Вашу и нашу

Apr 16, 2022 23:44



Лозунг "за вашу и нашу свободу" (по-польски "za naszą i waszą wolność") связывают с именем Тадеуша Костюшко.

Судьба легендарного Костюшко обросла мифологией, но она того заслуживает. Наряду с маркизом Лафайетом он был одним из самых известных иностранных добровольцем в американской войне за независимость и внес ключевой вклад в победу. Памятники Костюшко стоят в США во многих городах, включая площадь Лафайета в Вашингтоне рядом с Белым домом и военную академию в Вест-пойнт - место, в котором он наладил оборону во время войны.

Two months after Ben Franklin helped draft the Declaration of Independence, a surprise visitor walked into his Philadelphia shop. The young man’s curly brown hair cascaded down toward his shoulders, and his English was so broken he switched to French. Thaddeus Kosciuszko, a 30-year-old Pole just off the boat from Europe via the Caribbean, introduced himself and offered to enlist as an officer in the new American nation’s army.
Franklin, curious, quizzed Kosciuszko about his education: a military academy in Warsaw, studies in Paris in civil engineering, including fort building. Franklin asked him for letters of recommendation. Kosciuszko had none.
Instead, the petitioner asked to take a placement exam in engineering and military architecture. Franklin’s bemused answer revealed the inexperience of the Continental Army. “Who would proctor such an exam,” Franklin asked, “when there is no one here who is even familiar with those subjects?”
On August 30, 1776, armed with Franklin’s recommendation and high marks on a geometry exam, Kosciuszko walked into Independence Hall (then the Pennsylvania State House) and introduced himself to the Continental Congress.
https://www.smithsonianmag.com/history/polish-patriot-who-helped-americans-beat-british-180962430/



В отличие от крупных рабовладельцев среди отцов-основателей США Костюшко воспринимал лозунг "All men are created equal" без лицемерия и помимо всего прочего прославился завещанием, в котором поручал своему другу Томасу Джефферсону выкупить чернокожих рабов и обеспечить их свободой и образованием.

“5th day of May 1798
I Thaddeus Kościuszko being just in my departure from America do hereby declare and direct that should I make no other testamentary disposition of my property in the United States I hereby authorise my friend Thomas Jefferson to employ the whole thereof in purchasing Negroes from among his own or any others and giving them Liberty in my name, in giving them en education in trades or otherwise and in having them instructed for their new condition in the duties of morality which may make them good neighbours good fathers or mothers, husbands or vives and in their duties as citizens teaching them to be defenders of their Liberty and Country and of the good order of Society and in whatsoever may Make them happy and useful, and I make the said Thomas Jefferson my executor of this
T. Kościuszko”
https://text-message.blogs.archives.gov/2020/09/15/tadeusz-kosciuszko-for-our-freedom-and-yours/

Дальнейшая судьба завещания запутана, но само его существование оставило метку в истории.



Вернувшись в Польшу, Костюшко возглавил восстание 1794 года. Его приверженность идеям равенства и братства нашла отражение в "Акте восстания", который перекликался с Американской декларацией независимости и в привлечении к восстанию людей разных национальностей, в том числе евреев, из которых был сформирован еврейский полк легкой кавалерии во главе с Береком Йоселевичем. Первое с библейских времен еврейское вооруженное формирование  в неравном бою сражалось за свободу против тирании.

