Настал XXI век. Автомобилисты, отправляясь в предвыходные дни из Москвы на дачи по Ярославскому шоссе, часто попадают в автомобильные пробки в районе городов Мытищи и Королева. Объехать эти заторы транспорта можно другой дорогой. С Московской кольцевой автомагистрали на север идет Осташковское шоссе, которое через Челобитьево, Бородино, Беляниново уходит влево, а вправо через Болтино, Пирогово, Коргашино, Черкизово, Звягино идет дорога в город Пушкино. Здесь в городе Пушкино автомобилисты снова выезжают на автомагистраль Москва - Ярославль, свободно продолжая свое движение. Дорога, идущая от Челобитьево через Болтино, Коргашино, Звягино была частью Старой Переяславской дороги.
Возникновение этой дороги теряется в глубокой древности. Можно предполагать, что еще в Древней Руси она уже существовала, так как была необходимость в прокладке хотя бы примитивных дорог для сообщения между городами северо-восточной части Русских княжеств. В те далекие времена это были обычные полевые дороги, которые часто меняли свое направление. Их захватывали местные феодалы, собирая пошлины с проезжающих по этим дорогам. Дороги проходили через густые дремучие леса, из которых довольно часто на дорогах появлялись разбойники, нападая и грабя проезжающих и идущих, нападали и дикие звери, обитающие в этих лесах.
Такой была и Старая Переяславская дорога - сухопутный транспортный путь из Москвы в Переяславль-Залесский. Она проходила мимо деревень, расположенных по реке Яузе: Ростокино, Свиблово, Медведково, Раево, Таининское и далее через Челобитьево, Сгонники, Ядреево, Высоково и минуя перевоз через реку Клязьму между Каргашино и Черкизово проходила через Звягино, Кудрино, Братовщину на Радонеж (позднее через Троице-Сергиев монастырь) и далее через леса и реки в Переяславль-Залесский. Другой возможный путь этой дороги от Челобитьева был через Бродино (ныне Бородино), Беляниново, Болтино, Пирогово или Свиноедово на Каргашино к переезду через реку Клязьму.
Первые упоминания об этой дороге относятся к началу XIV века. По ней Московский великий князь Иван I Калита ездил через Кострому в Орду. Летописцы писали: «Дороги непроходимы, не дороги - тропы. Коннику и пешему они гожи, но колесам неодолимы, и в ведрое лето вязли колеса в колеях, а задождит и не вылезешь…».
С появлением в Московском княжестве Троицкого монастыря, начиная со второй половины XIV века, люди стали ходить на исповедь к Сергею Радонежскому, и эта Старая Переяславская дорога приобрела свое особое значение.
Началу походов в Троицкий монастырь великих русских князей и царей на богомолье, положил великий князь Дмитрий Иванович. Он неоднократно ходил на исповедь к Сергию Радонежскому в его обитель. Посетил он его и перед Куликовской битвой. Сергий благословил Дмитрия и, в его лице, весь русский народ, на священную брань за свободу Руси, а также предсказал ему победу. Успех Дмитрия в Куликовском сражении, после которого он получил прозвище “Донской” еще более возвысил Сергия и значение Троицкого монастыря.
Походы русских царей вошли в традицию, и ежегодно великие Московские князья и цари посещали Троице-Сергиев монастырь. Еще какое-то время царь Иван IV, возможно, пользовался этой Старой Переяславской дорогой. Его походы сопровождались громадным количеством людей, идущих пешком от Москвы до Троице-Сергиева монастыря. При Иване IV (Грозном) на пути шествия,было построено пять путевых дворцов, в которых цари отдыхали от пешего перехода. Весь переход занимал более пяти дней. Первый путевой дворец был в селе Алексеевском (на Проспекте мира вблизи метро ВДНХ), второй на реке Яузе в селе Тайнинском, третий на реке Скалбе в Братовщине, четвертый в селе Воздвиженском и последний в Троице-Сергиевом монастыре, единственный сохранившийся до настоящего времени путевой дворец.
Походы начинались с богослужения в Успенском соборе кремля, где цари получали благословение и напутствие патриарха. Перед выходом царя вперед по дороге посылался вооруженный отряд, чтобы навести порядок и очистить ее от «лихих людей». Вместе с отрядом шли дворовые стряпчие, сторожа, ситники, истопники и служивые люди которые ставили шатры и «готовили всякие обиходы».
Многие прихожане совершали свой путь к Троицкому монастырю из Москвы пешком. Время в дороге занимало около семи дней, поэтому люди останавливались на отдых или ночлег в поселениях, находящихся вблизи дороги.
