Кишиневский погром стал поводом для убийства в июле 1904 министра внутренних дел Вячеслава фон Плеве. Теракт был подготовлен Евно Азефом, который одновременно работал агентом полиции.
Организацией убийства занималась «Боевая организация партии социалистов-революционеров», считавшая террор единственным эффективным методом борьбы. Операция получила название «Поход на Плеве», которой руководил Евно Азеф. План заключался в следующем: изучить маршруты еженедельных поездок министра в Царское село для докладов Николаю II и затем послать группу боевиков в заранее определённое место. Азеф лично подобрал кандидатов и назначил руководителем и координатором связи Бориса Савинкова. Покушение решили осуществить 18 марта 1904 года. Но операция сорвалась: заподозрив за собой слежку, покинул свой пост Абрам Боришанский. Следующую попытку назначили на 24 марта. На маршрут следования вышли Алексей Покотилов и Боришанский, лично пожелавший реабилитироваться в глазах товарищей по партии. Однако в этот день экипаж с В. К. Плеве проследовал по иному маршруту. Следующее покушение было назначено на 1 апреля, но Алексей Покотилов в ночь на день покушения погиб в гостинице «Северная» от разорвавшейся в его руках бомбы. Полиция начала расследование. Все участники группы Савинкова спешно покинули Санкт-Петербург. Покушение отодвинулось на неопределённый срок. В связи с этим Евно Азеф собрал всех в Швейцарии, и, первым делом изгнав из партии тех, кого посчитал трусами, вынес выговор Савинкову и потребовал от ЦК пополнения кассы «боевой организации». Следующее покушение было назначено на 15 (28) июля[11]. Первым шёл с бомбой Боришанский, который должен был пропустить карету Плеве мимо себя. За ним следовал Егор Созонов - основной метальщик. За ним следовали Каляев и Сикорский, которые должны были осуществить покушение в случае промаха Созонова. А в случае, если карета повернёт назад, дело должен был довершить Боришанский. При виде кареты Созонов сошёл с тротуара и кинул в неё бомбу. Плеве был убит с первого раза. Позже, вылечившись в тюрьме от увечий, полученных при покушении, Созонов написал в своих мемуарах о том, что он в этот день молился, чтобы жертва не осталась в живых. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B5,_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Сохранились свидетельства, что Азефа прямо-таки трясло от ненависти, когда речь заходила о фон Плеве, министре внутренних дел. Он считал, что Плеве ответственен за еврейский погром в Кишиневе в 1903 г. Азеф горел желанием отомстить и организовал убийство министра. Никакие гонорары от ведомства Плеве, хоть по 1000 руб. в мес., его не остановили. Покушение Азеф поручил проверенным людям. Непосредственно всем руководил Борис Савинков - правая рука Азефа, бомбу делала, как обычно, Дора Бриллиант, кидал её Егор Созонов, с запасной бомбой (если Созонов промахнется) шел Иван Каляев. Но Созонов не промахнулся. Плеве был убит с первого раза. Дору Бриллиант Азеф позднее сдал охранке. Надо же было показать результаты работы. Писатель Джек Лондон, который одно время увлекался социализмом, как-то сказал: "Я сначала белый беловек, а потом уже - социалист". В случае с убийством фон Плеве можно сказать, что Азеф был сначала еврей, потом революционер, потом - агент полиции. Именно в такой последовательности. https://uglich-jj.livejournal.com/59302.html
Таким образом в истории сплелись четыре заговора, из них два мнимых: теория заговора евреев, теория заговора российского правительства в организации погромов, заговор террористов против Плеве и заговор Азефа с полицией.
Об антисемитизме Плеве сведения противоречивы. Запись адвокатом Кони выступления Плеве на заседании Комитета попечительства о домах трудолюбия 7 января 1903:
“Я считаю еврейство явлением, враждебным национальному и государственному благу России. Свойства евреев таковы и проявления их деятельности, направленной враждебно против государства и существующего порядка, столь серьезны, что правительство имеет не только право, но и обязанность налагать на них стеснительные меры и не давать им уравнительного положения с христианским населением. С этой точки зрения я вполне солидарен со взглядом моих предшественников и считаю всякое ослабление мер, принятых против еврейства, несогласным с видами и задачами правительства. Я должен, однако, вместе с тем привести два указания, имеющих отношение к разбираемому вопросу. Количество еврейского населения в России составляет в настоящее время пять миллионов: из них три с половиной миллиона населяют Западный край. По закону 1883 года они все скучены в городах, причем лишь 300 тысяч проживают в местечках по временным условиям, остальные же ютятся в ужасающей нищете и самых антигигиенических условиях, причем их бедность доходит до того, что целые семейства, состоящие из многочисленных членов, по неделям питаются одним черствым хлебом, и одна селедка, разделенная на маленькие кусочки, составляет роскошь, которую можно себе позволить лишь в праздник. С этим голодом связана и крайняя безработица, вызывающая небрезгующую ничем конкуренцию. Достаточно сказать, что дневной заработок рабочего доходит до четырех-пяти копеек в день. Вместе с тем среди евреев замечается сильное ослабление религиозных начал и семейного авторитета, вследствие чего еврейская молодежь наполняет собою ряды лиц, готовых разрушать общественный порядок и возрастающих в чувстве голодного озлобления. Поэтому, несмотря на все мною сказанное, надо признать, что всякие шаги к облегчению евреям взаимной помощи для возможного устранения тяжелого экономического положения должны быть поддерживаемы, и я, со своей стороны, считаю вполне возможным разрешение учреждения дома трудолюбия в Вильне.” https://www.rulit.me/books/sobranie-sochinenij-v-8-tomah-tom-5-ocherki-biograficheskogo-haraktera-read-351285-68.html
Теорию заговора правительства развивает Ленин в статье, опубликованной в «Искре» 1 июня 1903:
Не иначе подражают своим предшественникам наши нынешние правители и в деле раздувания антиеврейского движения. Первое же выведение на сцену "народа" в роли душителя евреев ознаменовалось такими гнусными явлениями, провокаторская роль полиции, военных, губернских и центральных властей выяснилась так недвусмысленно, что эффект, произведенный кишиневскими неистовствами, уж наверное не оправдал надежд петербургской шайки. И если кишиневский погром не останется единичным явлением, если преступления, совершенные 6/7 апреля, повторятся еще где-нибудь, то во всяком случае той цели, которую ставили себе Плеве с братией, они не достигнут. Эта цель очевидна: отвлечь внимание народных масс от борьбы с самодержавием, озлобить политически неразвитую часть населения против революционеров, внушив ей ужас перед всяким "уличным" движением, создать для социал-демократии моральные и технические препятствия в развитии демонстрационного движения и, наконец, мобилизовать все реакционные силы, которые можно было бы двинуть в бой против революционного пролетариата и идущей рядом с ним интеллигенции. В