Берек предложил вождю восстания создать еврейский полк лёгкой кавалерии. Это было очень смело - ведь никто не верил, что евреи из польских местечек умеют воевать. И все же Костюшко согласился и выпустил воззвание, где призывал евреев биться за Польшу и вспоминал о храброй борьбе их предков против римских завоевателей.
Берек, назначенный полковником, тоже выступил с призывом к евреям. «Если даже мы не доживем, наши дети будут жить свободными, - писал он. - Просыпайтесь, братья, восстаньте как львы и как леопарды!»
Кавалерийский отряд Берека быстро рос, скоро в нём числилось 600 человек. Это было первое еврейское войско с библейских времен. Только представьте, как выглядели религиозные евреи-гусары на конях… По просьбе Йоселевича бойцам разрешили держать кошерную кухню, по возможности не брать в руки оружие в субботу и отращивать бороды, так что в армии Костюшко их прозвали «бородачами».
Русская императрица Екатерина II направила в Польшу войска во главе со своим лучшим полководцем, генералом Александром Суворовым. Ему удалось одержать ряд побед и захватить в плен самого Костюшко. Затем русские части подступили к Варшаве.
В Праге, пригороде Варшавы, завязался кровопролитный бой. Армия Суворова и повстанцы сошлись в рукопашной. Все очевидцы писали о храбрости «бородачей» Берека - они доблестно сражались вместе со своими соратниками. Но у них не было никакого военного опыта, они не были готовы к штыковым атакам. Почти все бойцы еврейского отряда погибли. Спаслись лишь несколько человек, среди них и раненый Берек.
Одержав победу, солдаты Суворова начали грабить Прагу. Пригород был разрушен, погибло 20 тысяч мирных жителей, в том числе множество евреев. После этой резни Варшава сдалась без боя. За подавление восстания Екатерина II пожаловала Суворова званием фельдмаршала.
А неукротимый полковник Йоселевич скрылся в Галиции, оттуда перебрался в Италию и вступил в польские легионы, сражавшиеся в армии Бонапарта, будущего императора Франции. Вместе с наполеоновской армией он участвовал во многих сражениях, стал капитаном драгунского полка и за героизм в битвах получил орден Почётного легиона и высшую польскую военную награду - орден «Виртути милитари».
В 1809 году Берек погиб в битве под Коцком: рядом с этой польской деревенькой его отряд столкнулся с большим отрядом австрийских гусар. Так и появилась поговорка «Как Берек под Коцком». Она означает, что положение безвыходно.
http://family.booknik.ru/articles/sovremennye-geroi/kak-berek-pod-kotskom/




Освобождая политических заключенных, посаженных его матерью, Павел Первый освободил Костюшко из Петропавловской крепости и дал тому уехать за границу. Оставаясь приверженным народовластия, Костюшко отклонил предложение о сотрудничестве от Наполеона и умер в демократической Швейцарии в 1817. Его друг Лафайет выступил на поминках во Франции. В английском переводе:

"His name belongs to the entire civilized world and his virtues belong to all mankind. America ranks him among her most illustrious defenders. Poland mourns him as the best of patriots whose entire life was sacrificed for her liberty and sovereignty. France and Switzerland stand in awe over his ashes, honoring them as the relic of a superior man, a Christian, and a friend of mankind. Russia respects in him the undaunted champion whom even misfortune could not vanquish."
http://www.kosciuszkoatwestpoint.org/custom2.html

Фигура Костюшко, борца против тирании, вдохновляла романтических поэтов. В 1813 Лорд Байрон писал:
Thy sigh for freedom, thy long-flowing tear,
That sound that crashes in the tyrant's ear;
Kosciusko!
https://culture.pl/en/article/how-the-english-romantics-went-crazy-for-kosciuszko-a-secret-polish-history

image Click to view



Повод вспомнить Костюшко и лозунг "за вашу и нашу свободу" появился во время ноябрьского восстания 1830 года. Непосредственным поводом для восстания стали планы Николая Первого послать польское войско для интервенции во Франции после июльской революции.

Изначальный французский текст песни "Варшавянка" 1831 года взывал к духу Костюшко и говорил о том, что поляки, если и не победят, то заградят своими трупами дорогу тирану и таким образом защитят всеобщую свободу ("la liberté de tous").

Qu'il soit vainqueur, ce peuple; ou martyr comme vous,
Sous le bras du géant, qu'en mourant il retarde,
Qu'il tombe à l'avant-garde,
Pour couvrir de son corps la liberté de tous.
https://en.wikipedia.org/wiki/Warszawianka_(1831)



В своих выступлениях во французском Парламенте в начале 1831 Лафайет призывает к солидарности с польским восстанием и помощи восставшим.

His efforts did not bring much change in government policy or much applause in the Chamber, but perhaps he was not looking for popularity. As Lafayette himself explained it to fellow deputies, his support for Poland stemmed from a belief that France embodied the cause of liberty in Europe and that the French must embrace the Poles in order to honor their own national heritage. That heritage had achieved its latest victory in France during July 1830 in a revolution that enhanced the prospects for independence and liberty throughout Europe because it expressed again the principles of national sovereignty, equality, and liberty rather than the narrow ambition for power.15 The same principles appeared almost immediately in Poland, where Lafayette saw "the noblest sentiments of patriotism, of courage [and] of confidence that the Poles had placed in France and the determination to die for the liberty of Europe." Having passed the "flag of liberty" to the Poles-a people who in 1831 were leading the European battle for freedom-France now had the opportunity and the responsibility to support the common struggle.
https://www.jstor.org/stable/286537

Выступление 28 января 1831 о разнице между демократиями и диктатурами остается актуальным сегодня:

"I saw in the world only two categories, the oppressors and the oppressed; I will say today that two principles divide Europe, the sovereign right of peoples, and the divine right of kings; on one side: liberty, equality; on the other: despotism and privilege. I do not know if these two principles can live as good neighbors; but I do know that ours is in constant progression, assured, inevitable; that we must be faithful to it in everything and everywhere, and that all hostility against us will accelerate its triumph."

