второй факт готовящегося убийства Ленина выглядит вот так. В середине января 1918 года на прием к управляющему делами Совнаркома Бонч-Бруевичу пришел некий солдат, представившийся георгиевским кавалером Спиридоновым, и заявил, что ему поручено выследить и убить главу советской власти, за что обещано 20 тысяч рублей золотом. Покушение готовил «Союз георгиевских кавалеров» Петербурга. В ночь на 22 января 1918 года (мистика - ровно за 6 лет до дня смерти вождя революции) чекисты нагрянули на квартиру по адресу: Захарьевская улица, д. 14. Участников готовившегося теракта (капитана А. Зенкевича, военврача М. Некрасова, бывшего адъютанта командующего Московским военным округом Г. Ушакова) взяли с поличным: в квартире обнаружили винтовки, револьверы, ручные бомбы...

Слежка за В.И. Лениным, как мы видим, продолжалась членами и других террористических организаций. 30 августа 1918 года эсеровская террористка Фани Каплан двумя выстрелами, попав в шею и плечо, тяжело ранила Ленина, следствием чего стала наступившая в 1922 году полная потеря работоспособности. Такова официальная версия. Но в последнее время исследователи подвергают сомнению эту версию, так как покушение произошло около 11 часов вечера, а Каплан крайне плохо видела и не имела в момент покушения при себе пенсне или очков. Уголовное дело №Н-200 (дело Каплан) 1918 года не выдерживает никакой критики: судебно-медицинская и баллистическая экспертизы не назначались, свидетели не допрашивались и само следствие проведено поверхностно. Но если стреляла не Каплан, то кто? Специалисты здесь единодушны: это могла быть только Лидия Васильевна Коноплёва, ближайшая сподвижница Г.И. Семенова - руководителя Центрального боевого отряда партии эсеров, созданного весной 1918 года.

Известно, что в феврале 1918 года ею был приобретён браунинг, и что она упорно тренировалась в стрельбе. Весной 1918 года она поселилась под чужим именем в Тарасовке, а за две недели до выстрелов в Ленина Коноплёва в деталях обсуждала с Семеновым план теракта. Коноплёва была, как характеризуют её историки, «умна, изобретательна, скрыта и очень жестока».

Дальнейшая судьба Л.В. Коноплёвой загадочна и противоречива. Арестованная ВЧК после покушения на Ленина и после казни Каплан, она в тюрьме была завербована контрразведкой и стала работать по её заданиям. В 1921 году по рекомендации Бухарина вступила в РКП(б). В 1922 году выступила свидетелем на процессе по делу правых эсеров, предав тем самым многих бывших своих товарищей. В апреле 1937 года Коноплёва была снова арестована и в июне расстреляна. А в 1960 году её уже как жертву сталинского террора реабилитировали.

Есть ещё один неясный вопрос: а где же была охрана Ленина? По словам личного шофера Ленина Степана Гиля, что 30 августа 1918 года «охраны не было никакой». Отсутствовала охрана и при поездках Ленина в Тарасовку.

Владимир ПАРАМОНОВ, член Союза краеведов России.

Газета "Пушкинский вестник" № 16(528) от 23.04.2010

Фото:

http://www.rusrevolution.info/photos/lenin/65.jpg

тарасовка, известные личности

Previous post Next post
Up