свете этого, несомненно, совершающегося очень быстро процесса мобилизации реакционных сил новые погромы приобретают особенно важное значение. Самодержавие классическое, самодержавие, уверенное в своем материальном могуществе, требует от своих подданных лишь "смирного" поведения. Самодержавие разлагающееся вынуждено отказаться от собственного принципа, согласно которому всякое политическое "оказательство", хотя бы в благонамеренном смысле, считается наказуемым и недопустимым "нарушением государственного порядка". Самодержавие разлагающееся вынуждено пытаться силе сознательно-революционных элементов народа противопоставить общественную же силу, силу организованных его агентами темных, продажных и по природе своей реакционных элементов. И если неаполитанский "король-бомба" для борьбы с итальянскими революционерами вступал в сношение с простыми разбойниками, фигурировавшими в роли "народа", то агенты царского самодержавия вместе с добровольцами реакции из клики Крушевана не стесняются организовывать боевые дружины наемных убийц и простых грабителей, которых нетрудно найти "на дне жизни" - в трущобах большого города. Организация реакционных лавочников, приказчиков и темных босяков под флагом, на котором написано: "бей жидов!", является естественным дополнением к той организации темных рабочих, которою, с легкой руки Зубатова, занимаются жандармы, попы и "националисты" из общества. Боевые дружины для избиения евреев превращаются за пределами черты оседлости в отряды мясников и извозчиков для избиения "студентов" и рабочих-демонстрантов, как это было в Саратове 5 мая 1902 г. и в Томске 19 февраля 1903 г. Реакционная проповедь газет, издаваемых Крушеваном, дополняет ту, которая ведется генералами Богдановичами, Иоаннами Кронштадтскими, отцами Петровыми, сыщиками Слеповыми и другими ораторами зубатовских собраний. И единение "общества" с "народом", так блестяще проявившееся на улицах Кишинева, в Петербурге происходит в "Русском Собрании" и в аристократических салонах, куда приглашаются "самые настоящие" представители рабочих из числа сыщиков охранного отделения. Реакционные силы мобилизуются по всей линии. Всюду провокатор и жандарм является их организатором, продажный журналист и проституирующий поп - их "идейными" вдохновителями, а невежество, умственная темнота и зоологические инстинкты - спайкой, посредством которой разношерстные социальные элементы образуют "народную толпу". https://prometej.info/mobilizaciya-reakcionnyh-sil-i-nashi-zadachi/
Другая часть статьи посвящена критике Бунда. Позиции Бунда усилились после погрома, но Ленину с помощью Троцкого и Мартова на съезде РСДРП в Брюсселе удалось настоять на отказе фракции в автономии. На том же съезде произошёл раскол на большевиков и меньшевиков.
В те же дни компания Форда начала продажи своей первой модели, мощностью в восемь лошадиных сил.
Власти решили пойти на небольшие уступки; 11 августа 1904 г., в связи с рождением наследника престола Алексея, некоторым группам населения были предоставлены льготы. Ослабление антиеврейского законодательства было очень ограниченным: право повсеместного жительства в империи получили советники коммерции и мануфактур, «беспорочно прослужившие» участники русско-японской войны и члены их семей. В сельской местности черты оседлости было разрешено проживать купцам 1-й гильдии и некоторым категориям ремесленников. Жены и дети евреев с высшим образованием получили право повсеместного жительства отдельно от главы семьи и приобретения недвижимости всюду, где евреям это дозволено. https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15442/
По этому поводу в «Искре» была опубликована статья Юлия Мартова “Либерализм кишиневских громил”.
Органъ берлинской биржи, "Berliner Tageblat" настойчиво повторяетъ свой совѣтъ германскимъ капиталистамъ -- не давать ни копейки русскому правительству, пока оно не введетъ "реформъ". Хладнокровно взвѣшиваетъ всемірная плутократія шансы дальнѣйшаго существованія абсолютизма и -- черезъ два слова въ третье -- напоминаетъ Россіи: "Кишиневъ!" "Геніальный" шахматный ходъ фонъ-Плеве сорвалъ всѣ покровы съ государственнаго организма Россіи и заставилъ задуматься финансовую плутократію Европы и Америки. "Еврейскій вопросъ", какъ частная форма русской азіатчины, всталъ на первый планъ. И чѣмъ болѣе, въ ходѣ "міровой политики" абсолютизма, онъ загоняется въ тупой переулокъ, откуда нѣтъ выхода съ его обычными ресурсами,-- тѣмъ болѣе зловѣщій призракъ кишиневскихъ жертвъ встаетъ передъ нимъ, преграждая дорогу къ денежнымъ сундукамъ "евреевъ внутреннихъ и внѣшнихъ". И въ привычныхъ надменныхъ звукахъ барскаго голоса нашихъ правителей вы уже слышите грубо-просительныя ноты: "жидъ, выручай"! Предстоящій внѣшній, а можетъ быть, и внутренній заемъ -- вотъ о чемъ говоритъ намъ законъ 11-го іюня. Жидъ, выручай! кричитъ самодержавное правительство еврейской буржуазіи <...> Смыслъ событій очевиденъ, онъ бьетъ въ глаза. Вопросъ о правѣ милліоновъ на гражданское существованіе не можетъ быть ни разрѣшенъ, ни смягченъ маленькими поправками къ чудовищнымъ законамъ. Въ еврейскихъ погромахъ -- этомъ періодическомъ явленіи русской жизни -- символизируется коренная ненормальность положенія пятимилліонной массы бѣдняковъ, лишенныхъ элементарнѣйшихъ гражданскихъ правъ. Въ нихъ символизируется также вся азіатская сторона русской политической жизни, одичаніе остающихся внѣ русла революціоннаго обновленія люмпенскихъ и мелко-буржуазныхъ слоевъ народа, политическая тупость массы провинціальной "интеллигенціи" и буржуазіи, разъѣдающая населеніе казенная идеологія человѣконенавистничества. Погромы въ Смѣлѣ и другихъ мѣстахъ пришли кстати, чтобы напомнить еврейской буржуазіи и передовой части русскаго общества то, о чемъ въ туманныхъ фразахъ говоритъ "Новое Время": что еврейское безправіе и питаемые имъ "погромы" являются составною частью того политическаго уклада, который именуется;русскимъ самодержавіемъ. Никакія заплаты на дырявомъ рубищѣ "временныхъ правилъ" не смогутъ скрыть отъ культурнаго міра той сплошной Язвы, которая покрывается этимъ рубищемъ, которая заражаетъ всю русскую жизнь. Чтобы еврей пересталъ быть "жидомъ", существомъ, подлежащимъ періодической "встряскѣ" погромами -- для этого необходимымъ предварительнымъ условіемъ является устраненіе изъ русскаго законодательства самаго слова "еврей". А это невозможно безъ коренной ломки того строя, на которомъ красуется потертая вывѣска: "самодержавіе, православіе и народность". http://az.lib.ru/m/martow_j_o/text_1904_liberalizm_oldorfo.shtml
В это время в Сент-Луисе проходит Всемирная выставка. Там демонстрируются новые транспортные средства (трамвай, самолёт, автомобиль), новые средства коммуникации (мобильный телефон, факс), новые бытовые приспособления (холодильник, кондиционер), новые изобретения в медицине (рентген, инкубатор для младенцев), новые угощения (гамбургер, мороженное в вафельных стаканчиках) и т.д. Заодно проводятся Олимпийские игры, Анри Пуанкаре читает лекцию про теорию относительности и т.д.
