Теорию заговора правительства развивает Ленин в статье, опубликованной в «Искре» 1 июня 1903:
Не иначе подражают своим предшественникам наши нынешние правители и в деле раздувания антиеврейского движения. Первое же выведение на сцену "народа" в роли душителя евреев ознаменовалось такими гнусными явлениями, провокаторская роль полиции, военных, губернских и центральных властей выяснилась так недвусмысленно, что эффект, произведенный кишиневскими неистовствами, уж наверное не оправдал надежд петербургской шайки. И если кишиневский погром не останется единичным явлением, если преступления, совершенные 6/7 апреля, повторятся еще где-нибудь, то во всяком случае той цели, которую ставили себе Плеве с братией, они не достигнут. Эта цель очевидна: отвлечь внимание народных масс от борьбы с самодержавием, озлобить политически неразвитую часть населения против революционеров, внушив ей ужас перед всяким "уличным" движением, создать для социал-демократии моральные и технические препятствия в развитии демонстрационного движения и, наконец, мобилизовать все реакционные силы, которые можно было бы двинуть в бой против революционного пролетариата и идущей рядом с ним интеллигенции. В свете этого, несомненно, совершающегося очень быстро процесса мобилизации реакционных сил новые погромы приобретают особенно важное значение. Самодержавие классическое, самодержавие, уверенное в своем материальном могуществе, требует от своих подданных лишь "смирного" поведения. Самодержавие разлагающееся вынуждено отказаться от собственного принципа, согласно которому всякое политическое "оказательство", хотя бы в благонамеренном смысле, считается наказуемым и недопустимым "нарушением государственного порядка". Самодержавие разлагающееся вынуждено пытаться силе сознательно-революционных элементов народа противопоставить общественную же силу, силу организованных его агентами темных, продажных и по природе своей реакционных элементов. И если неаполитанский "король-бомба" для борьбы с итальянскими революционерами вступал в сношение с простыми разбойниками, фигурировавшими в роли "народа", то агенты царского самодержавия вместе с добровольцами реакции из клики Крушевана не стесняются организовывать боевые дружины наемных убийц и простых грабителей, которых нетрудно найти "на дне жизни" - в трущобах большого города. Организация реакционных лавочников, приказчиков и темных босяков под флагом, на котором написано: "бей жидов!", является естественным дополнением к той организации темных рабочих, которою, с легкой руки Зубатова, занимаются жандармы, попы и "националисты" из общества. Боевые дружины для избиения евреев превращаются за пределами черты оседлости в отряды мясников и извозчиков для избиения "студентов" и рабочих-демонстрантов, как это было в Саратове 5 мая 1902 г. и в Томске 19 февраля 1903 г. Реакционная проповедь газет, издаваемых Крушеваном, дополняет ту, которая ведется генералами Богдановичами, Иоаннами Кронштадтскими, отцами Петровыми, сыщиками Слеповыми и другими ораторами зубатовских собраний. И единение "общества" с "народом", так блестяще проявившееся на улицах Кишинева, в Петербурге происходит в "Русском Собрании" и в аристократических салонах, куда приглашаются "самые настоящие" представители рабочих из числа сыщиков охранного отделения. Реакционные силы мобилизуются по всей линии. Всюду провокатор и жандарм является их организатором, продажный журналист и проституирующий поп - их "идейными" вдохновителями, а невежество, умственная темнота и зоологические инстинкты - спайкой, посредством которой разношерстные социальные элементы образуют "народную толпу". https://prometej.info/mobilizaciya-reakcionnyh-sil-i-nashi-zadachi/
Другая часть статьи посвящена критике Бунда. Позиции Бунда усилились после погрома, но Ленину с помощью Троцкого и Мартова на съезде РСДРП в Брюсселе удалось настоять на отказе фракции в автономии. На том же съезде произошёл раскол на большевиков и меньшевиков.
В те же дни компания Форда начала продажи своей первой модели, мощностью в восемь лошадиных сил.
Власти решили пойти на небольшие уступки; 11 августа 1904 г., в связи с рождением наследника престола Алексея, некоторым группам населения были предоставлены льготы. Ослабление антиеврейского законодательства было очень ограниченным: право повсеместного жительства в империи получили советники коммерции и мануфактур, «беспорочно прослужившие» участники русско-японской войны и члены их семей. В сельской местности черты оседлости было разрешено проживать купцам 1-й гильдии и некоторым категориям ремесленников. Жены и дети евреев с высшим образованием получили право повсеместного жительства отдельно от главы семьи и приобретения недвижимости всюду, где евреям это дозволено. https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15442/
По этому поводу в «Искре» была опубликована статья Юлия Мартова “Либерализм кишиневских громил”.
