Dec 09, 2011 22:28
В наши дни 21 века для многих людей стало обыкновенным явление так называемой информационной войны. Источники информации окружают нас повсюду вследствие бурного развития технологий: это радио, печатная пресса, телевидение и, наконец, Интернет со всей его массой сайтов, информационных независимых порталов, блогов и социальных сетей. Всё это создает многомиллионную аудиторию пользователей этой информации, и на этой базе возникает явление манипулирования человеческим сознанием - один из способов управления людьми путем создания иллюзий или условий для контролирования поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе людей направлении.
Данное явление появилось, в связи с возникновением массового общества, примерно в 1920-е годы, активно применялось в тоталитарных режимах первой половины 20 века и применяется по сей день.
в 21 веке, особенно в 2011 году, революции по своей природе совершаются, в основном за счет манипулирования общественным сознанием извне, теми персонами либо странами, которым выгоден приход к власти людей, удовлетворяющих потребности и интересы этих субъектов в определенной стране. Чтобы привести пример, достаточно вспомнить «арабскую весну». Революция в Египте началась с сообщений в твиттере, в которых активисты, манипулируя общественным сознанием, призывали людей выйти на улицы и начать митинги с целью отставки президента Египта Хосни Мубарака. Они акцентировали внимание людей на внезапно обострившиеся проблемы общества, на недостатки социальной жизни египетского общества. Также, как отмечают политологи и эксперты, краеугольным камнем революции являлась революция в Тунисе, сообщения о которой активно проникали в сеть Интернет и заставляли людей думать о возможности активного решения проблем в Египте. Из этого можно сделать вывод, что средством для осуществления революции явились СМИ и Интернет, а именно социальные сети Facebook и Twitter, что буквально десять лет назад казалось невозможным. Беспорядки затем охватили практически все страны арабского мира, включая даже Израиль. Кроме Туниса и Египта правительство Муамара Каддафи было также свергнуто в Ливии. Здесь военная интервенция в Ливию была показана Национальным Переходным Советом, как акция, призванная защитить мирных жителей и митингующих.
Недавним примером может послужить и манипуляция общественным мнением в Живом Журнале. После объявления многочисленных случаев фальсификаций выборов в Государственную Думу 5 декабря 2011 года, известные блоггеры - либералы, используя данные материалы для своих собственных целей, осветив фальсификации в выгодном для их собственных интересов свете популизма, призвали население идти на митинги, что вылилось в массовые беспорядки. Такая ситуация неприемлема, так как действия этих людей направлены на дестабилизацию общества и подрыв основ государственности Российской Федерации. На данный момент ситуация фальсификаций активно обсуждается в Интернете: создано общественное движение «Белая лента», создаются группы митингующих в социальных сетях, митинги координируются и планируются непосредственно через социальные сети, что является отражением начала «твиттерной» революции в Египте. Стоит отметить, что помимо революций, манипуляция общественным сознанием широко используется в предвыборных кампаниях.
Для того чтобы определить манипуляцию сознанием, необходимо в первую очередь понять технологию изготовления пропаганды, призванной манипулировать человеческим сознанием.
Необходимыми составными деталями любой пропаганды является наличие идеи, целевой аудитории и средств, чтобы донести идею до целевой аудитории.
Можно выделить три основных критерия содержания эффективной пропаганды:
• Наличие центрального тезиса;
• Лёгкость для понимания целевой аудиторией;
• Сложность для критики (обоснованность тезисов, их непротиворечивость друг другу и т. п.; или хотя бы видимость этого).
Таким образом, будет продвигаться некоторая идея, легко доступная пониманию аудиторией и устойчивая к критике со стороны. Причём должен быть соблюдён баланс между понимания аудиторией и устойчивостью к критике. Если баланс не соблюдён, то либо идеи будут просто непонятны значительной части целевой аудитории, либо слишком уязвимы для контрпропаганды. Что касается формы, можно выделить следующие критерии:
• Чёткость центрального тезиса - он не должен сливаться с фоном;
• Привлекательность фона.
Пример такой идеи можно привести из высказываний А. Навального по поводу фальсификаций выборов в Государственную Думу: «Совершенно наглая и тотальная фабрикация выборов в Москве просто обязывает нас проявить гражданскую позицию и выразить протест происходящему.
Итоги по городу не могут быть признаны ни в коем случае. Это наглость, бесстыдство и преступление, которое выносить невозможно» Здесь можно выделить центральную тезисную идею - выразить протест и проявить гражданскую позицию. Данный тезис понятен и доступен каждому человеку и устойчив к критике, так как блоггер создает фон для оправдания выражения протеста и привлечения активной массы людей, используя красочные слова с ярко выраженной экспрессивной окраской, такие как «наглость, бесстыдство и преступление» для уменьшения уязвимости со стороны контрпропаганды тезиса. Но сам тезис не сливается с фоном и остается в мыслях манипулируемых: «Выразить протест, защитить свои права»
Поэтому, подытоживая всё выше написанное, хочется сказать:
Будьте за стабильность!Какая бы плохая она ни была, она лучше анархии и хаоса!
Будьте против митингов и массовых беспорядков! Проявите благоразумие, уважаемые сограждане!
госдума,
5 декабря,
несправедливость,
Выборы,
революция