На фоне падения международной репутации и финансовых проблем Россия от участия в выставке отказалась.
Некоторые крупные российские промышленники и финансисты все же проявили заинтересованность. В ноябре 1903 г. Всероссийское общество сахарозаводчиков изъявило желание участвовать в выставке, для чего учредило комиссию по подготовке, в которую вошли сахаропромышленник, меценат и филантроп Лев Израилевич Бродский и его брат Лазарь, К.В. Фишман и директор-распорядитель Товарищества Капустянского сахарного завода, директор Товарищества Бабинского свеклосахарного завода (Киев) И.С. Щениовский. Не случайно еще в октябре 1903 г. Александровский предложил кандидатуру сахарозаводчика Льва Бродского на должность помощника генерального комиссара русского отдела и члена оргкомитета. Выставка также заинтересовала горнопромышленников Юга России. Совет Съезда горнопромышленников в июне 1903 г., поддержал идею участия в выставке «ввиду успешного места положения русского павильона и желательности выхода русской горной промышленности на международную арену». Предполагалось также финансирование российского отдела выставки представителями делового мира, о чем свидетельствовал список выдвинутых Александровским комиссаров русского отдела. Это были представители некоторых очень известных промышленников: Ф.Г. Карпов, инженер-технолог, доцент Московского технологического училища, представитель С.Т. Морозова; А.А. Найденов, инженер-технолог, сын одного из владельцев Егорьевской ткацкой фабрики в Воскресенске; Г.Э. Лингарт, инженер-технолог, сын владельца завода земельных орудий и цементного завода; С.И. Осовецкий, инженер-технолог, представлявший директора Московского общества химических красочных заводов и директора русского Товарищества бензиновых заводов; Н.П. Алексинский, горный инженер, представитель металлургических заводов. Серьезные коррективы в подготовку выставки со стороны России внесла русско-японская война, которая серьезным образом подорвала и без того напряженные русско-американские отношения. Все это происходило на фоне негативного отношения к самодержавию в Америке. В условиях неблагоприятного внешнеполитического климата для России ее участие в луизианской выставке, проводившейся к тому же на американской земле, было поставлено в политическую зависимость. У чиновников возникал соблазн ответить протестом на неблагоприятную по отношению к России позицию США. В итоге возобладала официальная позиция правительства и в феврале 1904 г. управляющий министерства финансов П.М. Романов сообщал Хилкову о решении Правительства отказаться от участия в выставке, ссылаясь на отказы «промышленников и торговцев от посылки их экспонатов в Америку». В январе 1904 г. наполовину возведенное здание русского павильона, выполненное в древнерусском стиле с луковицами-маковками, было демонтировано. Осталась только частная экспозиция художественных произведений Репина, братьев Маковских и Верещагина, а также вагон Транссибирской железной дороги. https://www.herzen.spb.ru/uploads/vkhrustalev/files/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_elibrary_30568147_13365609.pdf
Я убежден в том, что покуда еврейский вопрос не получит правильного, неозлобленного, гуманного и государственного течения, Россия окончательно не успокоится; но вместе с тем весьма опасаюсь, чтобы сразу данное равноправие евреям не наделало много новых смут и опять не обострило дело. Подобные, как и всякие политические вопросы, касающиеся масс, затрагивающее, так сказать, исторические предрассудки, в некоторой степени, основанные на расовых особенностях, тем более несимпатичных особенностях, могут решаться только постепенно, исподволь; - всякие быстрые, резкие решения расстраивают равновесие, лучше временное равновесие, хотя бы оно было искусственное, кособокое. Государство есть живой организм, а потому нужно быть очень осторожным в резких операциях. С государственной точки зрения граф Н. П. Игнатьев (официальный автор антиеврейского закона 1882 г.) и И. Н. Дурново наделали много вреда своей глупой политикой в еврейском вопросе. Такой ультраконсерватор, но умный человек, как граф Толстой, бывший министр внутренних дел при Александре III, не допустил бы этих ошибок. Он не успел исправить ошибки Игнатьева, но при нем еврейский вопрос успокоился. После его смерти Дурново взял прежний курс Игнатьева, хотя лично был в самых дружеских отношениях с некоторыми еврейскими крезами и не из материальных расчетов, ибо он денежно был человек честный. Он просто был крайне недалек и угодлив. Такой курс был в дворцовой камарилье и он угодничал. Душою же и сочинителем всех антиеврейских проектов и административных мер был Плеве, как при графе Игнатьеве, так и при Дурново. Лично, как это было ясно из многочисленных разговоров с Плеве по еврейскому вопросу, он против евреев ничего не имел, он был настолько умен, что понимал, что политика эта неправильна, но она нравилась В. Кн. Сергею Александровичу, по-видимому, и Его Величеству, а потому Плеве старался во всю. Еврейский вопрос сопровождался погромами. Они были особенно сильны при графе Игнатьеве. Граф Толстой, вступивший вместо Игнатьева, сразу их прекратил. Затем, когда министром внутренних дел стал Плеве, то он, ища психологического перелома в революционном настроении масс во время Японской войны, искал его в еврейских погромах, а потому при нем разразились еврейские погромы, из которых был особенно безобразен дикий и жестокий погром в Кишиневе. Граф Мусин-Пушкин, генерал-адъютант закала Императора Николая I, бывший тогда командующим войсками Одесского округа, рассказывал, что немедленно после погрома он приехал в Кишинев, чтобы расследовать действия войск. Описывая все ужасы, которые творили с беззащитными евреями, он удостоверял, что все произошло от того, что войска совершенно бездействовали, а бездействовали они от того, что им не давали приказания действовать со стороны гражданского начальства, как того требует закон. Он возмущался всей этой ужасной историей и говорил, что этим путем развращают войска. Пушкин не любил евреев, но он был честный человек. Еврейский погром в Кишиневе, устроенный попустительством Плеве, свел евреев с ума и толкнул их окончательно в революцию. Ужасная, но еще более идиотская политика!... Я не решусь сказать, что Плеве непосредственно устраивал эти погромы, но он не был против этого, по его мнению, антиреволюционерного противодействия. После того, как еврейский погром в Кишиневе возбудил общественное мнение всего цивилизованного мира, Плеве входил с еврейскими вожаками в Париже, а равно и с русскими раввинами в такие разговоры "заставьте ваших прекратить революцию, я прекращу погромы и начну отменять стеснительные против евреев меры". Ему отвечали: "мы не в силах, ибо большая часть - молодежь, озверевшая от голода, и мы ее не держим в руках, но думаем и даже уверены, что, если вы начнете проводить облегчительные относительно еврейства меры, то они успокоятся". Он начал проводить такие меры перед его убийством (например: объявлением многих местечек на западе, как места, допустимые для еврейского жительства)... https://nemaloknig.net/read-162208/?page=52
