МОСКВА НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКОВ. ПОЯВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО МОДЕРНА
Появление того или иного стиля в искусстве, в том числе и в архитектуре, так или иначе обусловлено происходящими конкретными историческими событиями. Они не просто исторический фон - это особая среда, материальная и духовная, из которой и вырастает стиль со всеми его особенностями.
Московский модерн, ярким представителем которого является Лев Николаевич Кекушев, появляется в Первопрестольной в конце 1890-х годов. Просуществовав по меркам прежних архитектурных стилей совсем недолго, всего около 15-ти лет, московский модерн завершает свой первый этап в 1910-е годы. Причём, так и не став большим архитектурным стилем. Забегая вперёд, скажем, что лишь через столетие к нему в России снова начнёт пробуждаться интерес.
К концу 19 века Москва стала городом с населением в один миллион человек, чему способствовала реформа 1861 года. Напряжённую экономическую жизнь города обеспечивали десять железных дорог, ведущих во все концы огромной империи. По количеству финансовых и торговых сделок Москва успешно соперничала с такими признанными европейскими торгово-промышленными городами, как Манчестер и Ливерпуль, Марсель и Бордо, Гамбург и Любек. Город фактически стал столицей деловой России.
Рубеж веков в Москве совпал с началом подлинного строительного бума, охватившего в 1900-х годах буквально весь город. Повсеместно возводились новые или коренным образом переделывались старые дома. Обновлялись фасады, приобретавшие модную скульптурную или керамическую декорацию. В центре и на окраинах появлялись богатые особняки. Их стилистическая ориентация была весьма различна, но традиционная московская патриархальность всё же неуклонно уходила в прошлое.
На улицы всё уверенней выходил своеобразный «парад стилей», нередко бывший результатом заимствований из западноевропейской и мировой архитектуры. От таких заимствований не были свободны и постройки в новом модном стиле модерн, рождённом в Западной Европе. В городскую среду всё более вызывающе врывалась торговая и промышленная реклама, различные вывески. В облик города уверенно вошли рекламные тумбы и столбы с броскими афишами и плакатами. Рекламой нередко оказывались и сами архитектурные формы зданий. В застройке 1900-1910-х годов появились 7-8-этажные здания, поднявшие планку этажности почти вдвое.
Видимый рост урбанизации, всё большая оторванность горожанина от природы, «бездушие» типизированного городского жилья, усиливающаяся разобщённость людей - обитателей огромных каменных «муравейников» - всё чаще связывали с городом мрачные ассоциации. Один из характерных образов эпохи модерна - город как бездушный «молох», отбирающий силы, интеллект и здоровье у тысяч людей.
В начале 20 века впервые настойчиво и уверенно заявил о себе электрический транспорт, другие средства быстрой связи. На улицах становилось всё больше автомобилей, обсуждались проекты будущей московской подземки - метро.
Сменился и основной заказчик застройки. Легендарное «московское барство» явно утратило свои позиции. На первый план во всех областях городской жизни выходила буржуазия - московское купечество, определявшее буквально все вопросы жизни города: благоустройство, просвещение, здравоохранение. Все эти перемены были прямым результатом огромных социально-экономических сдвигов, происшедших в России после Великой реформы 1861 года. Московские купцы, нередко входившие в органы общественного самоуправления города, строили библиотеки, больницы и детские приюты, богадельни и школы, дома бесплатных или дешёвых квартир, театры, концертные залы, народные дома, храмы, дороги, мосты, основывали музеи, училища и университеты. Трудно представить город того времени, да и сегодняшнюю Москву, без этих многочисленных, до сих пор заметных и важных зданий и комплексов.
По оценкам некоторых очевидцев, с начала 20 века вклад торгово-промышленного класса в русскую культуру обгоняет не только вклад дворянства, но даже государственную инициативу.
Вкусам богатого купечества и обязан своим развитием московский модерн. Именно эта состоятельная и нацеленная на всё новое общественная прослойка обеспечила на рубеже веков необыкновенную «подвижность» московских эстетических критериев и сильную приверженность Москвы моде. Об особенностях нового архитектурного стиля мы поговорим несколько позже. Пока же отметим, что первым целостным произведением в стиле модерн стал особняк Кекушева (затем О. Листа) в Глазовском переулке, д. 8, созданный в 1898-1899 годах. Он и открывает временной отсчёт в развитии московского модерна, наиболее последовательно формировавшегося в конце 1890-х - начале 1900-х годов именно в творчестве этого замечательного, до сих пор недооценённого мастера. Фактически Кекушев стал и первым «заказчиком» московской постройки в стиле модерн.
