Зачем мне Бог?

Oct 18, 2013 16:43


Я - атеист. Но не воинствующий. Я считаю, что бога нет, но меня совсем не напрягает и не раздражает, что близкие мне люди думают иначе. Это не тот вопрос, по которому я готов спорить и ссориться. Ни у кого нет монополии на истину. Пусть каждый считает как хочет. Вера - приватная тема.

Я думаю, что понимаю, почему мне не нужен бог.

Во-первых, я смирился со своей смертностью и не боюсь пустоты, которая наступит за чертой.

Во-вторых, я спокойно отношусь к жизненным успехам и неудачам, находкам и потерям и не чувствую потребности приписывать их действию потусторонних сил. Они - результат моих собственных действий (или бездействия) в контексте мирового хаоса.

В третьих, я согласен с Далай-ламой, что этика вне религий, и не нуждаюсь в каких-либо установках, чтобы отличить добро от зла. Справляюсь с этим своими силами.

Я отдаю себе отчет, что отличаюсь в этом от большинства людей. Большинство верит в жизнь после смерти и в нематериальный мир. Эта вера инстинктивна. Как биолог, я знаю, что потребность в вере заложена у нас в генах и сопутствует присущей нам способности к сознанию и воображению. То, что у одних этот инстинкт приводит к "истинной вере", у других к агностицизму, а у третьих остается не реализованным, означает только лишь, что все мы разные.

Для многих вера необходима, чтобы объяснить необъяснимое из того, что происходит с ними и вокруг них. Будучи профессионально подготовленным в вопросах познания природы, я знаю рациональное объяснение многим вещам, обычно приписываемым богу, таким как любовь, сострадание, альтруизм, полет воображения, вдохновение и т. д. Я думаю, что те вещи, которые я объяснить не могу, все же имеют рациональное объяснение, просто мне оно неизвестно.

У меня есть серьезная проблема с организованной религией, т. е. с церковью и с ритуалом. Я достаточно хорошо знаю историю и устройство общества, чтобы понимать, что без церкви религия едва ли возможна. Но церковь, будучи сугубо мирской организацией, находится в неизбежном и перманентном конфликте с идеальным аспектом веры. Мы видим это ежедневно и повсеместно. Это противоречие есть одна из причин, почему мне трудно поверить в бога.

Конфликт между боговым и кесаревым частично был разрешен отделением церкви от государства, хоть и не полностью. Если под влиянием каких-то экстраординарных обстоятельств я дойду до того, что поверю в бога, то это будет одна из религий, претерпевших реформацию  - т. е. не ислам, не православие и не ортодоксальный иудаизм.

И уж точно, государство, опирающееся на религию, для меня является безусловным злом.

Нынешняя российская дискуссия между верующими и безбожниками, по большей части видится мне как суррогат политического спора между сторонниками организованного промывания мозгов во имя державы и приверженцами индивидуализма и свободы.

На чьей стороне в этом споре Бог - совершенно не очевидно. Если он есть.

Оригинал

перепост, религия

Previous post Next post
Up