Северная Дорога. Ярославское направление. Как часто мы слышим это, садясь в электричку, встречая или провожая близких на Ярославском вокзале. Но все ли мы знаем, кто эту дорогу строил? Когда? Кто жил и живет на тех бесконечных станциях и платформах, которые мы мечтаем проехать быстрее, чтобы добраться до собственной?
Датой рождения дороги надо считать май 1859 года, когда Государь Император Александр II в девятнадцатый день мая "высочайше соизволил утвердить препровождаемый при рапорте господина Главноуправляющего Путями Сообщения и Публичными зданиями Устав общества Московско-Ярославской железной дороги", которое собиралось устроить сообщение "от Москвы на Ярославль посредством паровозной железной дороги через Троице-Сергиевский Посад". У нас нет материалов, относящихся к началу постройки Северной дороги, но мы знаем, что учредителями общества были: действительный статский советник Николай Рюмин; действительный статский советник Александр Шипов; статский советник Николай Шипов; полковник Дмитрий Шипов; инженер генерал-майор Андрей Дельвиг и почетный гражданин Иван Мамонтов. Сохранялась и карта Троице-Сергиевой дороги, изданная в августе 1862 года в Москве, на которой отмечены станции, расстояние и количество поездов, идущих от Москвы к Троице и обратно.
Протяженность дороги - 65,7 версты. Станций от Москвы до Посада - четыре. Это станция IV класса - Мытищинская; станция III класса - Пушкинская; станция IV класса - Талицкая (ныне Софрино.- В. А.) и станция III класса - Хотьковская, Поезда ходили из Москвы в 7 часов утра и в час пополудни, а из Сегриева Посада - в 10 утра и в 6 часов вечера. Подвижной состав Троице-Сергиевской железной дороги состоял из 10 паровозов, 118 пассажирских вагонов, 15 вагонов багажных и 95 товарных платформ. В 1863 году железная дорога перевезла 417736 платных пассажиров.
С тех про прошло сто тридцать лет. Многое изменилось. В 1868 году построили линию от Сергиева до Ярославля, в 1872-м закончили постройку линии от Ярославля до Вологды, в том же году была открыта Карабановская ветка (Александров - Карабаново), в 1886-м - появилась Костромская линия, в 1893-м - железная дорога дошла до Киржача, а в 1894-м - закончена постройка линии Мытищи - Щелково...
Вот что писалось в путеводителе "Окрестности Москвы" в 1902 году. Первая остановка на Ярославской железной дорге - станция Сортировочная (ныне - Лосиноостровская - Е. А.) на 10-й версте от Москвы. Близ платформы построено несколько новых дач. (Чередование сел, деревень, полей, лугов, лесов и переселков привлекали зверя и птицу, поэтому окрестности Троицкой дороги вдоль Яузы были излюбленным местом отдыха для русской аристократии).
Станция Перловская в 14 верстах от Москвы. Это одно из лучших дачных мест России, получившее свое название от известного чаеторговца В. С. Перлова. Около станции множество красивых и удобных дач, есть летний театр в "Мавританском стиле". Владелец имения (В. С. Перлов) дает желающим на прокат экипаж для прогулок (50 копеек в час). Местность сухая, чрезвычайно здоровая, дачи "не слишком дороги", есть и теплые с печами для зимнего жилья, расположены они "в тенистой сосновой роще". На реке Яузе очень удобное купание, особый павильон для летних балов, где играет собственный оркестр Перлова. "Кегельбан, бильярды, гимнастика. Несколько хороших лавок, аптека. По утрам ходят разносчики с провизией". Дачами Перлова пользовались многие, и многие же оставили воспоминания о своей дачной жизни. Скажем лишь о дневнике Ал. И. Островского, воспоминаниях С. П. Шевырева, И. А. Гончарова, К. Д. Ушинского, И. Е. Репина. До сих пор некоторые старые дачи живы.
