Говорят, что написано пером, не вырубишь топором. Еще - язык мой враг мой. О языке резюме я уже писала, теперь пора взяться за объявления. Да-да, дорогие работодатели, не только вы нас выбираете за какие-то профессиональные качества. Мы тоже выбираем.
Итак, для начала определяем сферу деятельности, в которой ищем работу в зависимости от наших талантов и профессионального опыта. Прикидываем, на какие должности и за какие деньги можем связать свою судьбу с работодателем. А что дальше? Для активного поиска вариантов множество превеликое. Это печатные издания, работные порталы с объявлениями, столбы, уклеенные бумажками, наконец. Выбираем. По опыту HR-а могу сказать, что на столбы вешают объявления либо совсем глупые и скупые работодатели, либо те товарищи, которые ищут дворников-уборщиков, либо сетевики, но как распознать последних мы еще скажем.
Просматриваем объявления. Как правило, многие соискатели сначала смотрят на уровень зарплаты. Чем больше - тем лучше. Не совсем верно. Сначала рекомендую провести маленькое расследование - а именно, провести анализ рынка труда. Просмотреть объявления о работе, сопоставить требования к опыту-знаниям-умениям и зарплату, соотнести со своими требованиями. Вычислить медиану - то есть числовые значения, встречающиеся наиболее часто. Если ваша предполагаемая зарплата укладывается в эти значения, примите мои поздравления за знание рынка труда и адекватную оценку своих талантов. Если нет, посмотрите, не слишком ли вы переоценили свои возможности?
Не советую также отвечать на объявления, в которых эта сумма занижена. Это значит, что работодатель не знает рынка труда во-первых, прижимист - во вторых и в-третьих, испортите себе нервы и реноме. По личному опыту: не факт, что за меньшую зп будете делать меньшую работу - я была на собеседовании, где за 18 штук предлагали быть офис-менеджером и бухгалтером на первичке одновременно. "А еще нам надо поставить документооборот. А то 11 лет работаем, а бумаги все теряются и теряются". От души посмеялась такой наивности.
Слишком завышенный оклад также говорит не о хорошем - как правило, это некая "средняя температура по больнице, включая морг и гнойное отделение". У нас так продажники прикалываются. Особенно компании, торгующие косметикой "средняя заработная плата - 37 200 руб". Доход у продажников складывается из многих, многих факторов. Один из них - проходимость магазина, известность бренда, наличие товара, новинок и хорошая репутация на рынке. У компании, о которой идет речь, уже давно перебои с поставками. Новинки в лечебной косметике - редкость. На полках под праздник вывалили кучу просрочки, в которую я периодически тыкаю носом администраторов. На форумах типа "книга жалоб" полно гневных отзывов. Поскольку в этой сети трудятся знакомые, знаю, что премий (те самые проценты) там давно не выплачивают, а только обещают.
Не советую пугаться, если в графе оклад указано "дог." - есть смысл поторговаться. Повторяю: не занижайте свои требования. Обращайте внимание на структуру оклада (или уточните при телефонном разговоре - что оклад, а что бонусы) - и помните, обещать - не значит сделать.
Еще неплохо бы соотнести уровень зарплаты с обязанностями. Если предстоит разъездная работа, обилие телефонных звонков по мобиле - обязательно должна быть компенсация этих расходов. Иначе придется вычесть их из зарплаты.
Часто в некоторых объявлениях указывают "наличие медицинской книжки". Практически гарантия того, что придется выкладывать деньги за ее оформление из своего кармана. Года 2 назад для непищевиков это стоило в Эрисмане где-то в районе тыщи с небольшим за минимум анализов+аттестация. Сейчас не знаю. А вот еще это говорит о том, что работодатель не уважает ТК РФ - часть шестая статьи 213 ТК "...медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя".
Если в объявлении указано "бесплатная униформа" - это бла-бла-бла и не о чем. По тому же ТК - униформа и так должна предоставляться бесплатно.
Далее. Очень неприятно читать объявления, в которых вакансия указана на английском (иногда русскими буквами) и часть объявления написана на дикой смеси из двух языков. Иностранная компания в таких случаях размещает два объявления на разных языках. В противном случае это говорит о "блеске и нищете". Дешевые понты нам не нужны.