Органъ берлинской биржи, "Berliner Tageblat" настойчиво повторяетъ свой совѣтъ германскимъ капиталистамъ -- не давать ни копейки русскому правительству, пока оно не введетъ "реформъ". Хладнокровно взвѣшиваетъ всемірная плутократія шансы дальнѣйшаго существованія абсолютизма и -- черезъ два слова въ третье -- напоминаетъ Россіи: "Кишиневъ!" "Геніальный" шахматный ходъ фонъ-Плеве сорвалъ всѣ покровы съ государственнаго организма Россіи и заставилъ задуматься финансовую плутократію Европы и Америки. "Еврейскій вопросъ", какъ частная форма русской азіатчины, всталъ на первый планъ. И чѣмъ болѣе, въ ходѣ "міровой политики" абсолютизма, онъ загоняется въ тупой переулокъ, откуда нѣтъ выхода съ его обычными ресурсами,-- тѣмъ болѣе зловѣщій призракъ кишиневскихъ жертвъ встаетъ передъ нимъ, преграждая дорогу къ денежнымъ сундукамъ "евреевъ внутреннихъ и внѣшнихъ". И въ привычныхъ надменныхъ звукахъ барскаго голоса нашихъ правителей вы уже слышите грубо-просительныя ноты: "жидъ, выручай"! Предстоящій внѣшній, а можетъ быть, и внутренній заемъ -- вотъ о чемъ говоритъ намъ законъ 11-го іюня. Жидъ, выручай! кричитъ самодержавное правительство еврейской буржуазіи <...> Смыслъ событій очевиденъ, онъ бьетъ въ глаза. Вопросъ о правѣ милліоновъ на гражданское существованіе не можетъ быть ни разрѣшенъ, ни смягченъ маленькими поправками къ чудовищнымъ законамъ. Въ еврейскихъ погромахъ -- этомъ періодическомъ явленіи русской жизни -- символизируется коренная ненормальность положенія пятимилліонной массы бѣдняковъ, лишенныхъ элементарнѣйшихъ гражданскихъ правъ. Въ нихъ символизируется также вся азіатская сторона русской политической жизни, одичаніе остающихся внѣ русла революціоннаго обновленія люмпенскихъ и мелко-буржуазныхъ слоевъ народа, политическая тупость массы провинціальной "интеллигенціи" и буржуазіи, разъѣдающая населеніе казенная идеологія человѣконенавистничества. Погромы въ Смѣлѣ и другихъ мѣстахъ пришли кстати, чтобы напомнить еврейской буржуазіи и передовой части русскаго общества то, о чемъ въ туманныхъ фразахъ говоритъ "Новое Время": что еврейское безправіе и питаемые имъ "погромы" являются составною частью того политическаго уклада, который именуется;русскимъ самодержавіемъ. Никакія заплаты на дырявомъ рубищѣ "временныхъ правилъ" не смогутъ скрыть отъ культурнаго міра той сплошной Язвы, которая покрывается этимъ рубищемъ, которая заражаетъ всю русскую жизнь. Чтобы еврей пересталъ быть "жидомъ", существомъ, подлежащимъ періодической "встряскѣ" погромами -- для этого необходимымъ предварительнымъ условіемъ является устраненіе изъ русскаго законодательства самаго слова "еврей". А это невозможно безъ коренной ломки того строя, на которомъ красуется потертая вывѣска: "самодержавіе, православіе и народность". http://az.lib.ru/m/martow_j_o/text_1904_liberalizm_oldorfo.shtml
В это время в Сент-Луисе проходит Всемирная выставка. Там демонстрируются новые транспортные средства (трамвай, самолёт, автомобиль), новые средства коммуникации (мобильный телефон, факс), новые бытовые приспособления (холодильник, кондиционер), новые изобретения в медицине (рентген, инкубатор для младенцев), новые угощения (гамбургер, мороженное в вафельных стаканчиках) и т.д. Заодно проводятся Олимпийские игры, Анри Пуанкаре читает лекцию про теорию относительности и т.д.
На фоне падения международной репутации и финансовых проблем Россия от участия в выставке отказалась.