В том же выступлении Лафайет возглашает универсальный принцип защиты свободы - атака на суверенитет любой европейской страны должна приравниваться к объявлению войны демократической Франции.

"Whenever a people or country of Europe-wherever it be located- reclaims its rights or wants to exercise its sovereignty, any intervention by foreign governments to oppose that [action] is equivalent to a direct and formal declaration of war against France ... because it is a direct attack against the principle of our existence, ... the justification for a future invasion against us, and clearly a plan to crush our natural allies in order to destroy afterwards the germ of liberty in our midst..."

В двадцатом веке этот принцип отзовется доктриной Трумэна и пятой статьей устава НАТО.



Выступления Лафайета и его единомышленников и сообщения о них во французской прессе вдохновили Пушкина на печально известные стихи "Клеветникам России". Великий поэт не был одинок. Подавление польского восстания поддержал Петр Чаадаев в неопубликованной статье "Несколько слов о польском вопросе" и другие мыслители.

Николай Веревкин, унтер-офицер Невского пехотного полка и автор ставшей народной песни о "черном вороне" (изначально "Под зеленою ракитой"), написал также по личным впечатлениям "Песню о польской кампании".
Прикусил-то лях язык!
Ведь не свой брат русский штык?
Гей, гей, ого, го,
Ведь не свой брат русский штык?
Он удал, хоть мал и тонок!
Взбормотал лях: Падам до ног!
Гей, гей, ого, го,
Взбормотал лях: Падам до ног!
И в Варшаву мы вошли
Припеваючи - люли!
Гей, гей, ого, го,
Припеваючи - люли!
Солнце ж рати христианской,
Граф Паскевич-Эриванской!
Гей, гей, ого, го,
Граф Паскевич-Эриванской!
Говорил своим орлам:
"Исполать, ребята, вам!
Гей, гей, ого, го,
Исполать, ребята, вам!"
Нету пятен в Русской славе!
Мы ура кричим в Варшаве!
Гей, гей, ого, го,
Мы ура кричим в Варшаве!
И доволен нами царь.
Православный государь!
Гей, гей, ого, го,
Православный государь!
http://a-pesni.org/army/popolsk.php



Командующий подавлением восстания граф Паскевич-Эриванский 26 августа 1831 направил Николаю I депешу, которая начиналась словами «Варшава у ног Вашего Императорского Величества». После этого он был пожалован в княжеское достоинство и стал "светлейшим князем Варшавским" и наместником Польши.

Близкий друг Пушкина князь Вяземский между тем записывал в дневнике:

"Будь у нас гласность печати, никогда Жуковский не подумал бы, Пушкин не осмелился бы воспеть победы Паскевича: во-первых, потому, что этот род восторга анахронизм, что ничего нет поэтического в моем кучере, которого я за пьянство и воровство отдал в солдаты и который, попав в железный фрунт, попал в махину, которая стоит или подается вперед без воли, без мысли и без отчета, а что города берутся именно этими махинами, а не полководцем, которому стоит только расчесть, сколько он пожертвует этих махин, чтобы навязать на жену свою Екатерининскую ленту; во-вторых, потому, что курам на смех быть вне себя от изумления, видя, что льву удалось наконец наложить лапу на мышь. В поляках было геройство отбиваться от нас так долго, но мы должны были окончательно перемочь их: следовательно, нравственная победа все на их стороне.
Пушкин в стихах своих: «Клеветникам России» кажет им шиш из кармана. Он знает, что они не прочтут стихов его, следовательно, и отвечать не будут на вопросы, на которые отвечать было бы очень легко, даже самому Пушкину. За что возрождающейся Европе любить нас? Вносим ли мы хоть грош в казну общего просвещения? Мы тормоз в движениях народов к постепенному усовершенствованию, нравственному и политическому. Мы вне возрождающейся Европы, а между тем тяготеем на ней. Народные витии, если удалось бы им как-нибудь проведать о стихах Пушкина и о возвышенности таланта его, могли бы отвечать ему коротко и ясно: мы ненавидим, или, лучше сказать, презираем вас, потому что в России поэту, как вы, не стыдно писать и печатать стихи, подобные вашим. <...>
Никогда народные витии не говорили и не думали, что 4 миллиона могут пересилить 40 миллионов, а видели, что эта борьба обнаружила немощи больного, измученного колосса. Вот и все: в этом весь вопрос. Все прочее физическое событие. Охота вам быть на коленях пред кулаком."
https://www.litmir.me/br/?b=274319&p=42



К делу солидарности с восстанием и помощи польским беженцам подключились проживающие в это время в Париже американцы во главе с другом Лафайета писателем Фенимором Купером.