А вот что мне попалось на просторах сети:
Секретарь
Компания : "Рога и копыта"
Дата публикации : 17.02.2010
Описание вакансии
Необходимые условия рассмотрения резюме соискателя - наличие 2-х фотографий в полный рост (в белье и деловом костюме). К резюме должен быть приложен краткий рассказ о себе.
Требования:
Исполнительность‚ пунктуальность
Отличные внешние данные‚ незакомплексованность
Ответственность‚ самостоятельность
Неконфликтность
Английский язык (начальный\средний уровень)
Обязанности:
Помощь генеральному директору компании, организация досуга руководителя.
Обеспечение жизнедеятельности офиса
Контроль над курьерами, распределение корремпонденции
Прием\отправка телефонных звонков‚ почты
Условия:
Полный рабочий день‚ 5\2
Возможен оплачиваемый ненормированный рабочий день
Бонусы по результатам работы
Параметры вакансии
Отрасль : Обслуживающий персонал, секретариат, АХО
Специализация : Секретариат
Месторасположение : Россия » Москва » Москва
Тип занятости : Постоянная
Зарплата : 40 000 - 60 000 руб. в месяц
Что-то маловато для оплаты труда проститутки, не находите?)))
А если совсем серьезно, то это на 90% объяление-развод. Работодатель, ищущий себе подружку на ресепшен, скорее всего доверится модельному агентству. Либо это способ сбора "откровенных фото" для размещения на соответствующие сайты, либо кто-то решил поразвлечься, устроив отбор моделей у себя в офисе))).
А вот еще примерчик:
Менеджер по персоналу.
Код вакансии :
Компания : "Рожки да ножки"
Дата публикации : 23.02.2010
Описание вакансии
Требования
1.Проживание в Москве
2.Интернет и домашний телефон (обязательно).
3.Пользователь - ПК.
Обязанности
1.Поддержание и развитие предоставляемой Базы Клиентов
2.Ведение документации;
3.Работа с людьми, проведения собеседований.
4.Обучение и контроль новых сотрудников.
5.Присутствие в офисе один раз в неделю, для отчетности.
Условия
1.З/П еженедельно, премии, бонусы
2.Обучение в процессе работы, сертификация, тренинги.
3.Отличный коллектив
4.Гибкий график работы
5.Работа в районе проживания.
По вопросам записи на собеседование обращаться по ICQ или по электронной почте с пометкой «по работе»
Данный шЫдевр объявления пестрит несоответствиями:
1) Присутствие в офисе для отчетности раз в неделю: вопрос: о каком отличном коллективе идет речь? Язык не повернулся написать "надомная работа"?
2) Проведение собеседований - что, в метро или опять дома?
3) Поддержание и развитие базы клиентов? Так мы людей вербуем или что-то продаем?! Или...ой, страшно предположить...и то, и другое. Гербалайф, китайский гриб - гип-гип, ура! Тоько вряд ли заработок будет законным, а работа не свернется при очередном визите в "офис" добрых ребят из ОБЭП и Прокуратуры.
Идем далее. Место работы. Важная вещь, на самом деле. По личному опыту рекомендую уточнять хотя бы район работодателя и определять, насколько удобно будет добираться. В идеале - один вид транспорта с минимумом пересадок. Если работа удалена, то это увеличение времени и расходов на проезд. Рано или поздно устанете. Еще нужно уточнить, насколько "звезlный" район - Ленинградка, Ярославское шоссе и прочие "стоячки" - увеличение времени на дорогу. По любому. Да, чуть не забыла: если планируете ездить на машине, учитывайте этот фактор втройне. Пробки - это время плюс дополнительные расходы на бензин. Не забудьте уточнить, предусмотрена ли парковка. Она может тоже быть платной. В другом случае будете бросать машину на обочине, пока ее не украдут и не покоцают.
Если в объявлении как-то слишком расплывчато указаны требования к кандидату или не перечислены обязанности, не указан профиль фирмы - даже не читайте его. Вот пример:
Еще одна вещь: если указано название компании - пробейте в поисковике гугла или яндекса. Если не увидите никаких ссылок - развод. Если есть информация о судебных тяжбах или задолженностях - не звоните и не посылайте резюме.
