Каждый из нас знает, что такое реклама и каков в ней процент правды. Почему люди все равно верят в чудодейственные биодобавки и кремы, путаясь в псевдонаучной лексике этикеток? The Guardian
объясняет, отчего лженаука популярна даже в наш рациональный век и какие схемы мышления делают нас уязвимыми перед ней.
Обществу свойственно принимать снобизм ученых в штыки, пишет Guardian. Многие попросту завидуют образованным людям, поэтому склонны пренебрегать их заумными речами. Вероятно, среди специалистов высокого ранга действительно есть много тех, кто смотрит на менее ученых соратников свысока. Однако несправедливо считать такими всех представителей научного сообщества.
Профессор Королевского Мельбурнского технологического института Кристиан Беренбрух как минимум три часа в день тратит на борьбу с лженаукой, пишет Guardian. Беренбрух рассказывает, что там, где замешаны деньги, науке не оставляют места. Из-за распространенности псевдонауки технологическим компаниям бывает очень сложно привлечь инвесторов из-за их страха быть вовлеченными в шарлатанство. А такие истории, особенно если инвестор не очень сведущ в науке, случаются повсеместно.
Особенно плохо дела обстоят в медицине. Беренбрух рассказывает, что там, где есть человеческая надежда, обязательно появится заблуждение. По его мнению, медицина деградирует, и чем дальше, тем меньше новых методов лечения мы можем изобрести. В этом и кроется опасность.
Ученым, которые действительно хотят поделиться своими знаниями с широкими массами и популяризировать науку, часто приходится сталкиваться с распространенными предубеждениями, жалуется Guardian. Именно благодаря им лженаука и процветает. Издание решило разложить поведение «заблуждающихся» людей по полочкам, вероятно, в надежде на то, что в них мы узнаем самих себя и впредь будем аккуратнее. Вот наши основные ошибки.
Сожаление о потерянных средствах. Наверняка почти каждый бывал в ситуации, когда купил билеты на неинтересный фильм и в итоге тратишь впустую не только деньги, но и время на его просмотр, лишь бы оправдать цену билетов. Тот же принцип действует, когда человек ударяется в какую-то теорию и чем дальше, тем яростней ее отстаивает, даже если в какой-то момент внутри себя осознает ошибку. Отступиться от идеи на полпути означает признать, что ты изначально заблуждался. К сожалению, не все на это способны.
Следование шаблонам. Мы все программируемся обществом мыслить стереотипами. Это часто приводит к тому, что они видятся там, где их на самом деле и нет. В народе это окрестили «притягиванием за уши» - человеку хочется чем-то оправдать полюбившуюся теорию, и он выбирает выгодные ему факты, игнорируя другие, иногда очень важные.
Иллюзия группирования. Через наш мозг ежедневно проходит огромное количество информации. В таком бесконечном потоке часто бывает сложно уберечь себя от ложных выводов. Нередко нам подсознательно хочется соединить в действительности не относящиеся друг к другу элементы. В этом случае мы поддаемся иллюзии и группируем факты ложным образом. А отказаться от получившейся красивой картинки впоследствии бывает очень сложно.
Эффект Даннинга - Крюгера. Пугающий термин скрывает за собой всем знакомую схему: чем меньше человек знает, тем он увереннее в себе. И наоборот, чем образованнее человек, тем больше он сомневается в своих знаниях - известная сократовская формула «я знаю, что ничего не знаю».
Все это затрудняет коммуникацию между широкой публикой и настоящими учеными. Вероятно, главный путь к преодолению этого - работа над собой. Однако также очень важно, замечает Guardian, чтобы научное сообщество не только ждало, когда многие прозреют и откажутся от лженаучных теорий, но и умело действительно увлечь людей правильными идеями.