И снова о продавцах)))

Jan 21, 2013 20:28

Любите ли вы продавцов-консультантов так, как люблю их я? В смысле не есть, а подбирать. Как гусь сковородку! Очень! Придя в известную розничную сеть, да еще проработав некисло так за прилавком, думала, что знаю о них все или почти все. И вот уже с октября держу нехватку персонала по сети (вся Россия) в пределах 5-10%. С учетом Москвы (самый тяжелый рынок труда по продавцам). Ценой шишек, драния ушей на своей голове, проклятий и три тысячи чертей. Со всех сторон я слышу стон "мама, помоги, аааа!", воронка продавцов на входе жуткая. 
Источники: интернет-объявления, база резюме на job.ru, job-mo.ru, подписка с superjob и hh.ru. Требования - девушки 18-27 лет, с номинальным опытом на полную занятость 5-2 по 8 часов. Условия вкусные, зп аки снег белая и пушистая. Придя в компанию, была уверена, что девченки в очередь строятся, а я с метлой буду выбирать зе бест из зе бест. Какого ж было мое удивление, когда все оказалось наоборот... За каждого кандидата чуть ли не драка. Предложений по Москве и СПб завались, барышни, ковыряя пальцем в носу нагло так спрошают "ну чо у вас, одежда, да? расскажите, а я подумаю". Неделю назад во время рейда по магазинам директора наши плакали "ну неужели им не нужна работа?".Не нужна. 
1. Наш контингент кандидатов (18-23 - в идеале) мало. Демографический спад 90х, помянем.
2. Самые ценные мозги в это время учатся. Частичников не берем, на полную занятость претендуют только заочники. Вечерники не успевают совмещать, у кого фиксированные дни посещений - отпадают автоматически. Есть общекорпоративные стандарты работы и общий график. Не мы это все придумали, из-за одного "мне надо" персонал магазина вместе с директором прогибаться не будет. Отсекли огромный кусок кандидатов, да и у тех большей частью финансовая поддержка от родителей. Остаются не сильно умные девочки без образования вообще (19 лет, барышня: "ну ничем я не занимаюсь, живу с парнем, ем, сплю" - и такие ответы не редкость) - хочется послать их в Мосводоконал или Гормост - мостовые чистить. Пробовали брать и учить - бесполезно. Двух слов связать не может, какие уж тут продажи? 
Другая категория - получившие средне-специальное образование и разочаровавшиеся в выбранной профессии. Потому что хорошая швея, парикмахер, повар со товарищи с "земными" профессиями и умненькие - на вес золота. А то что "ни рыба, ни мясо" валит работать в розницу, да еще слабо представляя, что это такое. Есть и торговые колледжи-техникумы, казалось бы - профильные. Видела много девочек. На фоне остальных не блещут. Но уже кое-что. Итого не густо.
3. Дискредитация сферы продаж и сферы услуг. Работой не дорожат, особенно молодые девочки. Они знают, что в течение трех дней найддут другую. Если мы фильтруем кандидатов, то есть куча компаний, которая как пылесос тащит в себя всех, чтобы через месяц выплюнуть обратно на рынок труда. В рознице бардак и самоуправство "местной власти" - директора магазинов, кустовые директора и т.п. Мат в торговом зале слышала не раз, в подсобках - и того больше. Привить и обучить грамотному управлению пытаемся, но не все готовы. По старинке, с шашкой наголо рубать головы проще и понятнее. Про не наши сети вообще молчу. Хожу по магазинам, испытываю культурный шок. Приглашаю на замов и директоров - так такое городят, что хочется пинком на мороз выкинуть и татуировку на лбу сделать "на директора не брать, опасно!!!" 
Девчонки выходят на первую-третью работу, везде одно и то же - мат, планы, унижение, отношение как к расходному материалу. Работает месяц-два или полгода максимум, и валит из розницы, куда глаза глядят. Это в большинстве случаев, в меньшинстве девочки оседают и работают. Но год-два на позиции продавец - большая редкость.
И с этими конфетками, избалованными предложениями работы и общаемся. Иногда хантим. Иначе нет выхода. Наши директора магазинов и кустовые тоже звонят кандидатам, но сами же жалуются, что от резюме толку ноль. Они принимают входящий поток, из тех девочек, которые заполняют анкеты в магазине. Мы работаем на фильтр, а они по-прежнему тащат всех подряд. 
Какие же есть способы увеличить результативность работы по резюме? Увеличить входящий поток кандидатов и по каким "звоночкам" определить, что кандидат вакансией не заинтересовался, хотя и записался на собеседование.
1. Фото в резюме. Пустой взгляд, поза из "кисоклассников" на фоне срача, с банкой яги, на фоне помойки и т.д. Сразу досвидос. Даже не звоню.
2. Не позвоню, если девочка пишет "повор-кандитер", "прадавец-консультан", "работа с пакупателями" и т.д. 
3. Должность указывает "продавец, секретарь, оператор, модель, фотограф" - именно так, все подряд через запятую. На деле человеку абсолютно все равно, где и кем работать. Бесперспективно и ни о чем - человек без цели, так и будет болтаться от магазина к магазину как портянка в проруби.
К предыдущему пункту: в графе "навыки" пишет: хочу работать!!!111, надоело сидеть дома." См. пункт выше: человек без цели, если б собой хоть что-то представлял и чего-то хотел, давно бы работал. 
4. Цитата из реального резюме: "Ищу работу с З/п не ниже 27 000 тыс.р., график 2/2 с 10ч. до 22ч. либо с 10ч. до 20ч. или 21ч.. Или же с з/п от 30 000 тыс.руб. с графиком 5/2 с 10ч. до 18ч. Место работы только м.Х или м.У. Других прошу не беспокоить."
Что такого, даже если предложение на 150% соответствует ожиданиям кандидатки? Если девушка еще до трудоустройства проявляет негибкость и нелояльность к работодателю, даже по уважительным причинам, мало шансов, если она проявит гибкость и лояльность в остальном. Потом будет геморой "бэйдж я не одену", "поставку разбирать не буду, в мохере испачкаюсь" и другие чудеса. Тертые мы калачи, проходили. Вот еще цитатка на ту же тему: "Ищу работу близко к дому!!! 5 2 график работы суббота воскресенье выходные!!!! Ответственная, пунктуальная, внимательная, веселая девушка, очень ищу работу! Готова к обучению!!!!БЫСТРО ОБУЧАЕМА)"
Вообще, резюме по-прежнему мой любимый рабочий инструмент. Читаешь, и такая бездна потока сознания! Аааа! Мой мозг: "Целеустремленная, позитивная, новое руководство приводит свою команду - частое явление. и тут уже от "кадра" мало зависит, т.к. речь даже не идет о том, чтобы попробовать - может сработаемся. А сразу предлагают условия мирного разбега."
5. "Актриски и прочие одухотворенные личности". Творческие барышни прекрасны. На собеседованиях с ними весело, с заданиями справляются, на работу либо не выходят, либо быстро "скисают" от рутины и увольняются со скоростью света. Компания и коллектив магазина тратит время и силы на обучение, которые улетают в трубу. Примеров в моем опыте - куча мала. Достали. Девочек из швейных колледжей зову, начинающих дизайнеров одежды - через раз. Фотографы, танцовщицы, режиссерши и прочая театралка идет лесом - даже не приглашаю их.
6. Сотрудницы ИП, бывшие риэлторы и другие барышни, привыкшие к вольностям "хочу работаю, хочу нет" и не понимающие, что по настроению сидеть дома не получится, если по графику стоит смена. Наелись мы ими. Бывшие офисные сотрудницы с трудом выходят в торговый зал. "Ой, тут стоять и работать надо! не, я пойду!" 
7. Методом проб и ошибок вычислила, что акция "приведи подругу на работу или собеседование" не дает нужного результата. Если понравится одна, а не понравится другая, до оформления не дойдут обе. Факт. Если одна девочка работает, приведет на работу другую, если что-то не понравится, то снова потеряем обеих. Плюс благодатная почва для покрывательств, а от них и до воровства недалеко. Про тот же тц Золотой Вавилон Ростокино в рознице ходят легенды, про то, как товар тащат сумками. Мафиозо!
8. Если человек сидит дома и не может или не хочет приехать на собеседование в назначенное вами время, значит: предложение не интересно/ спешит на другое собеседование, которое считает более интересным. Факт на 200%, проверяла. 
То же самое, если говорит по телефону: вы пришлите приглашение, я подумаю. Сразу досвидос, она уже нашла работу или ей не интересно.