Я расходился с Плеве и по еврейскому вопросу. В первые годы моего министерства при Императоре Александр III, Государь как то раз меня спросил: "Правда ли, что вы стоите за евреев?" Я сказал Его Величеству, что мне трудно ответить на этот вопрос, и просил позволения Государя задать Ему вопрос в ответ на этот. Получив разрешение, я спросил Государя, может ли Он потопить всех русских евреев в Черном море. Если может, то я понимаю такое решение вопроса, если же не может, то единственное решение еврейского вопроса заключается в том, чтобы дать им воз-можность жить, а это возможно лишь при постепенном уничтожении специальных законов, созданных для евреев, так как в конце концов не существует другого решения еврейского вопроса, как предоставление евреям равноправия с другими подданными Государя. Его Величество на это мне ничего не ответил и остался ко мне благосклонным и верил мне до последнего дня своей жизни. Несчастный день для России... Я и до ныне остаюсь при высказанном мною Александру III убеждении по еврейскому вопросу. Поэтому, когда я был министром финансов, я систематически возражал против всех новых мер, которые хотели принимать против евреев. Я был бессилен за-ставить пересмотреть все существующие законы против евреев, из которых многие крайне несправедливы, а в общем законы эти принципиально вредны для русских, для России, так как я всегда смотрел и смотрю на еврейский вопрос не с точки зрения, что приятно для евреев, а с точки зрения, что полезно для нас русских и для Российской Империи. Все наиболее существенные законы, ограничивающие права евреев, пошли в последние десятилетия не в законодательном порядке, а через комитет министров, как законы временные. Всегда употреблялась одна фарисейская формула впредь до пересмотра всех законов об евреях (причем всегда давалось понять, что законы эти будут пересматриваться с точки зрения расширительной, а не ограничительной) повелеваем и пр.". Законодатели не имели государственного мужества ставить вопрос открыто. Они знали, что государственный совет (старый, составленный исключительно по ныне модному выражению из бюрократов) или большинством выскажется против или спустит представление "в песок" или по меньшей мере наговорит много неприятных истин для министров, внесших проект новых стеснений евреев. Поэтому в государственный совет, как бы то по закону следовало, таких законов не вносили, а проводили их через комитет министров, а если и тут опасались возражений, то через особые совещания или просто всеподданнейшими докладами.
О поездке в Америку на подписание договора с Японией:
Что касается депутации еврейских тузов, являвшихся ко мне два раза в Америке говорить об еврейском вопросе, то об этом имеются в министерстве иностранных дел мои официальные теле-граммы. В депеше этой участвовали Шифф (кажется, так), глава финансового еврейского мира в Америке, доктор Штраус (кажется, бывший американский посол в Италии),--оба эти лица находились в очень хороших отношениях с президентом Рузевельтом, -- и еще несколько других известных лиц. Они мне говорили о крайне тягостном положении евреев в России, о невозможности продолжения такого положения и о необходимости равноправия. Я принимал их крайне любезно, не мог отрицать того, что русские евреи находятся в очень тягостном положении, хотя указывал, что некоторые данные, которые они мне передавали, преувеличенны, но по убеждению доказывал им, что предоставление сразу равноправия евреям может принести им более вреда, нежели пользы. Это мое указание вызвало резкие возражения Шиффа, которые были сглажены более уравновешенными суждениями других членов депутации, особенно доктором Штраусом, который произвел на меня самое благоприятное впечатление. Он теперь занимает пост посла в Константинополе*. Когда этот Штраус года два тому назад хотел приехать в Poccию, то несмотря на то, что он был послом Америки в Константинополе, пришлось делать целый ряд сношений с полицией по вопросу о том, может ли он приехать в Россию или не может, только при особом контроле и на строго определенное время он мог приехать в Россию. Такое варварское, полудикое отношение со стороны России к вопросам, по которым нет никаких сомнений во всех культурных странах, и привело к тому конфликту, который ныне переживает и Россия и Америка, вследствие денонсиации Америкой торгового дого-вора с Россией. <...> Перед моим выездом Рузевельт дал мне письмо для передачи Государю. Письмо это он мне прочел. В письме этом говорилось о том, что Государь благодарил Рузевельта за то, что он помог окончить переговоры между Его уполномоченными и уполномоченными Японского Императора; что теперь он с своей стороны обращается к Государю с просьбой: в торговом договоре 1832 года имеется один пункт, который получил особое толкование со стороны России, а именно: по этому договору, -- как понимают его в Америке, -- все американцы могут свободно приезжать в Poccию; могут быть различные ограничения, но не исходящие от вероисповедного прин-ципа; если бы ограничения эти исходили из других принципов, если бы ограничения эти делались для того, чтобы оградить Россию от явного материального или другого вреда, то тогда такое отношение со стороны Poccии к этому вопросу признавалось бы американцами совершенно естественным. Но дело в том, что все американцы вообще могут приезжать в Россию, а только делается вероисповедное ограничение по отношению евреев. В письме говорилось, что американцы никогда не в состоянии усвоить и примириться с тою мыслью, что можно раз-личать людей в отношении их благонадежности, или в отношении их порядочности по принадлежности к тому или другому вероисповеданию. А поэтому, чтобы установить дружеские отношения между Аме-рикой и Россией, те отношения, которые начались, благодаря моему пребыванию в Америке, он очень просит Государя отменить это толкование, которое установилось практикою, в особенности последнего десятилетия. Как только я возвратился, я передал это письмо Государю Императору, а Его Величество передал письмо президента Рузевельта министру внутренних дел. <...> В конце концов, в течение почти шести лет вопрос этот не получил никакого благоприятного решения и дело это кончилось тем, что американцы денонсировали торговый договор на тех основаниях, что они не могут примириться с таким произволом и с несоответствующим духу времени толкованием той части торгового договора, которая говорит о праве въезда иностранцев в ту или другую страну. http://az.lib.ru/w/witte_s_j/text_0050.shtml