Другой вариант - посмотрите, какие еще вакансии этой фирмы опубликованы. Если "популярный VIP-ресторан набирает яркие кадры: шеф-повар, су-шеф, администраторы, официанты, мойщики-уборщики", то это, как правило, свидетельствует о практике массовых увольнений время от времени. Год назад я была на собеседовании в компании, которая, как потом выяснилось, была в долгах как в шелках вместе со своей "мамой". Так вот. Там набирали по-новой call-центр на входящие звонки. Предыдущий отдел из пяти девушек им чем-то не угодил, они решили его порезать. Не проведя оценку-аттестацию, не передавая дела, не разбирая, кто прав-кто виноват. Прямое свидетельство слабого управления компанией. При такой неразберихе вас уволят следующим.
Вот еще объявление:
Требования:
Знание Ворд‚ ЭКСЕЛЬ‚ внимательность‚ аккуратность. Требуется быстро печатать. Электронная почта. ПРОСЬБА РЕЗЮМЕ НЕ ПРИСЫЛАТЬ‚ А ЗВОНИТЬ В ОФИС С 10-18.
Обязанности:
С утра ехать на 2 разных почтовых отделения. Далее работа с письмами пришедшими по почте‚ телефонные звонки‚ общение с клиентами‚ работа на ПК‚ обработка большого количества корреспонденции. ПРОСЬБА РЕЗЮМЕ НЕ ПРИСЫЛАТЬ‚ А ЗВОНИТЬ В ОФИС С 10-18.
Условия:
Офис метро Сокольники или Преображенская площадь‚ зарплата 16 000 рублей в месяц. График с 9-00 до 18-00. Испытательный срок - 1 месяц. После исп. срока з\п 18000 рублей в месяц . Официальное оформление.
Профессиональные области:
Обслуживающий персонал
Работа для студентов
Секретариат, делопроизводство, АХО
График: полный рабочий день
Критерии: от 16 до 21 лет, образование: любое, опыт работы: любой, женщина
Адрес: XXX
Здесь умилила стилистика уровня начальной школы. Еще, по ходу, не знаем, как по-английски пишутся названия указанных компьютерных программ. А зачем повторы? И почему не хотят читать резюме? Не умеют анализировать? Или им нужна ваша анкета для 100% слива персональных данных? Я бы туда не пошла. И почему только "женщина от 16 до 21 года"? А девушек, значит, не берем? Дискриминация!
Если же рискнете пойти на собеседования или - о, ужас! - будете работать, будьте готовы к тому, что в начальниках-наставниках будут долбецы, которые толком по-русски двух слов связать не смогут и вас ничему хорошему не научат. Из личного: было давно когда-то собеседование, где мамзель спросила: а почему не хотите изучить бухучет? Честно ответила, что предпочла бы работать менеджером по персоналу и собираюсь учиться на эту специальность. Девица ответила: "Ну это же одно и то же". Потом мы долго выясняли, чем обязанности офис-менеджера с функционалом координатора отдела отличаются от секретарских. На следующее утро девица таки позвонила и пригласила на повторное собеседование с директором. Отказалась(((
Вот еще пример: вакансия секретарь, оклад 12000 руб.Требования:
опыт работы от года ‚
уверенный пользователь ПК (желательно 1С)
Обязанности:
Документооборот
Поддержка жизнедеяельности офиса
Распределение входящих звонки
Условия:
5-дн. раб. неделя (с 10 до 18ч. )
з/п. от 12000 руб.
территориально - XXX
Профессиональная область: Секретариат, делопроизводство, АХО
График: полный рабочий день
Критерии: образование: любое, опыт работы: любой
Адрес: XXX
Секретарь со знанием 1С 12000 стоить не может! Во-вторых, почему в одном месте указан о/р от года, во втором - о/р любой? "Входящих звонки" - это что, опечатка или кавказский акцент? Причем 1С, если в обязанностях - документооборот, а не делопроизводство? И что за поддержка жизнедеятельности офиса? Полы мыть или заказывать канцтовары? Это другая должность с другим окладом, люди. Будьте бдительны.
На сегодня конец первой части. Продолжение следует...