Некоторые крупные российские промышленники и финансисты все же проявили заинтересованность. В ноябре 1903 г. Всероссийское общество сахарозаводчиков изъявило желание участвовать в выставке, для чего учредило комиссию по подготовке, в которую вошли сахаропромышленник, меценат и филантроп Лев Израилевич Бродский и его брат Лазарь, К.В. Фишман и директор-распорядитель Товарищества Капустянского сахарного завода, директор Товарищества Бабинского свеклосахарного завода (Киев) И.С. Щениовский. Не случайно еще в октябре 1903 г. Александровский предложил кандидатуру сахарозаводчика Льва Бродского на должность помощника генерального комиссара русского отдела и члена оргкомитета. Выставка также заинтересовала горнопромышленников Юга России. Совет Съезда горнопромышленников в июне 1903 г., поддержал идею участия в выставке «ввиду успешного места положения русского павильона и желательности выхода русской горной промышленности на международную арену». Предполагалось также финансирование российского отдела выставки представителями делового мира, о чем свидетельствовал список выдвинутых Александровским комиссаров русского отдела. Это были представители некоторых очень известных промышленников: Ф.Г. Карпов, инженер-технолог, доцент Московского технологического училища, представитель С.Т. Морозова; А.А. Найденов, инженер-технолог, сын одного из владельцев Егорьевской ткацкой фабрики в Воскресенске; Г.Э. Лингарт, инженер-технолог, сын владельца завода земельных орудий и цементного завода; С.И. Осовецкий, инженер-технолог, представлявший директора Московского общества химических красочных заводов и директора русского Товарищества бензиновых заводов; Н.П. Алексинский, горный инженер, представитель металлургических заводов. Серьезные коррективы в подготовку выставки со стороны России внесла русско-японская война, которая серьезным образом подорвала и без того напряженные русско-американские отношения. Все это происходило на фоне негативного отношения к самодержавию в Америке. В условиях неблагоприятного внешнеполитического климата для России ее участие в луизианской выставке, проводившейся к тому же на американской земле, было поставлено в политическую зависимость. У чиновников возникал соблазн ответить протестом на неблагоприятную по отношению к России позицию США. В итоге возобладала официальная позиция правительства и в феврале 1904 г. управляющий министерства финансов П.М. Романов сообщал Хилкову о решении Правительства отказаться от участия в выставке, ссылаясь на отказы «промышленников и торговцев от посылки их экспонатов в Америку». В январе 1904 г. наполовину возведенное здание русского павильона, выполненное в древнерусском стиле с луковицами-маковками, было демонтировано. Осталась только частная экспозиция художественных произведений Репина, братьев Маковских и Верещагина, а также вагон Транссибирской железной дороги. https://www.herzen.spb.ru/uploads/vkhrustalev/files/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_elibrary_30568147_13365609.pdf
Не иначе подражают своим предшественникам наши нынешние правители и в деле раздувания антиеврейского движения. Первое же выведение на сцену "народа" в роли душителя евреев ознаменовалось такими гнусными явлениями, провокаторская роль полиции, военных, губернских и центральных властей выяснилась так недвусмысленно, что эффект, произведенный кишиневскими неистовствами, уж наверное не оправдал надежд петербургской шайки. И если кишиневский погром не останется единичным явлением, если преступления, совершенные 6/7 апреля, повторятся еще где-нибудь, то во всяком случае той цели, которую ставили себе Плеве с братией, они не достигнут.
Эта цель очевидна: отвлечь внимание народных масс от борьбы с самодержавием, озлобить политически неразвитую часть населения против революционеров, внушив ей ужас перед всяким "уличным" движением, создать для социал-демократии моральные и технические препятствия в развитии демонстрационного движения и, наконец, мобилизовать все реакционные силы, которые можно было бы двинуть в бой против революционного пролетариата и идущей рядом с ним интеллигенции.
В свете этого, несомненно, совершающегося очень быстро процесса мобилизации реакционных сил новые погромы приобретают особенно важное значение.
Самодержавие классическое, самодержавие, уверенное в своем материальном могуществе, требует от своих подданных лишь "смирного" поведения. Самодержавие разлагающееся вынуждено отказаться от собственного принципа, согласно которому всякое политическое "оказательство", хотя бы в благонамеренном смысле, считается наказуемым и недопустимым "нарушением государственного порядка". Самодержавие разлагающееся вынуждено пытаться силе сознательно-революционных элементов народа противопоставить общественную же силу, силу организованных его агентами темных, продажных и по природе своей реакционных элементов. И если неаполитанский "король-бомба" для борьбы с итальянскими революционерами вступал в сношение с простыми разбойниками, фигурировавшими в роли "народа", то агенты царского самодержавия вместе с добровольцами реакции из клики Крушевана не стесняются организовывать боевые дружины наемных убийц и простых грабителей, которых нетрудно найти "на дне жизни" - в трущобах большого города.