С зодчим оказались связаны и другие, гораздо более состоятельные заказчики первых сооружений модерна. В 1898 году группа московских предпринимателей во главе с С.И. Мамонтовым (1841-1918) решила организовать акционерное домовладельческое товарищество, которое в начале 1899 года было официально оформлено под названием «Северного домостроительного общества». Личное богатство Мамонтова было связано, главным образом, со строительством Северной (нынче Ярославской) железной дороги. Она и дала название новому акционерному обществу - Северное. По мысли учредителей, общество предполагало возводить и перестраивать дома в Москве под гостиницы, торговые помещения и квартиры. Это положило начало новому предприятию, вскоре заявившему себя как крупный заказчик модернистских построек.
Безусловным художественным лидером «северян» был Савва Иванович Мамонтов, наверное, самый известный московский меценат конца 19 - начала 20 веков. Его знаменитый кружок в подмосковном Абрамцеве, объединивший в 1880-х годах таких крупных мастеров, как В.М. Васнецов, В.Д. Поленов, М.А. Врубель, стал центром новых стилистических поисков. Возможно, благодаря именно абрамцевскому кружку московский модерн и занял первостепенное положение среди региональных вариантов этого стиля. Ориентируясь на популярность в России новейших построек Франции и Бельгии, могущую привлечь богатых заказчиков, С.И. Мамонтов выбрал для первых построек Общества стиль модерн, ещё не имевший в то время устойчивого названия. Закономерно, что главным архитектором Северного домостроительного общества в том же 1898 году стал Л. Н. Кекушев.
ИВАНТЕЕВКА, МАМОНТОВКА, В.А. ЛЫЖИН, Л.Н. КЕКУШЕВ
Волны московского строительного и промышленного бума в конце 1890-х годов докатились и до подмосковной Ивантеевки. В 1896 году владельцем ивантеевской тонкосуконной фабрики стал московский купец Владимир Александрович Лыжин, приняв её по смерти отца.
С этого момента и примерно до 1907 года идёт интенсивное развитие фабрики, а вместе с ней и Ивантеевки. В 1900-е годы построены: конторское здание («дом для служащих»), конюшня, каретный сарай, жилая казарма для рабочих, плотина на реке Уче при тонкосуконной фабрике. В 1906 году строится новый, четырёхэтажный, фабричный корпус. Постройка дачи Лыжина датируется 1905 годом. Архитектором всех этих построек в Ивантеевке был... Лев Николаевич Кекушев!
М.В. Нащокина в упоминавшейся ранее статье об ивантеевских постройках Кекушева ( 1998 г .) пишет: «...перед нами не просто интересные архитектурные постройки рубежа веков, а подлинный градостроительный ансамбль, возможно, полностью принадлежащий творчеству Л.Н. Кекушева. Окончательно прояснить это, думается, помогут дальнейшие исследования. Сейчас же наша задача - сохранить его».
Когда и где познакомились архитектор и владелец фабрики, нам пока не известно. Однако сам факт их знакомства и плодотворного сотрудничества на благо нашей Ивантеевки не вызывает никакого сомнения.
На снимке: башенка «Ключ» и Белая спальня (справа) в начале Детского проезда. 2006 год. Фото Т.А. Полушин
* * *
В перечне построек Кекушева есть и такая: «1900-е годы. Деревянная дача и флигель Ермакова. Пос. Мамонтовка, Московская обл., ул. Октябрьская, 23». Нетрудно сообразить: это у нас, в родном Пушкинском районе. Фотографию этой постройки мы уже приводили в предыдущих публикациях. И какое тесное сплетение имён! Очевидно, что Ермаков - это А. И. Ермаков, в те времена управляющий на фабрике Лыжина. Это ему принадлежал дом рядом с дачей Лыжина (сейчас - это Детский проезд, д. 9), добровольно переданный им после революции под детский сад-ясли. Сейчас там располагается городской комитет по образованию.
Дачу Ермакова нынешние жильцы называют «дача МОНО». МОНО - Московское общество народного образования, которому примерно в 1920-е годы перешла эта постройка. Сейчас это жилой дом, в котором проживает шесть семей. Ну а почему в Мамонтовке, тоже понятно - связь с С.И. Мамонтовым и «Северным домостроительным обществом» почти очевидная. Тут «в теме» и посёлок Мамонтовка, и платформа Мамонтовская Ярославской (тогда Северной) железной дороги.
Фото
http://community.livejournal.com/ru_woodarch/120556.html Фото
http://community.livejournal.com/arch_heritage/64335.html?view=5346383#t5346383 Т.А. ПОЛУШИН
Газета "Пульс Ивантеевки" № 45 (2452) 20 июня 2009 года