Обращаясь к соотечественникам с просьбой о пожертвованиях, Купер дипломатично обходил вопрос государственных отношений между США и Российской империей.

"We have put the case of Poland simply before you. Her cause is so obviously just, as to require no aid from the embellishments of language, or to need any laboured appeal to your charities. We do not conceal from ourselves the delicate relations which exist between our own country and Russia. We do not deny, on the contrary, we have pleasure in publishing, that Russia, by her wisdom, foresight, and liberality, has established lasting claims on the friendship and esteem of America. There are numerous interests to keep them friends; there are some which might easily render them allies. We do not accuse Nicolas of tyranny, for we know he is the subject of circumstances, of which Poland is unhappily the victim. As our philanthropy is not quickened by national interests or national dread, we can do justice equally to the assailant and the assailed. In this exemption from personal accusation, we have pleasure in including the two mild Princes, who, in common with
the Czar, have been the inheritors of a false system entailed by former reigns. But while, we revolt at heaping injuries on others, who may find themselves enthralled by opinions different from our own, we bow to the majesty of truth. The wrong exists, and we should be false to our origin, our principles, and that mild religion in which we are nurtured, could we hesitate between Poland and her enemies.
To our gentle Countrywomen we confidently apply in behalf of the suffering. They are the companions of men taught to consider force as subject to reason. The blessings they themselves so eminently enjoy, can never become general, until the power of the strong shall everywhere be taught to yield to the persuasion of the good."
https://www.jstor.org/stable/2920332

Американцы прониклись и помогли возглавляемому Купером "American Polish Committee" собрать денег на благотворительную помощь. Их правительство между тем, возглавляемое Андрю Джексоном, любимым президентом Трампа, искала в России союзника для противовеса вездесущей Англии.



Джексон направил послом в Россию Джеймса Бьюканена (будущего президента), и тот благополучно в декабре 1832 подписал в Петербурге торговый договор, который просуществовал почти 80 лет и был разорван в 1911 из-за еврейского вопроса.

Среди 46 американских президентов Бьюканена (пятнадцатого по счету) по последним опросам называют наихудшим в истории из-за того, что он своим правлением довел страну до гражданской войны https://www.c-span.org/presidentsurvey2021/

Despite being impeached twice, former president Donald Trump is not the worst president in U.S. history, according to 142 presidential historians surveyed by C-SPAN, the results of which were released Wednesday.
But the survey doesn’t give Trump much to brag about either. He ranked lower than William Henry Harrison, who was only president for 31 days, and John Tyler, the only former president buried in a coffin draped with the Confederate flag.
So who ranked worse than Trump? According to the historians, presidents Franklin “Bleeding Kansas” Pierce, Andrew “First to Be Impeached” Johnson and James “Failed to Stop the Civil War” Buchanan, who came in last.
https://www.washingtonpost.com/history/2021/06/30/presidential-rankings-2021-cspan-historians/



Что касается Польши, то удача ненадолго улыбнулась ей, принеся после безнадежных восстаний в 1794, 1830 и 1863 чистую военную победу над Красной армией в 1920. Помогла глупость большевистских вождей, особенно не искушенного в военных делах Иосифа Сталина.

Позже Ленин отчитывался перед партией: "12 июля, когда наши войска в непрерывном наступлении, пройдя уже громадное пространство, подходили к этнографической границе Польши, английское правительство [в] лице Керзона обратилось к нам с нотой, требующей, чтобы мы остановили наши войска на линии 50 верст от этнографической границы Польши на условиях заключения мира по этой линии. Эта линия шла по линии Белосток - Брест-Литовск и отдавала нам Восточную Галицию. Так что линия эта была нам очень выгодна. Эта линия называлась линией Керзона.
И вот тогда перед нами встал основной вопрос. ЦК должен был принять важнейшее решение. <...> Перед нами стоял вопрос - принять ли это предложение, которое давало нам выгодные границы, и, таким образом, встать на позицию, вообще говоря, чисто оборонительную, или же использовать тот подъем в нашей армии и перевес, который был, чтобы помочь советизации Польши. Здесь стоял коренной вопрос об оборонительной и наступательной войне, и мы знали в ЦК, что это новый принципиальный вопрос, что мы стоим на переломном пункте всей политики Советской власти."
https://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-doc/72236