Старая Переяславская дорога в те времена являлась связующей сухопутной дорогой между Московским, Переяславским, Новгородским и Великим Литовским княжествами. Она имела большое значение для развития Русского государства.
Но в начале XV века она стала менее востребованной. Так как от села Тайнинского, являющегося в XIV-XVII столетиях резиденцией царской фамилии и было близко расположено к столице Российского государства (всего в 13 верстах от Кремля), появилась новая дорога, направлявшаяся к деревне Лошаково (Большие Мытищи) и далее к Троице-Сергиевому монастырю. Это новое направление дороги - назвали Троицкой (позднее ставшей Ярославским шоссе). Тогда появлению Троицкого тракта во многом способствовали проселочные дороги между реками Яузой и Клязьмой и Клязьмой и Учой.
В месте впадения речки Работни в реку Яузу, где существовало место сбора мыта, тогда находилась деревня Лошаково (Большие Мытищи). Одна из проселочных дорог от этой деревни направлялась в район неглубокого оврага, расположенного между деревнями Тарасовкой и Куракино на реке Клязьме.
По существовавшему здесь в те времена проселку, возможно, осуществлялся волок речных судов из реки Яузы в реку Клязьму на телегах с конной тягой.
Таким образом, эти проселочные дороги сокращали путь, идущий из Москвы к Троице-Сергиевому монастырю, и послужили предпосылкой появления Троицкой дороги.
Со временем Троицкая дорога стала главной дорогой. Походы царей на богомолье в Троице-Сергиев монастырь стали проходить уже по этой дороге и превратились в демонстрацию их могущества и богатства.
Вот как описывал шествие царя Михаила Федоровича в 1635 году секретарь австрийского посольства Адольф Лизек.
Шествие начиналось пополудни, когда узкие улицы Москвы уже были заполнены людьми, пришедшими посмотреть на редкое зрелище. Впереди шествия вели два любимых царских коня. Вслед за ними двигались многочисленные украшенные золотом крытые телеги с предметами царского обихода. В них находились иконы, «путная государева постель», в «мовной» телеге везли предметы царской бани, в «портомойной» везли царское белье, в остальных телегах везлась домашняя утварь: раскладные столы, стулья и различная мебель. Особая телега «поборная» предназначалась для подарков, которые преподносились по дороге царю. Около телег шли «дворцовые служащие». Портные, служители, чистившие одежду, костоправ, крестовые дьяки (певчие, читавшие псалмы во время богослужения) и множество разных слуг. Затем следовало 62 превосходных коня, сбруи, которых были украшены золотом и серебром и царская карета, запряженная 12 лошадями, каждую из которых вели под узду два конюха. За царской каретой следовала запасная. Царские кареты сопровождали оруженосцы. Замыкал шествие отряд стрельцов. По дороге царь развлекался охотой, представлениями скоморохов и т. п.
Для простого народа эти царские шествия являлись настоящим бедствием. В деревнях и селах по пути следования высоких особ начинались работы по ремонту мостов и дорог, для этого выделялись плотники и крестьяне с телегами. Для подношений местными женщинами выпекались хлеба, калачи, пироги, пряники, а также готовились сыры, мед, квас, брага. Все это делалось в больших количествах для того, чтобы угодить всей царской свите.
Многое видели за время своего существования эти дороги: нашествие монголо-татарской Орды, движение районы. Литовских войск и Польской шляхты. По ним пытались проникнуть на север Русского государства войска Наполеона. По этим дорогам двигались пышные царские процессии повозок Петра 1 и золоченые кареты императриц и простые крестьянские телеги. А также пешее шествие императрицы Елизаветы Петровны на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, когда, пройдя с длинным посохом версты три, падала от изнеможения и после отдыха начинала свой путь снова с того места ,откуда ее увозили на отдых. По Троицкой дороге шло множество паломников в монастырь на богомолье.
Появившаяся в начале XV века в Русском Государстве Троицкая дорога впоследствии стала составной частью Почтового тракта между Москвой и Архангельском, а еще позже превратилась в Ярославское шоссе. Так возникающие в те времена тропы и проселочные дороги между поселениями людей впоследствии развивались и превращались в современные шоссейные дороги и автомагистрали.
Борис Васнёв
Вверху: Схема прохождения Старой Переяславской дороги и Троицкого тракта через Мытищинский и Пушкинский районы
http://tarasovka.ru/index.php/rus/page/road/