Итак, бесполезные резюме отфильтровали. Телефонное собеседование (хотя все сказанное ниже справедливо и для личного интервью) и приглашение на собеседование.
Цыганочку с выходом нафиг! Не будем опускаться до продавцов "гербалайфа". Сначала три-четыре вопроса кандидату, чтобы понять, что за перец такой, потом кратко о компании - самое главное. Если мировой бренд - спросите, что знает о вас, пользуется ли товаром/ покупает одежду вашей марки и оценивает качество. Но! упаси боже спросить у кандидата "что о нас знаете и почему хотите работать у нас", если компания маленькая и регионального масштаба. Я очень уважаю мелкий и средний бизнес, но что такое ООО "Вектор" и ЗАО "Лабеан" против COCA-Cola? Будем честны перед собой.
Месяц мои питерские коллеги не могли закрыть две вакансии в магазине, хотя я им притащила на собеседование человек 10. Звоню, час общаемся "больной, на что жалуетесь? - на мышей!". "Они ж такие бяки, как будто от конкурентов пришли! Я им и так, и так все рассказываю, показываю, на ушах пляшу, а они послушают и не приходят больше!". Вопрос. Вот нафига тратить свое время и портить и мою, и свою работу? Если мы хотим продемонстрировать свою значимость, задаем вопросы кандидату. Сначала. Много. Обо всем - от опыта до имен кошек и собачек. Кейсы, вопросы на мотивацию. Все, что считаете нужным. Потом - лаконичный рассказ о компании-условиях, потом вопросы от кандидата. Нет их или только про деньги - вряд ли будет толк, но попробовать пригласить на пробную смену можно. Хотя вряд ли дойдет. Одно но: доброжелательный и доверительный тон, максимум личного контакта. Где надо - юмор, где надо - серьезно, но не черезчур. Вот сегодня "размягчила" кандидатку на директора магазина, она в перерыве между упоительными рассказами о своих успехов рассказала о недостаче по итогам инвентаризации в 8% от оборота. Речь идет о миллионах. Дама так смутилась, что аж вздрогнула и язык прикусила. Но сказанного не воротишь. Вот так располагайте, но держите ухо востро. Пригодится. 
После того, как питерскому магазину дала схему собеседования, вакансии позакрывали сами за неделю))))
Групповые интервью. Экономнее по времени и энергозатратам. "Не наши", которых смутит большая аудитория и необходимость что-то делать, уйдут через 10 минут.
Практика пробных смен, но о них в следующий раз!

эйчарам, кто тут просил псто о продажниках?, исследовательское, продавцы, фэйспалм, подбор персонала

Previous post Next post
Up