Такие разные профессии: продавец

Jun 20, 2010 22:01

Вот решила новый цикл статей запилить. Этакую правду-матку о плюсах и минусах работы на различном поприще. Увы, о представителях многих профессий судят предвзято и шаблонно, анекдоты слагают. Чего стоит только секретутка из лихих 90-х... Да и сейчас ситуация почти не изменилась. 
Хочется внести некоторую ясность. Некоторые из этих профессий я мерила на себя, в других сферах трудятся друзья и знакомые, да и как кадровик могу наблюдать ситуацию как под микроскопом и делать выводы.
Начнем. Сегодня на повестке дня продавцы. Те милые, очаровательные создания, которые взвешивают овощи в супермаркете, приносят коробку с сапогами нужного размера и безропотно сносят обиды и оскорбления разгневанных клиентов. Или хамят, или подкладывают пару гнилых яблок в пакет, чтобы не вычли из зарплаты... В советские времена это была очень престижная профессия и весьма денежная - помним торговлю через черный ход и прочие дефициты? Тогда товар не покупали, а доставали. Редкий и хороший товар - по знакомству. С продавцом.
 

Отсюда и некая заносчивость последних, и хороший достаток, и возможность иметь все лучше, чем у других. Но, это расхожее мнение, разумеется. Детское воспоминание - эпоха 80-х. Знакомая моей бабушки работала в Детском мире на Лубянке - важная такая дама. А с ее внучкой мы вместе копались в песочнице. Никогда не забуду ее подарка - резинки для волос с бело-вишневыми шариками. В сельской местности такого не купишь. Ну, и первое путешествие в Детский рай мир было как посещение  музея...
А что сейчас? Море товара и море бутиков. Шикарные ТЦ с вылизанными кафельными полами, с кондеями. Залитое  пространство света и музыки - на любой вкус. А вот кто за прилавком? Чаще всего это молодые девушки и юноши - студенты-заочники, чаще из не слишком обеспеченных семей, которые как-то пытаются себя обеспечить, свежевыпустившиеся из школы товарищи, не желающие учиться и делать карьеру. В детских, книжных магазинах и супермаркетах замечены дамы более солидного возраста - и тут две крайности: вполне образованные и культурные - в книжных (не во всех!) и обиженные на жизнь, в кредитах как в шелках и с большим недовольством все и вся. Других типов пока не встречала. Юноши как правило идут в магазины электроники и бытовой техники, спорттовары, реже - одежды. Логично, чтобы продать комп или мобилку - нужно хотя бы немного в них разбираться. 
Отдельная категория - продавщицы в элитных бутиках. Модельная внешность, опрятный внешний вид, надменный взгляд и абсолютное умение запудрить мозги кому угодно. Богини! :)) 
Однако по обратную сторону прилавка все выгладит не так весело и интересно. 12-13 часовая смена два через два или три через три. Материальная ответственность, во время смены выйти из торгового зала практически невозможно. Хочешь в туалет - пиши в специальный  журнал. 99% - нельзя присесть. Просто не предусмотрено.
Милые дамы, вы много стульев видели в лэтуалях и дугласах, оджи и прочих лавочках? То-то. А кто знает, как сильно болят ноги к концу рабочей смены от стоячей работы, как ноет спина? Что по ночам сводит мышцы? 
А еще не во всех торговых точках хорошо работает вентиляция, что кондеи ломаются и не всегда чистятся. А это чревато болячками всякими... Еще ходят надсмотрщики супервайзеры, выкладку приходится переделывать по много раз. Помню, как приходилось мыть полки в магазине (одна из обязанностей, кстати) ядовитым МистеромПроппером, от которого руки покрывались сыпью и опухали. Никого не колыхало, что у меня аллергия на большинство чистящих средств. Честно? Жалко ребят, которые идут работать в сетевую розницу. Просто по-человечески. А ведь во многих местах предусмотрен оклад (копейки) + проценты от продаж. Здорового коллектива в таких местах не бывает. Одна бывшая однокурсница работала в крупном магазине меха и кожи - их много по Москве - тот еще зверинец, чуть не до драк доходило. В моем магазине поощрялось стукачество - зашел сотрудник выпить таблетку от головы в подсобку, а на выходе с него уже требуют объяснительную. Подруга рассказывала - в крупном магазине косметики управляющая орала на сотрудников: продавайте все подряд, к черту детали! Да подороже товар пихайте. А еще был случай, как барышня продала крем для интимного ухода как лечебный для лица от морщин. 
