Обращение к президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву,
Председателю правительства В.В.Путину,
Первому заместителю Председателя Совета Федерации А.П.Торшину,
Председателю Государственной Думы Федерального собрания Б.В.Грызлову,
депутатам Государственной Думы РФ,
Министру культуры РФ А.А.Авдееву
в связи с предстоящим слушанием Государственной Думой во втором чтении (29 июня 2011 года) законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Законопроект №163864-5)
Общественность и представители экспертного сообщества выражают обеспокоенность положениями законопроекта, которые в случае их принятия нанесут невосполнимый ущерб культурному наследию народов России, в особенности неповторимому архитектурному облику центральной части исторических городов.
Мы выражаем тревогу и опасение пренебрежением Комитета по культуре ГД к массовым обращениям граждан и общественных организаций, выступивших с резкой критикой данного законопроекта, включая прошедшие митинги против коррупции в строительстве по городам России в апреле 2011года.
Самой опасной тенденцией предложенного законопроекта является попытка самоустранения государства от выполнения охранительной функции разрушение основ и механизма ее реализации, создание предпосылок для развития коррупции в данной сфере, что ведет к губительным последствиям, подрывающим основы государственности. Создается потенциальная угроза утраты государством способности самосохранения.
Законопроект предусматривает создание коррупционного механизма по принудительному заключению договоров и возложению основного бремени по охране, содержанию и поддержанию надлежащего технического состояния объектов культурного наследия на собственников (пользователей) указанных объектов без учета как функционального назначения указанных объектов, так и имущественного состояния собственников, времени и условий приобретения объектов, ухудшая тем самым условия владения собственностью. За государственными органами охраны ОКН сохраняется только функций контроля и выдачи предписаний. При отсутствии действующего механизма охраны и помощи со стороны государства, законопроект делает задачу сохранения ОКН невыполнимой, неминуемо обрекая собственника на нарушение законодательства в области охраны ОКН, а, как следствие - на утрату собственности.
Антисоциальная направленность данного закона против собственников помещений многоквартирных домов, приведет к депортации коренных жителей исторических центров городов и сделает возможным лишение их конституционного права на жилище, что вызовет протестную реакцию общественности.
Судьба объектов, которые нельзя продать (руины, памятники военной истории, мемориальные места и пр.) вообще остается за рамками настоящего закона, получается, что они никому не нужны и их естественная судьба исчезнуть!
Просим Вас поддержать инициативу представителей профессионального сообщества и широких кругов общественности, направленную на снятие с рассмотрения указанного Законопроекта и разработки нового Закона об охране объектов культурного наследия, содержащего действенный механизм охраны и защиты культурного наследия как национального достояния России с обязательным проведением экспертизы на коррупционность.
В связи с принимаемыми в последнее время антисоциальными законопроектами, имеющими громоздкую структуру, сложный язык (манера изложения), неопределенность терминологии и понятийного аппарата, запутанность и непрозрачный механизм действия, делающий возможным неоднозначное толкование законодательных норм, вызывают тревогу и озабоченность неравнодушных граждан. От лица общественности мы хотим поставить вопрос о необходимости персональной ответственности законодательных органов за качество разрабатываемых и принимаемых законодательных актов и каждого конкретного депутата за предлагаемые им законопроекты, вносимые поправки и голосование по законопроектам.
Координационный Совет общественных организаций по охране культурного наследия