Путь Юрия Ветохина - пытаться покинуть СССР, перейдя в границу, оказаться за это на долгие годы на принудительном лечении в специальной психбольнице, и в конце концов осуществить мечту и получить убежище в США - прошел также Александр Шатравка.
Июль 1974 года. Четверо друзей решают бежать из СССР. Среди них братья Александр и Михаил Шатравки. Самый старший из всех, Анатолий, пять лет назад служил в Карелии, на границе с Финляндией. Он убедил остальных, что перейти ее не составит особого труда. А все, что грозит в случае провала, - это максимум 3 года лагерей. - Мы даже не хотели бороться с советской властью. Просто хотели с миром, спокойно покинуть эту страну. Уйти, как кот от плохого хозяина. Но нам не давали такой возможности. Советский Союз был, по сути, одной трудовой зоной с огромной территорией и более мягким режимом, чем в колонии. Но из колонии хотя бы можно было выйти, когда у тебя закончится срок. А заключение в СССР было бессрочным. Тебя не выпускали. Говорили: мы тебя научим родину любить. Не захочешь - заставим. И ломали: лагерями, психотюрьмами... Не откажешься от этой дури своей - здесь и сгниешь, - вспоминает Александр Шатравка. - Сейчас хотя бы все недовольные могут уехать из России. А нам не оставляли даже такого выхода. Беглецам повезло: по счастливому стечению обстоятельств им удалось перейти границу незамеченными. Они знали: у Финляндии подписан договор с СССР о выдаче перебежчиков. Поэтому намеревались пешком, по лесам пройти почти три сотни километров до Швеции. Но на первом же привале их схватили. После нескольких дней в финской тюрьме их передали советским властям. <...> Отбывать срок в психбольнице оказалось намного страшнее, чем в тюрьме, и куда дольше. Когда можно будет ее покинуть, решал не суд, а врачебная комиссия. Александр Шатравка в итоге смог выйти на свободу лишь через пять лет. https://www.sibreal.org/a/31201458.html
Поддержите, не дайте упасть! Мрак тюрьмы меня давит и губит. Не люблю я советскую власть, Да и кто ее, подлую, любит! Есть такие, что, к благам стремясь, Жить умеют хитрей и умнее. Я же падать в житейскую грязь Не могу, не хочу, не умею…
Памятник Соколову в г. Новошахтинске установлен в 2013: «Валентин Соколов сел за стихи и умер за стихи 7 ноября 1982 года в психбольнице г. Новошахтинска, куда его водворили за отказ от советского гражданства. Всего он провел в заключении 35 лет» https://www.sakharov-center.ru/asfcd/pam/?t=pam&id=1511
Мы жили, не о розах грезя. Тянулись к хлебу, к табаку, Стихи писали на железе. Любовь хватали на скаку. И век железный, век двадцатый, В коммунистической стране Давил нас лапой волосатой К тюремной каменной стене. А век грядущий, двадцать первый, Сквозь чад гульбы и табака, Нам рисовался пьяной стервой, Идущей в ночь из бардака. https://www.krestianin.ru/articles/58818-muchenik-poezii
Путь Юрия Ветохина - пытаться покинуть СССР, перейдя в границу, оказаться за это на долгие годы на принудительном лечении в специальной психбольнице, и в конце концов осуществить мечту и получить убежище в США - прошел также Александр Шатравка.
Июль 1974 года. Четверо друзей решают бежать из СССР. Среди них братья Александр и Михаил Шатравки. Самый старший из всех, Анатолий, пять лет назад служил в Карелии, на границе с Финляндией. Он убедил остальных, что перейти ее не составит особого труда. А все, что грозит в случае провала, - это максимум 3 года лагерей.
- Мы даже не хотели бороться с советской властью. Просто хотели с миром, спокойно покинуть эту страну. Уйти, как кот от плохого хозяина. Но нам не давали такой возможности. Советский Союз был, по сути, одной трудовой зоной с огромной территорией и более мягким режимом, чем в колонии. Но из колонии хотя бы можно было выйти, когда у тебя закончится срок. А заключение в СССР было бессрочным. Тебя не выпускали. Говорили: мы тебя научим родину любить. Не захочешь - заставим. И ломали: лагерями, психотюрьмами... Не откажешься от этой дури своей - здесь и сгниешь, - вспоминает Александр Шатравка. - Сейчас хотя бы все недовольные могут уехать из России. А нам не оставляли даже такого выхода.
Беглецам повезло: по счастливому стечению обстоятельств им удалось перейти границу незамеченными. Они знали: у Финляндии подписан договор с СССР о выдаче перебежчиков. Поэтому намеревались пешком, по лесам пройти почти три сотни километров до Швеции. Но на первом же привале их схватили. После нескольких дней в финской тюрьме их передали советским властям. <...>
Отбывать срок в психбольнице оказалось намного страшнее, чем в тюрьме, и куда дольше. Когда можно будет ее покинуть, решал не суд, а врачебная комиссия. Александр Шатравка в итоге смог выйти на свободу лишь через пять лет.
https://www.sibreal.org/a/31201458.html
Reply
Среди тех, с кем судьба свела Шатравку во время скитаний по специальным психбольницам, был великий поэт Валентин Соколов (известный также, как Валентин З/К). За свои стихи Соколов провел многие годы в заключении. Последнее заключение закончилось "принудительным лечением" за просьбу лишить его советского гражданства. 7 ноября 1982, в возрасте 55 лет, он умер от инфаркта в психбольнице.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87_(%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82)
Поддержите, не дайте упасть!
Мрак тюрьмы меня давит и губит.
Не люблю я советскую власть,
Да и кто ее, подлую, любит!
Есть такие, что, к благам стремясь,
Жить умеют хитрей и умнее.
Я же падать в житейскую грязь
Не могу, не хочу, не умею…
Reply
Памятник Соколову в г. Новошахтинске установлен в 2013: «Валентин Соколов сел за стихи и умер за стихи 7 ноября 1982 года в психбольнице г. Новошахтинска, куда его водворили за отказ от советского гражданства. Всего он провел в заключении 35 лет»
https://www.sakharov-center.ru/asfcd/pam/?t=pam&id=1511
Мы жили, не о розах грезя.
Тянулись к хлебу, к табаку,
Стихи писали на железе.
Любовь хватали на скаку.
И век железный, век двадцатый,
В коммунистической стране
Давил нас лапой волосатой
К тюремной каменной стене.
А век грядущий, двадцать первый,
Сквозь чад гульбы и табака,
Нам рисовался пьяной стервой,
Идущей в ночь из бардака.
https://www.krestianin.ru/articles/58818-muchenik-poezii
Reply
Leave a comment