Кризис в торговле. Мода: взгляд из другой точки

Jun 01, 2015 14:36

О покупке, продаже одежды и найме персонала в «шмоточные» магазины писала уже очень много. Настало время как-то все обобщить и понять, что происходит на модном рынке сейчас, почему и какие перспективы возможны.
В апреле этого года я посетила семинары Таши Строгой (та самая «Снимите это немедленно») и была немного поражена и шокирована. По вопросам из зала и тому, о чем шла речь - что какого качества и в каких «брендовых» магазинах покупать, я поняла одну простую вещь. За почти 15 лет бума на торговые центры и модные западные марки одежды, заполонившие нашу страну, народ даже понятия не имеет, что одежда (причем хорошая!) может продаваться где-то еще, а не только в тц и интернет-ебэях, алибабах и прочих ресурсах.
Немного истории. Как нас одели в униформу.
Начало-середина 2000-х. Открытие торговых комплексов МЕГА, если брать Москву - то это еще Европейский, и далее по увеличению: Ереван-Плаза, Золотые Вавилоны, РИО, Атриум и т.д. Как там у Колышевского? «Плохие магазины для людей с дурным вкусом». Так как рост торговых площадей был как грибов после дождя, то вскоре на каждой станции метро из стало по 3-4 штуки, если не больше. Та же когда-то родная станция Беляево, где кроме рынка и Седьмого Континента (первого, в формате универмага) не было ничего, сейчас их этих тц штук пять.
Параллельно внедрили и устаканили традицию для российских семей. В выходные все семья грузится в машину, едет в ближайший тц с Ашаном, далее в лучшем случае кино, макдак, иногда магазины одежды и финал - сам Ашан со сметанием полок в огромные тележки. «Дешево, чо?». Акции «все по 100» развили устойчивое клише, что в ашанах всегда дешево и можно сэкономить. В результате тележка всякого барахла (половина из которого затеряется в недрах холодильника и по истечению срока годности будет выкинута в помойку), семья мается в длиннющей очереди, после чего злые и задерганные, с пустыми кошельками, люди возвращаются домой. Выходные удались!Аллилуйа!
А при чем тут одежда? А при том. Пока идет блуждание по тц с витиеватыми переходами и эскалаторами, в лицо светит тысяча витрин, суются листовки, куча манекенов и громкая музыка делают свое дело. Не надо быть специалистом, чтобы понять, как действуют на мозг бесконечные и разносортные информационные потоки: канал восприятия забит, человек плохо соображает что такое хорошо и что плохо, зачем он вообще сюда пришел. Подсунь человеку, выбитому из состояния равновесия китайское фуфло за астрономические деньги и скажи что круто - либо возьмет, либо возьмет потом.
Плюс агресивное навязывание брендов - программы типа «Снимите это немедленно», где показывали и тц, и логотипы магазинов, где одевали героинь (надо сказать, первые выпуски программы действительно были хорошими и информативными). Респект и уважение создателям программы и ведущим, что подняли важнейшую тему оформления внешности и важности домашней одежды как таковой.


Народ в массе понял, что одеваться как в 90-е на рынках некомильфо и ломанулся в тц. Конечно, в плане удобства это было круто. Примерочные, свет, одежда с экзотическими названиями - все эти западные элементы сладкой жизни подействовали на нашего человека как пыльца на пчел.
Пришли к нам магазины Motivi, Zara, Mango, Naf-Naf - целая куча забугорных и раскрученных брендов. Появились со временем и наши - Кира Пластинина, Incity. Помнится, открывалась франшиза (т.е. собственники и управленцы наши, а бизнес-модель покупная из-за бугра. «То же, да не то же»). Потом была эпоха прихода иностранцев в российский бизнес по принципу «щас мы вас научим торговлю вести». А на самом деле все банально и просто. Одежный рынок России один из немногих, дающих прибыль. Я про fashion сегмент говорю, что происходит в спорттоварах и ювелирке - без понятия, как отдельная тема - люкс. Тот, который держат «Джамилько» и «Боско». Что там происходит - без понятия. Мы сейчас говорим о масс-маркет и среднем сегменте, которого у нас так и не выросло.
Россиянкам так нравится наряжаться в отличие от норвежек или немок, к примеру. Посмотрите в поездках, как одеваются местные - штиблеты удобные, куртец или пуховик вместо нашей шубы или дубленки (экологини!!!), штаны - и пошла себе. Наши носят шпиляры, раскрашивают лица под хохлому (хотя русские в меньшей степени, дагестанки делают это совсем уж безбожно). Ну и тряпки, конечно: люрекс, лейбак на выворот, чтобы все видели, что фирмА! И чтобы каждый сезон новое, модное. Желтый, не желтый, полоски - идет-не идет уже не важно. Главное шмоткой показать, что ты купила ее в этом сезоне.