А еще на сотрудниках супермаркетов хорошо экономить. Около моего дома распологается "Седьмой Континент" - известная бяка. Летом была свидетельницей диалога между кассиршами:
- Маш, ты меня не подменишь? 
- А чо так?
- Да супу нашего поела. Плохо мне. (известно, что в этом замечательном месте сотрудников кормят на месте просрочкой).
А еще есть идиотские распоряжения руководства, которые надо выполнять. В том же континенте красная икра стоит в коробках под ногами кассирши. На руки из холодильника не дают - ни-ни! Стибрите. А вот покупателей травить - милое дело. Как-нить сфотаю, выложу. И попробуй сотрудник возразить - прав у него как у букашки. 
А есть еще вип-клиенты. Если работаешь в вип-бутике - будь готов выслушивать море гадостей и глупостей в свой адрес. А в ответ надо улыбаться, возражать - ни-ни! Была у меня недавно на собеседовании барышня - бывшая сотрудница бутика. Разумеется, спросила, как работалось. Присесть - нельзя, руки скрестить на груди - нельзя, облокотиться о полку или стойку - нельзя. Еще полно камер натыкано. Чуть что - штраф. Боже, и неужели нет ни капли самоуважения в человеке, чтобы идти работать на такие условия?! Идут. Чтобы не думать, другие пытаются еще и о карьере помечтать. Наивные. О собеседовании в одном из таких бутиков мой самыйпервый пост в ЖЖ. Как раз классический случай из серии "как не надо делать".
Кстати, не во всех местах нормальное обучение. Ни товару не учат, ни этике... В джинсовом магазине Collins ребятки очень живые и проворные. Да, здороваются, налетают кучкой. А вот определить и подобрать нужный размер они редко когда могут. Меня мучили зимой минут сорок и все без толку. И из достоверных источников знаю, как их там прессуют. 
Часто оформляют не по ТК - зарплата вчерную, одна девушка знакомая рассказала, как она с коллегами сдала трудовую книжку инспекторше, а при увольнении в ней не было нужных записей! О как. 
Я вот только не понимаю, зачем это все. Неужели измученный, униженный продавец с чудовищной болью в ногах и натужно улыбающийся, который носит на себе полки с перфорацией (из железа, между прочим) - хороший сотрудник. Что-то не верится. Зато он абсолютно управляемый, исполнительный и не думающий. Он не качает права, не возражает. Можно заставить его хоть в дерьме ковыряться... Где там спесь советских продавщиц с помадой цвета фуксии, золотыми зубами и синими тенями на веках?
Вчера я писала о "Бутике маленького черного платья" на Арбате. Образец того, каким хорошим может быть продавец и какие хорошие могут быть условия работы - весьма тяжелой, надо сказать. Пуфики, дама может и сидеть, когда покупателей нет, и вполне довольная и веселая. Никаких форменных блузок и галстуков-удавок... К такой приятно просто зайти и поделиться хорошим настроением, а заодно и покупку сделать. Но это исключение, причем очень редкое. А чаще встречаю бледных тощих барышень с невероятной тоской в глазах. 
Так что юные друзья, если у кого есть сомнения и иллюзии по поводу этой работы - подумайте раз десять, прежде чем туда идти. И если серьезно - журналистка КП несколько лет назад проводила эксперимент на себе.
Почитайте, получите большое удовольствие. Здесь, здесь, здесь и здесь.

карьера

Previous post Next post
Up