12 июля 1920 Ленин телеграфирует Сталину, который находится в Харькове, и передает информацию о предложении Керзона: "Я прошу Сталина: 1) ускорить распоряжение о бешеном усилении наступления; 2) сообщить мне его, Сталина, мнение. Я же лично думаю, что это сплошное жульничество ради аннексии Крыма."

Сталин немедленно отвечает: "Польские армии совершенно разваливаются, поляки потеряли связь, управление, польские приказы вместо того, чтобы попасть по адресу, все чаще попадают в наши руки, словом, поляки переживают развал, от которого они не скоро оправятся. Это обстоятельство, очевидно, хорошо известно Керзону, который старается теперь спасти поляков своим предложением о перемирии. <...> Я думаю, что никогда не был империализм так слаб, как теперь, в момент поражения Польши и никогда не были мы так сильны, как теперь, поэтому чем тверже будем вести себя, тем лучше будет и для России и для международной революции. Решение Политбюро сообщите."
https://c21ch.newcastle.edu.au/stalin/t17/t17_074.htm



13 июля 1920 был сбит Мариан Купер - будущий создатель «Кинг Конга» и один из американских летчиков-добровольцев в Эскадрилье Костюшко, которая атаковала Конармию Будённого с воздуха. Позже он бежал из плена и был награждён высшей военной наградой Польши - орденом «Виртути милитари».

Мериан Купер, известный как создатель Кинг-Конга, был военным летчиком и успел дважды побывать в плену. В 1918 году во время Первой мировой его самолет подбили немцы, а 13 июля 1920 года во время советско-польского конфликта судьба Купера оказалась в руках красноармейцев из кавалерии Буденного. И мир мог бы никогда не увидеть гигантской гориллы, если бы за будущего сценариста и режиссера не вступился «неизвестный большевик, говорящий по-английски». А это был не кто иной, как Исаак Бабель, который тогда служил политработником в Первой конной армии и вел свои знаменитые дневники.
Уже 14 июля в его записях появляется капрал Франк Мошер - такой псевдоним взял себе Купер по имени на одежде, полученной от Красного Креста. «Сбитый летчик американец, босой, но элегантен, шея, как колонна, ослепительно белые зубы, костюм в масле и грязи. С тревогой спрашивает меня, неужели я совершил преступление, воюя с советской Россией», - вспоминал Бабель. На руках у «Франка» были шрамы - на самом деле от ранений, полученных еще в первой войне, но большевики приняли их за «трудовые». Пленный летчик не возражал. ​
Купер, конечно, лукавил. В немецком плену ему довелось плотно пообщаться с русскими коммунистами и уже тогда он понял, что этот мир ему не близок. Но сейчас свое мнение лучше было оставить при себе и думать, как бы выжить. Используя вперемешку украинские и польские слова, называя себя «американским пролетарием», Купер сумел произвести на советского писателя «грустное и сладостное впечатление».
Вероятно, интеллигентному начитанному Бабелю не хватало интересных собеседников в рядах Красной армии. Поэтому встреча с иностранным офицером, к тому же увлеченным журналистикой, стала для него крупной удачей: «Нескончаемый разговор с Мошером, погружаюсь в старое, растрясут тебя, Мошер, эх, Конан-Дойль, письма в Нью-Йорк».
https://jewishnews.com.ua/society/babel-king-kong-i-nemnozhko-chukovskogo

image Click to view



Ошибка большевиков, подобная совершенной Гитлером в июле 1942 состояла не только в недооценке противника, ведущего оборонительную войну, но и в разделении наступления на два фронта, с попыткой одновременного захвата Варшавы и Львова. План с треском провалился.