"Russia was on the high road to emancipation from an insane and intolerable slavery; I was hoping there would be no peace until Russian liberty was safe. I think that this was a holy war in the best and noblest sense of that abused term, and that no war was ever charged with a higher mission; I think there can be no doubt that that mission is now defeated and Russia's chains reriveted, this time to stay. I think the czar will now withdraw the small humanities that have been forced from him, and resume his medieval barbarisms with a relieved spirit and an immeasurable joy. I think Russian liberty has had its last chance, and has lost it. I think nothing has been gained by the peace that is remotely comparable to what has been sacrificed by it. One more battle would have abolished the waiting chains of billions upon billions of unborn Russians, and I wish it could have been fought. I hope I am mistaken, yet in all sincerity I believe that this peace is entitled to rank as the most conspicuous disaster in political history." http://www.marktwainhannibal.com/twain/works/russian_liberty_1905/
Организацией убийства занималась «Боевая организация партии социалистов-революционеров», считавшая террор единственным эффективным методом борьбы. Операция получила название «Поход на Плеве», которой руководил Евно Азеф. План заключался в следующем: изучить маршруты еженедельных поездок министра в Царское село для докладов Николаю II и затем послать группу боевиков в заранее определённое место. Азеф лично подобрал кандидатов и назначил руководителем и координатором связи Бориса Савинкова. Покушение решили осуществить 18 марта 1904 года. Но операция сорвалась: заподозрив за собой слежку, покинул свой пост Абрам Боришанский. Следующую попытку назначили на 24 марта. На маршрут следования вышли Алексей Покотилов и Боришанский, лично пожелавший реабилитироваться в глазах товарищей по партии. Однако в этот день экипаж с В. К. Плеве проследовал по иному маршруту. Следующее покушение было назначено на 1 апреля, но Алексей Покотилов в ночь на день покушения погиб в гостинице «Северная» от разорвавшейся в его руках бомбы. Полиция начала расследование. Все участники группы Савинкова спешно покинули Санкт-Петербург. Покушение отодвинулось на неопределённый срок.
В связи с этим Евно Азеф собрал всех в Швейцарии, и, первым делом изгнав из партии тех, кого посчитал трусами, вынес выговор Савинкову и потребовал от ЦК пополнения кассы «боевой организации». Следующее покушение было назначено на 15 (28) июля[11]. Первым шёл с бомбой Боришанский, который должен был пропустить карету Плеве мимо себя. За ним следовал Егор Созонов - основной метальщик. За ним следовали Каляев и Сикорский, которые должны были осуществить покушение в случае промаха Созонова. А в случае, если карета повернёт назад, дело должен был довершить Боришанский. При виде кареты Созонов сошёл с тротуара и кинул в неё бомбу. Плеве был убит с первого раза. Позже, вылечившись в тюрьме от увечий, полученных при покушении, Созонов написал в своих мемуарах о том, что он в этот день молился, чтобы жертва не осталась в живых.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B5,_%D0%92%D1%8F%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2_%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Сохранились свидетельства, что Азефа прямо-таки трясло от ненависти, когда речь заходила о фон Плеве, министре внутренних дел. Он считал, что Плеве ответственен за еврейский погром в Кишиневе в 1903 г. Азеф горел желанием отомстить и организовал убийство министра. Никакие гонорары от ведомства Плеве, хоть по 1000 руб. в мес., его не остановили.
Покушение Азеф поручил проверенным людям. Непосредственно всем руководил Борис Савинков - правая рука Азефа, бомбу делала, как обычно, Дора Бриллиант, кидал её Егор Созонов, с запасной бомбой (если Созонов промахнется) шел Иван Каляев. Но Созонов не промахнулся. Плеве был убит с первого раза. Дору Бриллиант Азеф позднее сдал охранке. Надо же было показать результаты работы.
Писатель Джек Лондон, который одно время увлекался социализмом, как-то сказал: "Я сначала белый беловек, а потом уже - социалист". В случае с убийством фон Плеве можно сказать, что Азеф был сначала еврей, потом революционер, потом - агент полиции. Именно в такой последовательности.
https://uglich-jj.livejournal.com/59302.html
Reply
Об антисемитизме Плеве сведения противоречивы. Запись адвокатом Кони выступления Плеве на заседании Комитета попечительства о домах трудолюбия 7 января 1903:
“Я считаю еврейство явлением, враждебным национальному и государственному благу России. Свойства евреев таковы и проявления их деятельности, направленной враждебно против государства и существующего порядка, столь серьезны, что правительство имеет не только право, но и обязанность налагать на них стеснительные меры и не давать им уравнительного положения с христианским населением. С этой точки зрения я вполне солидарен со взглядом моих предшественников и считаю всякое ослабление мер, принятых против еврейства, несогласным с видами и задачами правительства. Я должен, однако, вместе с тем привести два указания, имеющих отношение к разбираемому вопросу. Количество еврейского населения в России составляет в настоящее время пять миллионов: из них три с половиной миллиона населяют Западный край. По закону 1883 года они все скучены в городах, причем лишь 300 тысяч проживают в местечках по временным условиям, остальные же ютятся в ужасающей нищете и самых антигигиенических условиях, причем их бедность доходит до того, что целые семейства, состоящие из многочисленных членов, по неделям питаются одним черствым хлебом, и одна селедка, разделенная на маленькие кусочки, составляет роскошь, которую можно себе позволить лишь в праздник. С этим голодом связана и крайняя безработица, вызывающая небрезгующую ничем конкуренцию. Достаточно сказать, что дневной заработок рабочего доходит до четырех-пяти копеек в день. Вместе с тем среди евреев замечается сильное ослабление религиозных начал и семейного авторитета, вследствие чего еврейская молодежь наполняет собою ряды лиц, готовых разрушать общественный порядок и возрастающих в чувстве голодного озлобления. Поэтому, несмотря на все мною сказанное, надо признать, что всякие шаги к облегчению евреям взаимной помощи для возможного устранения тяжелого экономического положения должны быть поддерживаемы, и я, со своей стороны, считаю вполне возможным разрешение учреждения дома трудолюбия в Вильне.”
https://www.rulit.me/books/sobranie-sochinenij-v-8-tomah-tom-5-ocherki-biograficheskogo-haraktera-read-351285-68.html
Reply
По переписи в СССР 1989 евреев оставалось 1,4 миллиона - 0,5% населения.