Организация реакционных лавочников, приказчиков и темных босяков под флагом, на котором написано: "бей жидов!", является естественным дополнением к той организации темных рабочих, которою, с легкой руки Зубатова, занимаются жандармы, попы и "националисты" из общества. Боевые дружины для избиения евреев превращаются за пределами черты оседлости в отряды мясников и извозчиков для избиения "студентов" и рабочих-демонстрантов, как это было в Саратове 5 мая 1902 г. и в Томске 19 февраля 1903 г. Реакционная проповедь газет, издаваемых Крушеваном, дополняет ту, которая ведется генералами Богдановичами, Иоаннами Кронштадтскими, отцами Петровыми, сыщиками Слеповыми и другими ораторами зубатовских собраний. И единение "общества" с "народом", так блестяще проявившееся на улицах Кишинева, в Петербурге происходит в "Русском Собрании" и в аристократических салонах, куда приглашаются "самые настоящие" представители рабочих из числа сыщиков охранного отделения.
Реакционные силы мобилизуются по всей линии. Всюду провокатор и жандарм является их организатором, продажный журналист и проституирующий поп - их "идейными" вдохновителями, а невежество, умственная темнота и зоологические инстинкты - спайкой, посредством которой разношерстные социальные элементы образуют "народную толпу".
https://prometej.info/mobilizaciya-reakcionnyh-sil-i-nashi-zadachi/
Reply
Другая часть статьи посвящена критике Бунда. Позиции Бунда усилились после погрома, но Ленину с помощью Троцкого и Мартова на съезде РСДРП в Брюсселе удалось настоять на отказе фракции в автономии. На том же съезде произошёл раскол на большевиков и меньшевиков.
В те же дни компания Форда начала продажи своей первой модели, мощностью в восемь лошадиных сил.
Reply
https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15442/
По этому поводу в «Искре» была опубликована статья Юлия Мартова “Либерализм кишиневских громил”.
Органъ берлинской биржи, "Berliner Tageblat" настойчиво повторяетъ свой совѣтъ германскимъ капиталистамъ -- не давать ни копейки русскому правительству, пока оно не введетъ "реформъ". Хладнокровно взвѣшиваетъ всемірная плутократія шансы дальнѣйшаго существованія абсолютизма и -- черезъ два слова въ третье -- напоминаетъ Россіи: "Кишиневъ!" "Геніальный" шахматный ходъ фонъ-Плеве сорвалъ всѣ покровы съ государственнаго организма Россіи и заставилъ задуматься финансовую плутократію Европы и Америки. "Еврейскій вопросъ", какъ частная форма русской азіатчины, всталъ на первый планъ. И чѣмъ болѣе, въ ходѣ "міровой политики" абсолютизма, онъ загоняется въ тупой переулокъ, откуда нѣтъ выхода съ его обычными ресурсами,-- тѣмъ болѣе зловѣщій призракъ кишиневскихъ жертвъ встаетъ передъ нимъ, преграждая дорогу къ денежнымъ сундукамъ "евреевъ внутреннихъ и внѣшнихъ". И въ привычныхъ надменныхъ звукахъ барскаго голоса нашихъ правителей вы уже слышите грубо-просительныя ноты: "жидъ, выручай"!
Предстоящій внѣшній, а можетъ быть, и внутренній заемъ -- вотъ о чемъ говоритъ намъ законъ 11-го іюня. Жидъ, выручай! кричитъ самодержавное правительство еврейской буржуазіи <...>
Смыслъ событій очевиденъ, онъ бьетъ въ глаза. Вопросъ о правѣ милліоновъ на гражданское существованіе не можетъ быть ни разрѣшенъ, ни смягченъ маленькими поправками къ чудовищнымъ законамъ. Въ еврейскихъ погромахъ -- этомъ періодическомъ явленіи русской жизни -- символизируется коренная ненормальность положенія пятимилліонной массы бѣдняковъ, лишенныхъ элементарнѣйшихъ гражданскихъ правъ.