Радости и гордости Ленина не было конца - мировая революция становилась из мечты явью. 23 июля 1920 года он телеграфировал Сталину:
«Зиновьев, Бухарин, а также и я думаем, что следовало бы поощрить революцию тотчас в Италии. Мое лично мнение, что для этого надо советизировать Венгрию, а может быть, также Чехию и Румынию. Надо обдумать внимательно. Сообщите ваше подробное заключение».
В тот же день Политбюро утвердило состав советского польского правительства - Временного революционного комитета Польши из членов Польского бюро ЦК РКП(б). Его главой назначили Ю. Мархлевского.
В тот момент никто не принял в расчет, что боеспособность польских войск может значительно вырасти с помощью Франции. А потому не стоит разделять силы Красной армии для наступления на двух направлениях сразу - на Варшаву и Львов. И тем более оставлять неприкрытыми стыки между армиями.
13 августа 1920 года войска Западного фронта подошли к польской столице. А в ночь с 14 на 15 августа поляки начали нанесение сокрушительного контрудара.
Ленин не сразу поверил, что его планы потерпели крах, и надеялся, что все еще можно исправить. Переписываясь по прямому проводу с заместителем председателя Реввоенсовета Республики Э. М. Склянским, глава советского правительства настаивал на снятии части войск с крымского направления и переброске их на Западный фронт:
«Если с военной точки зрения это возможно (Врангеля без этого побьем), то с политической архиважно добить Польшу».
https://www.kommersant.ru/doc/4325613



Неудача с попыткой захвата Финляндии в 1940 не могла не напомнить Сталину про польское фиаско за 20 лет до этого, что возможно объясняет особую жестокость расправы с пленными польскими офицерами в Катыни.

В качестве особого цинизма в 1943 поляки из СССР, не расстрелянные в катынском лесу и не попавшие в армию Андерса, были собраны в воинское подразделение (Первую Варшавскую пехотную дивизию), названную именем Костюшко с тем, чтобы им, а не Андерсу, принять участие в освобождении Польши от немцев.



На встрече в Ялте Сталин обещал Рузвельту и Черчиллю не мешать послевоенной Польше провести свободные выборы. Реальность показала, чего стоили эти обещания.

Пытаясь отсрочить парламентские выборы, руководство ППР приняло решение провести в Польше референдум. Он был назначен на 30 июня 1946 года, против чего не возражали не только союзники ППР из ППС, но и оппозиция (Крестьянская партия Миколайчика («Партия Стронництво Людове»), Трудовая партия («Стронництво Праци») и др.). Главным был вопрос о ликвидации сената, на который оппозиция консолидированно призывала ответить «нет». Анализ настроений польского общества и особенно провальная агитационная кампания под руководством Гомулки показали, что итоги референдума для ППР и поддерживающих её сил могут быть плачевными. Берут, секретарь ЦК ППР Берман и министр общественной безопасности, бывший сотрудник НКВД Станислав Радкевич через советника МГБ СССР Семёна Давыдова запросили помощи у Сталина. Было решено изменить протоколы участковых комиссий с неблагоприятными результатами на «верные» и «подходящие».
Для этого в спешном порядке в Варшаву прибыл полковник госбезопасности Арон Палкин, с мая 1946 года возглавлявший отдел «Д» центрального аппарата МГБ СССР, специализирующийся на изготовлении документов прикрытия для советских «нелегалов». 20 июня 1946 года полковников Давыдова и Палкина принял товарищ Берут. Через пять дней в польскую столицу доставили и ударную бригаду специалистов-чекистов из отдела «Д». Они заново изготовили 5994 протокола по подсчетам результатов референдума, подделав при этом так, что комар носу не подточил, около 40000 подписей членов участковых комиссий. Станислав Радкевич передавал пакеты с протоколами УИК Семёну Давыдову, а тот - Арону Палкину. Обработанные специалистами «правильные» протоколы возвращались тем же путём. Ответственная работа по корректировке результатов голосования (иной раз 15% «да» в пользу главного вопроса референдума превращались в 80%) была завершена 27 августа 1946 года и на следующий день группа сотрудников Отдела «Д» МГБ СССР убыла в Москву, за высокими правительственными наградами. Давыдов и Палкин по указанию Сталина получили ордена Ленина.
Оправдавшие себя технологии были применены теми же специалистами и на выборах в польский Законодательный Сейм. 4 декабря 1946 года Берут приглашает к себе Давыдова и просит обеспечить хорошие результаты для ППР и её союзников. Семён Прохорович доложил в «инстанцию» (так чекисты называли Сталина), и маховик завертелся. 10 января 1947 года в Варшаву выехала группа сотрудников отдела «Д» во главе с Палкиным. Там Арон Моисеевич узнал, что товарищ Берут уже запланировал не только переписывание протоколов, но и подмену избирательных урн на участках для голосования, подбрасывание бюллетеней и изготовление вторых экземпляров протоколов без итоговых цифр, которые предстояло внести позднее. Палкин через Давыдова консультировал польских товарищей весь январь. Но и полковник Давыдов не дремал. Он и его польские коллеги завербовали 21777 членов УИК, то есть 47,2%, и 153 члена окружных избиркомов, или 43,3% от их списочного состава. Вербовали волостных старост, писарей, сельских старост, ксендзов и, наконец, кандидатов в депутаты. Таковых нашлось аж целых 81, причем 49 из них были избраны. Предусмотрительный Семён Прохорович отобрал от каждого из них собственноручно написанное заявление об отказе от депутатского мандата без указания даты. Дату при необходимости мог вписать он сам...
Операция прошла столь чисто, что практически ни один из иностранных наблюдателей и многочисленных зарубежных корреспондентов публично сомнений в ходе и исходе польских выборов не высказал.
http://www.apn-spb.ru/publications/print11513.htm