Насколько помню, качество до определенного момента было сносным, хотя бы нитки не торчали. Но потихоньку полиэстер заменял в коллекциях натуральные ткани. Уже в 2009 была в Европейском, там что-то банальное было надо - типа водолазки. Помню, зашла в какой-то из магазинов, глянулось трикотажное платье. Рассмотрела ближе: уже деформированное и все в петлях, полусинтетика, цена вопроса 5000 р. Сфига ли при явном магазинном браке такая стоимость? За что? Бренд? Громкое имя, за которым ничего не стоит.
Конечно, сама носила платья из Зары и штаны «Маркс энд Спенсер». Альтернативу тц с массовым закрытием вещевых рынков уничтожили напрочь. Работала сама в брендовой компании. И конечно из разных соображений соблюдения корпкультуры, особенно в общении с соискателями носила то, что наши итальянцы шили и продавали. 2012 - осенняя коллекция через раз ничего, а дальше по наклонной. Все кривее швы, полиэстер везде, куртецы 48 размера с огромным объемам в районе живота и груди и узенькими-преузенькими рукавами. Вещь своего размера подобрать нереально. Помню, в Белой Даче разбирали поставку. Все искрит - статика, на полу осыпавшиеся нитки и запах хламья от плохих красителей.
Тогда я много ходила по другим магазинам - хантила, узнавала про условия работы. Так вот: ассортимент одинаковый был везде. Разница только в нашивке, по которой опознавается бренд. «Лицензионный Китай», «итальянские технологии» - это все жвачка, которую вкладывают в мозг надрессированные продавцы. С H&M была история. Купила ажурный свитер, который лез безбожно, пачкая белыми клоками брюки. У меня эта шерсть была в волосах, ушах - да везде. После стирки еще все это растянулось и было выкинуто. 2 тысячи рублей в помойку плюс геморрой с чисткой брюк.


На снимках, имхо, не красота и женственность, а униформа. Ребята по краям не в теме, как и толстая тетя в центре (главред "Гламура", кстати). Я про девочек. Так одеты все, просто штампы и кальки.
Индивидуальность - это вот:


Кому интересно, дам явку где подобные вещи можно купить и заказать индивидуальный пошив, причем помимо очень красивых комплектов есть и более практичная одежда. И цена вопроса адекватная. Я сама клиентка этого мастера.

Осень-зима 2013-14 в масс-маркете пошилась совсем уж тошнотворная. Размахайки черно-бордовых тонов, невнятные синтетические полушубки. И это везде, куда ни зайди. Спад в продажах ощутили практически все одежники еще с начала и весны 13 года. Знаю, так как общалась с кандидатами, региональными управляющими и т.д. И совсем уж грустно прошла зима 14 года. Летняя распродажа началась месяцем раньше. А потом добавил жару финансовый спад прошлой осенью. И целая куча магазинов закрылась. Тот же «Маратекс» свернул Esprit, River Island.
Сейчас мы наблюдаем пустые тц. И в плане площадей и в плане людей. До отъезда была в Меге Белая Дача - Икея полна, ресторанный дворик битком, в быдлоашан не заглядывала. Магазины состоят из спящих продавцов и охранников. Все! Рынок просто сдох.
Или нет? Спрос на качественную одежду никуда не делся. Люди ищут, пока был не сильно дорогой евро, ездили заграницу за покупками, выискивают маленькие магазинчики и бутики наших дизайнеров и т.д. Каждый крутится как может. Только как в СССР за спицы и машинки все же не сели от глобального дефицита.
Народ идет туда, где хорошее качество. Мы к «Кашемире Москвы» это ощущаем как нигде. Люди были и осенью, и весной затоваривались, вгоняя в пот наших сотрудников. И конечно, при примерках все крутят-вертят, пытают что за материал и как где пошито. Нам-то стесняться нечего: шьем во Владимире, мастерицы наши, ткань - шерсть качественная, полиэстеры не рядом, только до 50% в подкладе, чтобы при чистке и хранении не деформировалось ничего, корсетик такой для пальто. Вот у нас и все хорошо.
Кстати, пальто на этой девушке наше:


В Санкт-Петербурге помню был обзор открытий - в тц «Галерея» открылся магазин Ianis Chamalidy (отечественная марка одежды - нарядные платья) и в первый месяц платья разошлись как горячие пирожки. Была я там в начале мая. Уютно, интересно. Несмотря на май и солнышко, вовсю продаются пальто. Вот кстати, одна из ошибок западных брендов: унификация. Во все магазины весенняя коллекция завозится в январе, и не важно какой город - Ростов или Новосибирск, будут 1 февраля продаваться во всех магазинах сети полиэстеровые цветастые проститутошные шортики. Мы когда сами магазин в Нижневартовске открывали, поразились, что разницы в ассортименте и сроках не будет. Когда все это в новинку - прокатывает, но когда тебе в мае приспичит свитер купить, потому что погода испортилась, попробуй, поищи)))
И кризис в модном рынке случился не потому, что политика, санкции, евро и недостаток финансирования, а потому что задолбали гнать сюда ширпотреб. Народ сначала ел, потом удивлялся, потом нахрен все это послал.
Сейчас если в «брендовых» магазинах и покупается что-то, то скорее это универсальная хлопковая футболка с джинсами, либо что-то кричаще-трендовое и уж совсем упертыми модницами. И чего удивляться, что «эти рюсские наше гавно не хотят покупайт»? Чего ж людей за идиотов считать? И как веревочке ни виться, как говорят в народе.
Кстати об НЛП, маркетинговых уловках и прочих ухищрениях, на которые идут компании ради повышения продаж. Знавала я в юность оную одного невролога-физиолога, интереснейший дядька. Кроме потрошения мозгов в университете преподавал. Рассказал статистику, что во время предвыборных кампаний резко увеличивается уровень психических расстройств у людей. Кащенко забиты. На вопрос мой почему так, ответил, что мозг -  это простая и умная штука. Где-то глубоко внутри понимает, когда его дурят. Вот интересно, какова статистика за последние 10 лет  - агрессивная реклама и продажи хотя бы в рамках одной взятой Москвы. Было бы интересно изучить.
Ну и о перспективах. Самый дорогой ресурс для жителей городов - время. А значит, отток внимания и денег в интернет-магазины неизбежен. Замкадным и закадным тц в пригородном зажопинске будет искаться альтернатива ближе к дому-работе, а значит, стрит-ритейл будет в почете. Если футболку легко купить за глаза, то более существенные вещи - белье красивое, верхнюю одежду надо хорошенько пощупать и померить. Классические магазины никуда не денутся. Люди в кризис экономны и осмотрительны, а значит абы что брать не будут и будут искать гарантий и качественных вложений в хорошие вещи. Есть спрос- будет предложение.
Будет отток гигантизма и унификации. На смену крупным сетям придут компактные магазины с собственным производством и ателье, чтобы понравившуюся вещь тут же подогнать по фигуре. Большой плюс таких компаний - маневренность и возможностью не только оптимизировать расходы, а управлять качеством как производимого товара, так и качеством продаж.
Процесс этот очень небыстрый, но он уже идет. Вот одно из доказательств:
http://47news.ru/articles/84951/
Очень-очень жду открытия магазинов с одеждой среднего сегмента отечественного производства. Незанят рынок хорошей обуви. Отечественная слишком грубая и ее мало, люкс неоправдано дорог, а золотой середины нет. Удобную обувь, сшитую в Румынии, Польше в Москве не найти. Только «лицензионный китай». Год назад в Rockport купила такой. Растерли пятки в мясо через колготки. Брала Hogl балетки. Сколько носила, столько пальцы ног были черно-синего цвета. Да боже ж ты мой, сколько можно? Хорошие туфли не трут! Это аксиома. Почему я сейчас в новых польских босоножках, привезенных из Риги (маркировки тщательно проверила перед покупкой), цена вопроса 30 евро и я бегаю в них без носков и подследников, не рискуя ничем? И завтра не приклею под это дело пластырь. Проверено опытом покупок «ин зе там».
Жду позитивных и качественных изменений и надеюсь. И в одежде и в обуви. Очень хочется качественно другого, носибельного дизайна и удобства. Хочется разнообразия в цвете и фасонах. Глаз режут одинаково одетые женщины в джинсы-футболку и мужчины в педиковатом стиле в штиблетах на босу ногу. Стиль норм-кор, пропогандироемый везде и всюду попросту тошнотворен на мой взгляд.


Хочется женственности, закрытого и не перетянутого тела, брюк и джинсов с нормальной линией талии, а не так, чтобы кусты виднелись. Достало. Жутко выглядят черные трикотажные шапочки с вуалями и оголенное до невозможности женское тело.
Растекшееся тело жирух из-под утягивающих штанов, эти переливающиеся при ходьбе булки вызывают рвотный рефлекс. А если при этом «тесто» выливается через босоножки с платформой и шпилярами на асфальт…буэ!
Как же хочется, чтобы эта дурная эпоха «брендовых китайских шмоток» свалила уже наконец. Ведь возили же раньше одежду из Польши, Италии, Франции - без узнаваемых лейблов, но хорошую. Шили московские фабрики. В институте сама одевалась на бирюлевском рынке - неубиваемые юбки, костюмы, пальто. Верните хотя бы это. Развесьте в тц, включите свет в примерочной. Люди сами все найдут и купят.
Прошлым летом ездила на Дубровку - конечно, 60-70 процентов ерунды, но: если поискать, можно классно и недорого одеться. Есть контакты с российскими дизайнерами, что-то можно поискать по шоу-румам. Цены разные, качество нормальное найти можно. Но это все как всегда сложно и долго. Дефицита на одежду нет, но найти хорошую трудно.
Так что посмотрим, как оно будет дальше. Рынок - хорошая штука, аутсайдеры, негибкие и переоцененные вылетают в трубу.
Самой интересно)

бизнес?, красота, обсудить, модное, многобуков, мода, шмотки

Previous post Next post
Up