В США между 1900 и 1990 число евреев выросло с 1 миллиона (1,3%) до 6 миллионов (2.4%).
По переписи 2010 года численность евреев в России составляла 156 801 человек или 0,11 % от общей численности населения России
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B5%D0%B2_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
Reply
Не иначе подражают своим предшественникам наши нынешние правители и в деле раздувания антиеврейского движения. Первое же выведение на сцену "народа" в роли душителя евреев ознаменовалось такими гнусными явлениями, провокаторская роль полиции, военных, губернских и центральных властей выяснилась так недвусмысленно, что эффект, произведенный кишиневскими неистовствами, уж наверное не оправдал надежд петербургской шайки. И если кишиневский погром не останется единичным явлением, если преступления, совершенные 6/7 апреля, повторятся еще где-нибудь, то во всяком случае той цели, которую ставили себе Плеве с братией, они не достигнут.
Эта цель очевидна: отвлечь внимание народных масс от борьбы с самодержавием, озлобить политически неразвитую часть населения против революционеров, внушив ей ужас перед всяким "уличным" движением, создать для социал-демократии моральные и технические препятствия в развитии демонстрационного движения и, наконец, мобилизовать все реакционные силы, которые можно было бы двинуть в бой против революционного пролетариата и идущей рядом с ним интеллигенции.
В свете этого, несомненно, совершающегося очень быстро процесса мобилизации реакционных сил новые погромы приобретают особенно важное значение.
Самодержавие классическое, самодержавие, уверенное в своем материальном могуществе, требует от своих подданных лишь "смирного" поведения. Самодержавие разлагающееся вынуждено отказаться от собственного принципа, согласно которому всякое политическое "оказательство", хотя бы в благонамеренном смысле, считается наказуемым и недопустимым "нарушением государственного порядка". Самодержавие разлагающееся вынуждено пытаться силе сознательно-революционных элементов народа противопоставить общественную же силу, силу организованных его агентами темных, продажных и по природе своей реакционных элементов. И если неаполитанский "король-бомба" для борьбы с итальянскими революционерами вступал в сношение с простыми разбойниками, фигурировавшими в роли "народа", то агенты царского самодержавия вместе с добровольцами реакции из клики Крушевана не стесняются организовывать боевые дружины наемных убийц и простых грабителей, которых нетрудно найти "на дне жизни" - в трущобах большого города.
Организация реакционных лавочников, приказчиков и темных босяков под флагом, на котором написано: "бей жидов!", является естественным дополнением к той организации темных рабочих, которою, с легкой руки Зубатова, занимаются жандармы, попы и "националисты" из общества. Боевые дружины для избиения евреев превращаются за пределами черты оседлости в отряды мясников и извозчиков для избиения "студентов" и рабочих-демонстрантов, как это было в Саратове 5 мая 1902 г. и в Томске 19 февраля 1903 г. Реакционная проповедь газет, издаваемых Крушеваном, дополняет ту, которая ведется генералами Богдановичами, Иоаннами Кронштадтскими, отцами Петровыми, сыщиками Слеповыми и другими ораторами зубатовских собраний. И единение "общества" с "народом", так блестяще проявившееся на улицах Кишинева, в Петербурге происходит в "Русском Собрании" и в аристократических салонах, куда приглашаются "самые настоящие" представители рабочих из числа сыщиков охранного отделения.
Реакционные силы мобилизуются по всей линии. Всюду провокатор и жандарм является их организатором, продажный журналист и проституирующий поп - их "идейными" вдохновителями, а невежество, умственная темнота и зоологические инстинкты - спайкой, посредством которой разношерстные социальные элементы образуют "народную толпу".
https://prometej.info/mobilizaciya-reakcionnyh-sil-i-nashi-zadachi/
Reply
Другая часть статьи посвящена критике Бунда. Позиции Бунда усилились после погрома, но Ленину с помощью Троцкого и Мартова на съезде РСДРП в Брюсселе удалось настоять на отказе фракции в автономии. На том же съезде произошёл раскол на большевиков и меньшевиков.
В те же дни компания Форда начала продажи своей первой модели, мощностью в восемь лошадиных сил.
Reply
https://eleven.co.il/jews-of-russia/general/15442/
По этому поводу в «Искре» была опубликована статья Юлия Мартова “Либерализм кишиневских громил”.
Органъ берлинской биржи, "Berliner Tageblat" настойчиво повторяетъ свой совѣтъ германскимъ капиталистамъ -- не давать ни копейки русскому правительству, пока оно не введетъ "реформъ". Хладнокровно взвѣшиваетъ всемірная плутократія шансы дальнѣйшаго существованія абсолютизма и -- черезъ два слова въ третье -- напоминаетъ Россіи: "Кишиневъ!" "Геніальный" шахматный ходъ фонъ-Плеве сорвалъ всѣ покровы съ государственнаго организма Россіи и заставилъ задуматься финансовую плутократію Европы и Америки. "Еврейскій вопросъ", какъ частная форма русской азіатчины, всталъ на первый планъ. И чѣмъ болѣе, въ ходѣ "міровой политики" абсолютизма, онъ загоняется въ тупой переулокъ, откуда нѣтъ выхода съ его обычными ресурсами,-- тѣмъ болѣе зловѣщій призракъ кишиневскихъ жертвъ встаетъ передъ нимъ, преграждая дорогу къ денежнымъ сундукамъ "евреевъ внутреннихъ и внѣшнихъ". И въ привычныхъ надменныхъ звукахъ барскаго голоса нашихъ правителей вы уже слышите грубо-просительныя ноты: "жидъ, выручай"!