Дальнейшая судьба Арона Палкина предсказуема - он пошёл в расход во время борьбы с «космополитизмом» и сопутствующей чистки органов.

Арестован 19.10.51. Приговорен ВКВС СССР 13.10.53 по ст. 2 Указа ПВС СССР от 04.06.47 к 15 годам лишения свободы. На основании Указа ПВС СССР «Об амнистии» от 27.03.53 срок сокращен наполовину. Отбывал наказание в Унженском ИТЛ. Освобожден досрочно 29.05.56 с зачетом рабочих дней.
http://old.memo.ru/history/nkvd/kto2/kto_2-0851.html

Один из других пострадавших от той же чистки был генерал-лейтенант Леонид Райхман, заместитель начальника отдела контрразведки. По поручению Берии Райхман работал в 1940 с польскими военнопленными, а после фабриковал свидетельства о расстреле в Катыни. Он был арестован в 1951 по делу о «сионистском заговоре», освобождён Берией в марте 1953, снова посажён в 1956 на 10 лет уже как пособник Берии, освобождён по амнистии.
В книжке “Spymaster” приводятся воспоминания Сергея Кондрашева, как он встретил Райхмана после освобождения и спросил о здоровье. Тот сказал, что не жалуется, кроме зубов. На допросах ему выбили все зубы.
Райхман был женат на балерине Лепешинской, после тюрьмы к жене не вернулся. Лишенный всех званий и наград, он был уволен без пенсии и подрабатывал случайными заработками вроде юридических консультаций в обществе слепых. Умер в 1990, через год после Палкина.



В Америке середины прошлого века иммигранты польского происхождения были многочисленны, но у них не было собственного политического веса. Профсоюзный деятель Лео Кржицкий возглавил американскую социалистическую партию и мутную организацию Американский Славянский Конгресс, но не смог пробиться на выборах в конгрессмены В январе 1946 он приезжал в Москву на поклон.

Кржицкий заявляет, что он хочет передать от представленных им рабочих организаций Америки приветствия генералиссимусу Сталину и Молотову. Когда он, Кржицкий, уезжал из Нью-Йорка в Европу, славянские рабочие Нью-Йорка дали ему наказ пожать руку генералиссимусу Сталину. Теперь он, Кржицкий, может считать свою миссию выполненной.
Тов. Сталин спрашивает, собирается ли Кржицкий ехать обратно в США.
Кржицкий отвечает утвердительно и говорит, что по пути он посетит еще Болгарию, Чехословакию и Югославию.
Тов. Сталин говорит, что Вторая мировая война велась на спинах славянских народов и она дает им право на самоопределение. Плюс Второй мировой войны в том, что она дает славянским народам возможность образовать самостоятельные государства.
Кржицкий отвечает, что славянские народы, в особенности советский народ, поляки и югославы, вынесли самое тяжелое бремя и принесли самые большие жертвы. Красная Армия была тем орудием, которое повернуло ход событий и благодаря которому история пошла по новому пути. Славянские народы показали себя важным фактором не только в установлении мира, но и в гарантировании этого мира совместно с Советским Союзом, Соединенными Штатами и другими союзниками.
Тов. Сталин говорит, что это верно.
Кржицкий говорит, что, может быть, Сталину и Молотову будет интересно слышать, что в Америке руками людей славянского происхождения было выпущено 51% всей военной продукции. Эта цифра дается Вашингтоном.
Тов. Сталин спрашивает, неужели так много.
Кржицкий отвечает, что в Америке живет уже 4-е поколение славянских народов. Матери славянского происхождения дали американской армии больше всего солдат, так как у славянских народов большие семьи. Например, Мария Рошинская дала американской армии 10 сыновей. Американский Красный Крест сообщал, что славянское население Соединенных Штатов, будучи более организованным и заинтересованным в войне в Европе, дало больше всего крови.
Тов. Сталин говорит, что славянские нации молодые и здоровые.
Кржицкий говорит, что поэтому будущее зависит от того, что намерены делать славянские народы.
Тов. Сталин говорит, что это правильно и спрашивает, не подвергаются ли славянские народы в США процессу денационализации.
Кржицкий отвечает, что среди славянского населения имеется тенденция к денационализации, так как в США живет уже четвертое поколение славянских народов.
Тов. Сталин спрашивает, существуют ли в США национальные школы для славян.
Кржицкий отвечает, что такие школы существуют в большинстве случаев при церковных приходах.
Тов. Сталин спрашивает, имеются ли средние и высшие школы для славянского населения США.
Кржицкий отвечает отрицательно.
Тов. Сталин замечает, что, следовательно, славянские нации в США денационализируются.
https://infopedia.su/21x4b11.html



