О фабрике "Серп и Молот"

Nov 03, 2009 18:21


     В конце 2005 года исполнилась круглая дата, которую, как тысячи ей подобных, можно посчитать значимой лишь для круга лиц, для группы людей, для коллектива. А ведь именно такие «локальные» даты вписываются строкой истории в летопись страны. Рабочему поселку вокруг бывшей фабрики «Серп и молот» исполнилось 60 лет. Чтобы сохранить историю фабрики, поселка, выросшего вокруг нее, сберечь память о людях-тружениках, в краеведческом музее есть свой, «фабричный» уголок.В музейный альбом вписаны 12 рабочих династий: Савиных, Барановых, Филоновых, Вороновых, Цветковых и других. Это своего рода Книга Памяти.
     На этой странице мы хотели бы поместить историю  одной из старейших текстильных фабрик Подмосковья (1840-е гг.), воспоминания бывших работниц.



В 1907 году организовалось товарищество Е.Арманда с сыновьями, в которое входили механическо-ткацкая и красильно-отделочная фабрики с численности рабочих почти 2 тысячи человек. В 1915 году Арманды продали ткацкую фабрику рижскому акционерному обществу “Льноджут”. Из Риги в Пушкино было перевезено новое оборудование, и фабрика стала выпускать мешковину и веревки.
     В 1918 году пушкинские фабрики “Льноджут”и красильно-аппретурная, а также Кудринская суконная фабрика (бывшая бумаго-прядильная фабрика Н.А.Неболсина в селе Никольское-Кудрино) были национализированы.

     Когда началась война и германские войска стали приближаться к Москве, рабочих  фабрики «Серп и Молот» эвакуировали, а оборудование не успели- железную дорогу разбомбили. Женщины и дети перетаскивали станки обратно и вновь запускали производство. 
     Много было горя. Но люди не черствели. И выживали...   
     Не вернувшимся с фронта после войны поставили обелиск - 210 имён высечено на нём. Каждый год в мае приходят сюда ветераны труда и войны, школьники, студенты и возлагают цветы, молодожёны останавливают свой свадебный кортеж, чтобы поклониться за сегодняшнее счастье. Потому и не зарастает эта тропа памяти.




Г. Г. БЛИННИКОВА: «Знаете, каким был наш рабочий поселок в 48-м году, когда только-только восстанавливалось после войны народное хозяйство? Несколько щитовых и глинобитных домов да бараки. Воды не было, приходилось за ней ходить далеко. В домах стояли буржуйки, а вот чем топить?! Так называемый стахановский дом, 4-этажный, кирпичный, казался небоскребом. А построен он был в 36-м силами рабочих. Как раз стахановское движение развивалось, люди душой болели за производство, бригады соревновались за звание лучшей. Наши стахановки работали сразу на нескольких станках. И наградой за самоотверженный труд для многих стали не только премии, но и жилье - комнаты в том самом «стахановском» доме. В его подвале размещался первый домовый комитет, он проводил большую работу среди населения, поддерживал связь со школой № 3, в которой учились дети рабочих.







Вы думаете, что мы только работали и работали? Днем - конечно, ну а вечером время на отдых и веселье тоже находили. Центром культуры стал клуб, здесь размещались кружки, духовой, струнный оркестры. И дискотеки у нас тоже были. Только они тогда просто танцами назывались. Плясали под гармошку, патефон, очень любили песни военных лет... На берегу Серебрянки стояли скамеечки, были разбиты клумбы - вот куда отправлялись из клуба влюбленные парочки...

За 60 лет поселок неузнаваемо изменился. Вместо бараков - «высотки», на месте молодежного общежития теперь девятиэтажка стоит, здание гимназии появилось, университет у нас «свой», районный почтамт, Центр социального обслуживания населения. А через дорогу - новый Троицкий храм и многоэтажный жилой комплекс.
     Впрочем, так и должно быть в мирное время: развиваются города, а жизнь становится благополучнее. Только жаль, уходит вместе с тем что-то щемящее, душевное, теплое, свое...»

Энергичная и жизнерадостаная Мария Григорьевна Баранова, бывшая ткачиха, вспоминает:
     «Я и сейчас пошла бы на фабрику, встала за ткацкий станок и с удовольствием изготовляла мешковину из джута и кенафа. Жаль, что фабрику закрыли. Наша продукция оказалась никому ненужной.

Нынешняя молодежь не знает, что мы в годы войны получали 600 граммов хлеба и кое-какое питание в фабричной столовой. Скудновато было, но война есть война. Тут не разбежишься! Однако сил у нас хватало. После войны многое переменилось - отстроили новые дома, получили хорошие квартиры, многие повыходили замуж или просто родили малышей».

Фабрики «Серп и молот» больше нет, оборудование износилось вконец, технологически предприятие безнадёжно отстало, качество стало хромать, производство перестало быть рентабельным. Теперь здесь разместились многочисленные цеха частных предприятий: мебельный, кондитерский, по производству столярных строительных изделий и т.д. А многие её ветераны труда, в их числе и те, кто пережил военные годы, по-прежнему живут в городе. Жизнь продолжается, идёт заведённым здесь исстари чередом. И даже живут ещё люди в этих бараках постройки 1896 года. И рождаются в них дети, продолжение рода здешних жителей...
     Это и есть настоящая живая история!




http://www.tvstart.ru/index.php?id=126

Фото:
http://fotki.yandex.ru/users/nixtan/view/189557?page=2
http://photofile.ru/users/nordprod.fotoplenka/140366019/

фабрика (завод), предприятия района, московский проспект, пушкино

Previous post Next post
Up