Предстоящій внѣшній, а можетъ быть, и внутренній заемъ -- вотъ о чемъ говоритъ намъ законъ 11-го іюня. Жидъ, выручай! кричитъ самодержавное правительство еврейской буржуазіи <...>
Смыслъ событій очевиденъ, онъ бьетъ въ глаза. Вопросъ о правѣ милліоновъ на гражданское существованіе не можетъ быть ни разрѣшенъ, ни смягченъ маленькими поправками къ чудовищнымъ законамъ. Въ еврейскихъ погромахъ -- этомъ періодическомъ явленіи русской жизни -- символизируется коренная ненормальность положенія пятимилліонной массы бѣдняковъ, лишенныхъ элементарнѣйшихъ гражданскихъ правъ.
Въ нихъ символизируется также вся азіатская сторона русской политической жизни, одичаніе остающихся внѣ русла революціоннаго обновленія люмпенскихъ и мелко-буржуазныхъ слоевъ народа, политическая тупость массы провинціальной "интеллигенціи" и буржуазіи, разъѣдающая населеніе казенная идеологія человѣконенавистничества. Погромы въ Смѣлѣ и другихъ мѣстахъ пришли кстати, чтобы напомнить еврейской буржуазіи и передовой части русскаго общества то, о чемъ въ туманныхъ фразахъ говоритъ "Новое Время": что еврейское безправіе и питаемые имъ "погромы" являются составною частью того политическаго уклада, который именуется;русскимъ самодержавіемъ. Никакія заплаты на дырявомъ рубищѣ "временныхъ правилъ" не смогутъ скрыть отъ культурнаго міра той сплошной Язвы, которая покрывается этимъ рубищемъ, которая заражаетъ всю русскую жизнь. Чтобы еврей пересталъ быть "жидомъ", существомъ, подлежащимъ періодической "встряскѣ" погромами -- для этого необходимымъ предварительнымъ условіемъ является устраненіе изъ русскаго законодательства самаго слова "еврей". А это невозможно безъ коренной ломки того строя, на которомъ красуется потертая вывѣска: "самодержавіе, православіе и народность".
http://az.lib.ru/m/martow_j_o/text_1904_liberalizm_oldorfo.shtml
Reply
В это время в Сент-Луисе проходит Всемирная выставка. Там демонстрируются новые транспортные средства (трамвай, самолёт, автомобиль), новые средства коммуникации (мобильный телефон, факс), новые бытовые приспособления (холодильник, кондиционер), новые изобретения в медицине (рентген, инкубатор для младенцев), новые угощения (гамбургер, мороженное в вафельных стаканчиках) и т.д. Заодно проводятся Олимпийские игры, Анри Пуанкаре читает лекцию про теорию относительности и т.д.
На фоне падения международной репутации и финансовых проблем Россия от участия в выставке отказалась.
Некоторые крупные российские промышленники и финансисты все же проявили заинтересованность. В ноябре 1903 г. Всероссийское общество сахарозаводчиков изъявило желание участвовать в выставке, для чего учредило комиссию по подготовке, в которую вошли сахаропромышленник, меценат и филантроп Лев Израилевич Бродский и его брат Лазарь, К.В. Фишман и директор-распорядитель Товарищества Капустянского сахарного завода, директор Товарищества Бабинского свеклосахарного завода (Киев) И.С. Щениовский. Не случайно еще в октябре 1903 г. Александровский предложил кандидатуру сахарозаводчика Льва Бродского на должность помощника генерального комиссара русского отдела и члена оргкомитета. Выставка также заинтересовала горнопромышленников Юга России. Совет Съезда горнопромышленников в июне 1903 г., поддержал идею участия в выставке «ввиду успешного места положения русского павильона и желательности выхода русской горной промышленности на международную арену».
Предполагалось также финансирование российского отдела выставки представителями делового мира, о чем свидетельствовал список выдвинутых Александровским комиссаров русского отдела. Это были представители некоторых очень известных промышленников: Ф.Г. Карпов, инженер-технолог, доцент Московского технологического училища, представитель С.Т. Морозова; А.А. Найденов, инженер-технолог, сын одного из владельцев Егорьевской ткацкой фабрики в Воскресенске; Г.Э. Лингарт, инженер-технолог, сын владельца завода земельных орудий и цементного завода; С.И. Осовецкий, инженер-технолог, представлявший директора Московского общества химических красочных заводов и директора русского Товарищества бензиновых заводов; Н.П. Алексинский, горный инженер, представитель металлургических заводов.
Серьезные коррективы в подготовку выставки со стороны России внесла русско-японская война, которая серьезным образом подорвала и без того напряженные русско-американские отношения. Все это происходило на фоне негативного отношения к самодержавию в Америке. В условиях неблагоприятного внешнеполитического климата для России ее участие в луизианской выставке, проводившейся к тому же на американской земле, было поставлено в политическую зависимость. У чиновников возникал соблазн ответить протестом на неблагоприятную по отношению к России позицию США.
В итоге возобладала официальная позиция правительства и в феврале 1904 г. управляющий министерства финансов П.М. Романов сообщал Хилкову о решении Правительства отказаться от участия в выставке, ссылаясь на отказы «промышленников и торговцев от посылки их экспонатов в Америку». В январе 1904 г. наполовину возведенное здание русского павильона, выполненное в древнерусском стиле с луковицами-маковками, было демонтировано. Осталась только частная экспозиция художественных произведений Репина, братьев Маковских и Верещагина, а также вагон Транссибирской железной дороги.
https://www.herzen.spb.ru/uploads/vkhrustalev/files/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4_elibrary_30568147_13365609.pdf
Reply
Из воспоминаний Сергея Витте:
Я убежден в том, что покуда еврейский вопрос не получит правильного, неозлобленного, гуманного и государственного течения, Россия окончательно не успокоится; но вместе с тем весьма опасаюсь, чтобы сразу данное равноправие евреям не наделало много новых смут и опять не обострило дело. Подобные, как и всякие политические вопросы, касающиеся масс, затрагивающее, так сказать, исторические предрассудки, в некоторой степени, основанные на расовых особенностях, тем более несимпатичных особенностях, могут решаться только постепенно, исподволь; - всякие быстрые, резкие решения расстраивают равновесие, лучше временное равновесие, хотя бы оно было искусственное, кособокое.
Государство есть живой организм, а потому нужно быть очень осторожным в резких операциях. С государственной точки зрения граф Н. П. Игнатьев (официальный автор антиеврейского закона 1882 г.) и И. Н. Дурново наделали много вреда своей глупой политикой в еврейском вопросе. Такой ультраконсерватор, но умный человек, как граф Толстой, бывший министр внутренних дел при Александре III, не допустил бы этих ошибок. Он не успел исправить ошибки Игнатьева, но при нем еврейский вопрос успокоился. После его смерти Дурново взял прежний курс Игнатьева, хотя лично был в самых дружеских отношениях с некоторыми еврейскими крезами и не из материальных расчетов, ибо он денежно был человек честный. Он просто был крайне недалек и угодлив. Такой курс был в дворцовой камарилье и он угодничал. Душою же и сочинителем всех антиеврейских проектов и административных мер был Плеве, как при графе Игнатьеве, так и при Дурново. Лично, как это было ясно из многочисленных разговоров с Плеве по еврейскому вопросу, он против евреев ничего не имел, он был настолько умен, что понимал, что политика эта неправильна, но она нравилась В. Кн. Сергею Александровичу, по-видимому, и Его Величеству, а потому Плеве старался во всю.