Въ нихъ символизируется также вся азіатская сторона русской политической жизни, одичаніе остающихся внѣ русла революціоннаго обновленія люмпенскихъ и мелко-буржуазныхъ слоевъ народа, политическая тупость массы провинціальной "интеллигенціи" и буржуазіи, разъѣдающая населеніе казенная идеологія человѣконенавистничества. Погромы въ Смѣлѣ и другихъ мѣстахъ пришли кстати, чтобы напомнить еврейской буржуазіи и передовой части русскаго общества то, о чемъ въ туманныхъ фразахъ говоритъ "Новое Время": что еврейское безправіе и питаемые имъ "погромы" являются составною частью того политическаго уклада, который именуется;русскимъ самодержавіемъ. Никакія заплаты на дырявомъ рубищѣ "временныхъ правилъ" не смогутъ скрыть отъ культурнаго міра той сплошной Язвы, которая покрывается этимъ рубищемъ, которая заражаетъ всю русскую жизнь. Чтобы еврей пересталъ быть "жидомъ", существомъ, подлежащимъ періодической "встряскѣ" погромами -- для этого необходимымъ предварительнымъ условіемъ является устраненіе изъ русскаго законодательства самаго слова "еврей". А это невозможно безъ коренной ломки того строя, на которомъ красуется потертая вывѣска: "самодержавіе, православіе и народность".
http://az.lib.ru/m/martow_j_o/text_1904_liberalizm_oldorfo.shtml
Reply
В это время в Сент-Луисе проходит Всемирная выставка. Там демонстрируются новые транспортные средства (трамвай, самолёт, автомобиль), новые средства коммуникации (мобильный телефон, факс), новые бытовые приспособления (холодильник, кондиционер), новые изобретения в медицине (рентген, инкубатор для младенцев), новые угощения (гамбургер, мороженное в вафельных стаканчиках) и т.д. Заодно проводятся Олимпийские игры, Анри Пуанкаре читает лекцию про теорию относительности и т.д.
На фоне падения международной репутации и финансовых проблем Россия от участия в выставке отказалась.
Некоторые крупные российские промышленники и финансисты все же проявили заинтересованность. В ноябре 1903 г. Всероссийское общество сахарозаводчиков изъявило желание участвовать в выставке, для чего учредило комиссию по подготовке, в которую вошли сахаропромышленник, меценат и филантроп Лев Израилевич Бродский и его брат Лазарь, К.В. Фишман и директор-распорядитель Товарищества Капустянского сахарного завода, директор Товарищества Бабинского свеклосахарного завода (Киев) И.С. Щениовский. Не случайно еще в октябре 1903 г. Александровский предложил кандидатуру сахарозаводчика Льва Бродского на должность помощника генерального комиссара русского отдела и члена оргкомитета. Выставка также заинтересовала горнопромышленников Юга России. Совет Съезда горнопромышленников в июне 1903 г., поддержал идею участия в выставке «ввиду успешного места положения русского павильона и желательности выхода русской горной промышленности на международную арену».
Предполагалось также финансирование российского отдела выставки представителями делового мира, о чем свидетельствовал список выдвинутых Александровским комиссаров русского отдела. Это были представители некоторых очень известных промышленников: Ф.Г. Карпов, инженер-технолог, доцент Московского технологического училища, представитель С.Т. Морозова; А.А. Найденов, инженер-технолог, сын одного из владельцев Егорьевской ткацкой фабрики в Воскресенске; Г.Э. Лингарт, инженер-технолог, сын владельца завода земельных орудий и цементного завода; С.И. Осовецкий, инженер-технолог, представлявший директора Московского общества химических красочных заводов и директора русского Товарищества бензиновых заводов; Н.П. Алексинский, горный инженер, представитель металлургических заводов.
Серьезные коррективы в подготовку выставки со стороны России внесла русско-японская война, которая серьезным образом подорвала и без того напряженные русско-американские отношения. Все это происходило на фоне негативного отношения к самодержавию в Америке. В условиях неблагоприятного внешнеполитического климата для России ее участие в луизианской выставке, проводившейся к тому же на американской земле, было поставлено в политическую зависимость. У чиновников возникал соблазн ответить протестом на неблагоприятную по отношению к России позицию США.
В итоге возобладала официальная позиция правительства и в феврале 1904 г. управляющий министерства финансов П.М. Романов сообщал Хилкову о решении Правительства отказаться от участия в выставке, ссылаясь на отказы «промышленников и торговцев от посылки их экспонатов в Америку». В январе 1904 г. наполовину возведенное здание русского павильона, выполненное в древнерусском стиле с луковицами-маковками, было демонтировано. Осталась только частная экспозиция художественных произведений Репина, братьев Маковских и Верещагина, а также вагон Транссибирской железной дороги.
https://www.herzen.spb.ru/uploads/vkhrustalev/files/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_elibrary_30568147_13365609.pdf
Reply
Leave a comment