В семнадцати верстах от Москвы лежит село Большие Мытищи. Это бывшая царская вотчина, где цари русские отдыхали по пути в Сергиеву лавру. Близ станции здания огромных заводов: вагоностроительного и лесопильного (ныне ММЗ. - В. А.). Одним из совладельцев был Савва Иванович Мамонтов, владелец Троицкой железной дороги, которая с января 1902 года передана в ведение Министерства Путей Сообщения (в "казну"). Связано это с известным мамонтовским "спором" с Витте, Хилковым и Филипповым, с банкротством Саввы Ивановича и с изумительной речью Плевако в его защиту.
От Мытищ до Пушкино двенадцать верст, но как "густо" заселены они. Церковь Покрова Богородицы в селе Черкизове (1903) и дача Лялина, где построен первый русский планер. Деревня Куракино, которая принадлежала семье Павла Михайловича Третьякова, и имение Любимовка, где состоялся разговор К. С. Станиславского и Вл. Ив. Немировича-Данченко о том, что России нужен новый театр (Художественный). Здесь отдыхали Чехов, Шаляпин, Собинов, М. Шолохов писал "Тихий Дон", а Нежданова пела.
В 26 верстах от Москвы - платформа Мамонтовская. Близ нее железнодорожный мост через реку Учу, откуда открывается прекрасный вид на окрестные луга. Великолепный барский дом на горе, принадлежавший Ал. Ив. Мамонтову, сыну строителя Троицкой дороги Ивана Федоровича и брату Саввы Ивановича. На реке (так в путеводителе 1902 года) "прекрасное купание", "местность необыкновенно живописная, воздух чистый, здоровый". Издали видна церковь села Пушкино. Село это было когда-то митрополичьим, потом патриаршим, пятиглавная церковь построена при патриархе Иосифе (1б42). В реке (по путеводителю 1902 года) "много рыбы".
По соседству с Пушкином село Братовщина (33 версты от Москвы по Ярославской дороге). Это одна из самых любимых вотчин царя Михаила Федоровича Романова. Здесь был его путевой дворец (Троицкие походы - любимейшее занятие царей московских). Патриарх Никон любил ловить рыбу в прудах Батовщины, императрица Анна Иоановна построила здесь церковь с двумя приделами: Покрова Богородицы и Благовещения, а Елизавета Петровна - дворец и прекрасный парк в "голландском вкусе". Позднее имение принадлежало внуку Вас. Вас. Голицына Михаилу Алексеевичу, который умер и похоронен здесь.
За Братовщиной расположена платформа Спасская (ныне это Зеленоградская. - Е. А.). В четверти версты от нее старинное село. "Роскошный барский дом", которого нет, "красивая церковь старинной архитектуры, украшенная старой живописью". Где она?! "Жизнь тихая, деревенская, никаких шумных увеселений" (так в путеводителе 1902 года).
Сорок две версты от Москвы. Станция Талицы (ныне Софрино. - Е. А.) и село с тем же названием. О нем упоминается в грамотах под 1813 годом. Лежит оно в "такой же , прекрасной живописной местности, ' как и Пушкино, на реке Талице, притоке Вори". Близ села - пещера, вырытая иноком Макрищского монастыря Антонием, жившим здесь отшельником около девяти лет, здесь же он и погребен.
Далее за Талицами станция Хотьковская (55 верст по железной дороге). "Лес редеет, - писал Н. М. Щапов в своей книге "По Ярославской железной дороге" в 1925 году, -- поезд пересекает по высокому мосту реку Пажу, поворачивает вправо на поляну и подходит к станция Хотьково. Направо в полуверсте стоит Хотьков Покровский монастырь, один из древнейших в этом крае. В самом монастыре не сохранилось больших древностей, но красотой своего местоположения Хотьков не уступает другим русским монастырям. Со временем он (монастырь. - Е. А.) становится во главе культуры своего края, руководителем соседнего (Радонеж. - Е. А.) удельного князя, средоточием тогдашних искусств, распространителем ремесел, образцом постановки сельского хозяйства. Немудрено, что население ценило это и заботилось о внешнем облике монастыря и монастырь в результате таких забот стал эстетической гордостью края. Здесь, в Хотькове, конец жизни, тяготеющей к Москве, здесь мы и окончим нашу поездку".
Е. Аникеев. "Хотьковский вестник" №23 1992
http://hotkovo.net.ru/main.php?id=189