ЕСЛИ РОДИТЕЛИ САМИ НЕ НАУЧАТСЯ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ, В БЛИЖАЙШИЕ 4 - 5 ТЫС. ЛЕТ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ УЖЕ НИЧЕГО НЕ БУДЕТ
Александр Привалов, научный редактор журнала «Эксперт», вспоминает знаменитые слова канцлера Бисмарка о том, что битву при Садовой выиграл немецкий школьный учитель. Привалов констатирует, что система российского образования мертва, а это приговор стране. При этом он полагает, что сделано это сознательно: раз уж вся страна разрушается, то надо разрушить и образование. И оно разрушено уже настолько, что если кто-то захочет его восстановить, то создавать систему придется заново, на пустом месте.
Во всем, что делается в правительстве с образованием, нарушен главный принцип. Он таков: в школе, в школьных делах понимает ровно один человек - учитель. Тот, кто не ходит в класс - причем не иногда, в качестве свадебного генерала, - а каждый день или хоть несколько раз в неделю, тот вообще, по-хорошему, должен бы молчать об этих делах. Молчать и вежливо слушать, что добрый учитель скажет. Но сделано ровно наоборот. Единственным, кто не получил никакого голоса в ходе бесконечной реформы образования, оказался учитель. Собственно, этого достаточно, это приговор.
«УЧИТЕЛЯ ЗАБЫЛИ СПРОСИТЬ? - ЭТО ПРИГОВОР ОБРАЗОВАНИЮ»
Лет примерно 15 назад захотелось мне для журнала «Эксперт» поговорить на гуманитарные темы с тогда еще живым академиком Александром Михайловичем Панченко. Звоню ему, он подходит к телефону, и я представляюсь и говорю: «Скажите, Александр Михайлович, что с нами происходит?» Если вы хотя бы раз видели его по телевизору, то помните его великолепный могучий бас. И вот он говорит мне по телефону: «Ну что, - своим могучим басом, растягивая слова. - Мы - гибнем». Мне это запомнилось на всю жизнь. Запомнилось в первую очередь потому, что он оказался прав.
В случае с образованием - мы можем констатировать, что оно погибло. Образование как единая система, на мой взгляд, находится за точкой невозврата. И восстановить его, пожалуй, уже нельзя. Если когда-нибудь у кого-нибудь дойдут руки, образование придется делать заново.
Дело в том, что если смотреть на образование - прежде всего школьное - оказывается, что это такая двойственная вещь. Выполняет она две ключевые функции. С одной стороны, образование - это система социализации конкретного индивидуума. Ходит в школу маленький человек. Его там через какие-то шестеренки пропускают, он выходит индивидуумом, социализированным именно в этом обществе - готовым для жизни, дальнейшего продвижения именно в нем.
С другой стороны, система образования - это, конечно, нациообразующая институция. Знаменитая фраза Бисмарка о том, что битву при Садовой выиграл школьный учитель, об этом и сказана. Без прусской школы не было бы прусской армии, не было бы прусского государства: прусская школа сделала нацию, которая оказалась способна на такие-то деяния. Такой вот штуки, как школа, которая была бы готова воспроизводить нацию, в России больше нет.
«НАШЕ ГОСУДАРСТВО ПОЛЬЗЫ В ОБРАЗОВАНИИ НЕ ВИДИТ»
У меня нет ощущения, что школы не стало случайно. У меня есть ощущение, что она была сознательно реформирована таким образом, что в итоге оказалась разрушенной. Потому что, когда идет броуновское движение - чисто случайное, что в голову взбредет, то мы и воротим, - то исходя из простых соображений теории вероятности, должно быть что-то на пользу, а что-то во вред. Но здесь, в образовательной реформе, если и есть какие-то плюсы, то их надо очень специально искать. И я их, честно говоря, не вижу.
Я бы рад был присоединиться к модным сегодня конспирологам и сказать, что реформа - это заговор мировой буржуазии или еще чей-то. Но самое плохое в том, что и этого я сказать не могу. Потому что даже и заговора там не видно. Единственное, что прослеживается в этом бесконечном реформировании (вообще, это совесть надо иметь: более 10 лет непрерывно реформируют; лучше бы уж взяли и убили сразу!) - так вот, единственный замысел, который прослеживается с начала до конца - это замысел экономии.
Читать дальше по
ссылке