К настроениям своих избирателей польского происхождения прислушивался республиканский сенатор из Мичигана Артур Ванденберг. Переобувшись из изоляциониста в интернационалисты, Ванденберг после выборов 1946 возглавил комиссию Сената по международным делам и на этом посту стал соратником Трумэна в деле создания НАТО и других внешнеполитических шагах.

In his talks with the Polish Minister of Industry just after the Republican victory in the 1946 congressional elections, Dean Acheson warned that economic help depended on free elections in Poland. Without guarantees of free elections, it would be "next to impossible for this Government to go forward with any extensive economic help for Poland. This was true not only because of the general feeling in the United States but also because of the large number of Poles and the not unimportant fact that many of these were located in Michigan, the Senior Senator from which was the new Chairman of the Foreign Relations Committee of the Senate."
https://www.jstor.org/stable/20147875



Пройдут десятки лет, в руководстве американской внешней политике появятся Збигнев Бжезинский и рожденный в Польше историк Ричард Пайпс. По их наводке президент Рейган в 1981 обратится с рождественским призывом к американцам вспомнить про лозунг "за вашу и нашу свободу" и поставить свечку в окне в знак солидарности с борьбой польского народа за свободу и независимость https://www.youtube.com/watch?v=QQcD8OoKXJo

"When 19th century Polish patriots rose against foreign oppressors, their rallying cry was, 'For our freedom and yours.' Well, that motto still rings true in our time. There is a spirit of solidarity abroad in the world tonight that no physical force can crush. It crosses national boundaries and enters into the hearts of men and women everywhere. In factories, farms, and schools, in cities and towns around the globe, we the people of the Free World stand as one with our Polish brothers and sisters. Their cause is ours, and our prayers and hopes go out to them this Christmas.
Yesterday, I met in this very room with Romuald Spasowski, the distinguished former Polish Ambassador who has sought asylum in our country in protest of the suppression of his native land. He told me that one of the ways the Polish people have demonstrated their solidarity in the face of martial law is by placing lighted candles in their windows to show that the light of liberty still glows in their hearts.
Ambassador Spasowski requested that on Christmas Eve a lighted candle will burn in the White House window as a small but certain beacon of our solidarity with the Polish people. I urge all of you to do the same tomorrow night, on Christmas Eve, as a personal statement of your commitment to the steps we're taking to support the brave people of Poland in their time of troubles.
Once, earlier in this century, an evil influence threatened that the lights were going out all over the world. Let the light of millions of candles in American homes give notice that the light of freedom is not going to be extinguished. We are blessed with a freedom and abundance denied to so many. Let those candles remind us that these blessings bring with them a solid obligation, an obligation to the God who guides us, an obligation to the heritage of liberty and dignity handed down to us by our forefathers and an obligation to the children of the world, whose future will be shaped by the way we live our lives today."
https://www.reaganlibrary.gov/archives/speech/address-nation-about-christmas-and-situation-poland

Свеча, зажженная Рейганом в Белом доме, была видна с площади Лафайета. Миллионы американцев откликнулись на призыв и поставили свечи в окнах. По Польше вместе с движением "Солидарность" шла трещина, по которой разваливалась "империя зла".

Поддержка пронесенного через века света свободы ("światło wolności") требует новых усилий от каждого нового поколения.

image Click to view



война, идеология, история

Previous post Next post
Up