Почему Тесла - развод

Feb 06, 2016 19:13

Этим стулом автор продолжает серию ядовитых и пустых высеров про технологии и ваще.
Приступим же скорее.
Великий комбинатор Элон Маск не устает покорять нас плеском своей бизнес-фантазии.
Он еще не окупил (и вероятно не окупит, но об этом вероятно ниже) свой амбициознейший проект по затоплению мира несуразно дорогими электротелегами, но на месте не стоит - и многоразовые ракеты разрабатывает, и супергигааккумуляторный завод строит, и новейшую систему поездования рожает, и солнечную энергию приручает. И это боюсь только начало. Тем не менее изредка возникают сомнения.
Например: а нужен ли вообще этот электрокар?
Если откинуть в сторону упоротую гипотезу про то, что он спасет нас от полумифического глобал ворминга, то остаются следующие вопросы:
А каковы его плюсы? Пока что на ум приходит только второй багажник в передке.
А что насчет минусов? Тут намного богаче.
Буду по возможности краток:
1. Увы, дальность поездки на одной зарядке оскорбительна для разума - ДВС в этом плане кроют как бык овцу. Это если учитывать разнообразные режимы езды, грузы, кондиционеры/отопление/освещение и пр.
2. Зарядка. Тут все плохо: лучшее время зарядки составляет примерно 20 минут (через турбо вдув за отдельные деньги), худшее - несколько часов - это если от розетки, а типичное около 40-45 минут. Что тоже в общем-то оскорбление для разума. Особняком стоит смена батареи роботом, что иначе как изощренным костылем не назовешь.
3. Цена и бизнес-модель. Ну я понимаю что за хорошие вещи надо платить, ничего против не имею, но в этом сраном электрокаре половину цены составляет батарея. Которая увы со временем деградирует. Что в общем-то сводит идею владения супермашиной к обычному лизингу, ибо покупать батареи впрок смысла вроде нет, менять ее самостоятельно вряд ли возможно, а без батареи машина тоже теряет всякий смысл - в общем, хочешь-не хочешь но это создает очень крепкую связь между производителем и покупателем.
Переходим к более глобальным материям.
4. Сколько понадобится энергии для перевода всего развитого мира на такие электрички? точных чисел нет, но примерные оценки, которые я видел показывают до 30% увеличения выработки. Что вероятно потребует сжигания дополнительного топлива. 30 факинг % сверху! Нестрашно, Маск заплатит.
5. Дистрибуция. Само собой недостаточно наработать на 30% больше. Надо все это богатство довезти до потребителя. Что вероятно потребует серьезного апгрейда сетей. Маск оплатит.
6. Но это еще не все. Возьмем такой интересный юзкейс как зарядка. На сегодняшний день имеются следующие сценарии: зарядка дома от розетки - довольно медленная; зарядка бесплатная где-нибудь вне дома, скажем на стоянке в супере - тоже медленноватая; зарядка на специализированной станции - минут 40 в норме и минут 20 в режиме турбо; замена батареи. Так вот, зарядка дома подразумевает личную стоянку, на которую посторонний поц не встанет, верно? Но как быть жителям всяких хрущовок, где личных стоянок не существует в принципе? Неужели придется обновлять весь жилой фонд? Бесплатная зарядка вне дома подразумевает очереди, споры (вас тут не стояло) и долгое время проведенное дорогой машиной вне дома - время, которое хозяин мог бы потратить на что-нить другое, более интересное; Зарядка на спецстанции означает во-первых такое количество заряжающих станций как и бензиновых, во-вторых - потраченное время, в том числе на очереди. Замена батареи вообще не рассматривается как вменяемый сценарий.
7. Маск сегодня может (с трудом) выезжать на элитности - игрушка мол для богатых дураков и упоротых дебилов-хипстеров-гаджетодрочеров. Но что будет, когда эта повозка станет по-настоящему массовой, как смартфоны? Тогда я думаю будет то же самое что и со смартфонами - будут 2-3 производителя элитных, качественных и дорогих машин, а сброд будет ездить на корейско-китайских поделках, ломучих, глючных, плохо собранных, с дешевой батареей держащей заряд аж на 50 км и выдерживающей аж 100 циклов зарядки.

Вывод? Похоже, масковские тележки создают больше проблем, чем решают.

Но какова же альтернатива? Ее таки есть. Есть отличные, серийно производимые гибриды. В ультимативной своей форме обладающие скромным аккумулятором, питающим электродвигатели, тогда как сам аккумулятор заряжается от скромного бензомотора. Расход: от 4.5 литров на сотню на примусе до 2 литров на шевроле вольт.
Не нужны дополнительные электростанции, специализированные заправки, не надо перестраивать дома - все уже готово. Покупай и пользуйся, хоть в Норвегии, хоть в Камеруне.
Почему же никто не обсуждает взахлеб эту технологию? Потому что не секси. Потому что нет обаятельного проходимца, который бы рекламировал ее со всех экранов.
В общем, все как обычно - благими намерениями выстлана дорога в ад. На волне хайпа поднятого озабоченными не тем дебилами мудрый пройдоха проложил путь к гигантским и совершенно ненужным распилам. Осталось только ждать, когда наконец он рухнет, подобно многим другим.

Битвa зa деньги, Пaрaд урoдoв

Previous post Next post
Up