Еврейский вопрос сопровождался погромами. Они были особенно сильны при графе Игнатьеве. Граф Толстой, вступивший вместо Игнатьева, сразу их прекратил. Затем, когда министром внутренних дел стал Плеве, то он, ища психологического перелома в революционном настроении масс во время Японской войны, искал его в еврейских погромах, а потому при нем разразились еврейские погромы, из которых был особенно безобразен дикий и жестокий погром в Кишиневе.
Граф Мусин-Пушкин, генерал-адъютант закала Императора Николая I, бывший тогда командующим войсками Одесского округа, рассказывал, что немедленно после погрома он приехал в Кишинев, чтобы расследовать действия войск. Описывая все ужасы, которые творили с беззащитными евреями, он удостоверял, что все произошло от того, что войска совершенно бездействовали, а бездействовали они от того, что им не давали приказания действовать со стороны гражданского начальства, как того требует закон. Он возмущался всей этой ужасной историей и говорил, что этим путем развращают войска.
Пушкин не любил евреев, но он был честный человек. Еврейский погром в Кишиневе, устроенный попустительством Плеве, свел евреев с ума и толкнул их окончательно в революцию. Ужасная, но еще более идиотская политика!...
Я не решусь сказать, что Плеве непосредственно устраивал эти погромы, но он не был против этого, по его мнению, антиреволюционерного противодействия. После того, как еврейский погром в Кишиневе возбудил общественное мнение всего цивилизованного мира, Плеве входил с еврейскими вожаками в Париже, а равно и с русскими раввинами в такие разговоры "заставьте ваших прекратить революцию, я прекращу погромы и начну отменять стеснительные против евреев меры". Ему отвечали: "мы не в силах, ибо большая часть - молодежь, озверевшая от голода, и мы ее не держим в руках, но думаем и даже уверены, что, если вы начнете проводить облегчительные относительно еврейства меры, то они успокоятся". Он начал проводить такие меры перед его убийством (например: объявлением многих местечек на западе, как места, допустимые для еврейского жительства)...
https://nemaloknig.net/read-162208/?page=52
Reply
Я расходился с Плеве и по еврейскому вопросу. В первые годы моего министерства при Императоре Александр III, Государь как то раз меня спросил:
"Правда ли, что вы стоите за евреев?"
Я сказал Его Величеству, что мне трудно ответить на этот вопрос, и просил позволения Государя задать Ему вопрос в ответ на этот. Получив разрешение, я спросил Государя, может ли Он потопить всех русских евреев в Черном море. Если может, то я понимаю такое решение вопроса, если же не может, то единственное решение еврейского вопроса заключается в том, чтобы дать им воз-можность жить, а это возможно лишь при постепенном уничтожении специальных законов, созданных для евреев, так как в конце концов не существует другого решения еврейского вопроса, как предоставление евреям равноправия с другими подданными Государя.
Его Величество на это мне ничего не ответил и остался ко мне благосклонным и верил мне до последнего дня своей жизни. Несчастный день для России...
Я и до ныне остаюсь при высказанном мною Александру III убеждении по еврейскому вопросу. Поэтому, когда я был министром финансов, я систематически возражал против всех новых мер, которые хотели принимать против евреев. Я был бессилен за-ставить пересмотреть все существующие законы против евреев, из которых многие крайне несправедливы, а в общем законы эти принципиально вредны для русских, для России, так как я всегда смотрел и смотрю на еврейский вопрос не с точки зрения, что приятно для евреев, а с точки зрения, что полезно для нас русских и для Российской Империи. Все наиболее существенные законы, ограничивающие права евреев, пошли в последние десятилетия не в законодательном порядке, а через комитет министров, как законы временные.
Всегда употреблялась одна фарисейская формула впредь до пересмотра всех законов об евреях (причем всегда давалось понять, что законы эти будут пересматриваться с точки зрения расширительной, а не ограничительной) повелеваем и пр.". Законодатели не имели государственного мужества ставить вопрос открыто. Они знали, что государственный совет (старый, составленный исключительно по ныне модному выражению из бюрократов) или большинством выскажется против или спустит представление "в песок" или по меньшей мере наговорит много неприятных истин для министров, внесших проект новых стеснений евреев. Поэтому в государственный совет, как бы то по закону следовало, таких законов не вносили, а проводили их через комитет министров, а если и тут опасались возражений, то через особые совещания или просто всеподданнейшими докладами.
Reply
Что касается депутации еврейских тузов, являвшихся ко мне два раза в Америке говорить об еврейском вопросе, то об этом имеются в министерстве иностранных дел мои официальные теле-граммы. В депеше этой участвовали Шифф (кажется, так), глава финансового еврейского мира в Америке, доктор Штраус (кажется, бывший американский посол в Италии),--оба эти лица находились в очень хороших отношениях с президентом Рузевельтом, -- и еще несколько других известных лиц.
Они мне говорили о крайне тягостном положении евреев в России, о невозможности продолжения такого положения и о необходимости равноправия.
Я принимал их крайне любезно, не мог отрицать того, что русские евреи находятся в очень тягостном положении, хотя указывал, что некоторые данные, которые они мне передавали, преувеличенны, но по убеждению доказывал им, что предоставление сразу равноправия евреям может принести им более вреда, нежели пользы. Это мое указание вызвало резкие возражения Шиффа, которые были сглажены более уравновешенными суждениями других членов депутации, особенно доктором Штраусом, который произвел на меня самое благоприятное впечатление. Он теперь занимает пост посла в Константинополе*.
Когда этот Штраус года два тому назад хотел приехать в Poccию, то несмотря на то, что он был послом Америки в Константинополе, пришлось делать целый ряд сношений с полицией по вопросу о том, может ли он приехать в Россию или не может, только при особом контроле и на строго определенное время он мог приехать в Россию.
Такое варварское, полудикое отношение со стороны России к вопросам, по которым нет никаких сомнений во всех культурных странах, и привело к тому конфликту, который ныне переживает и Россия и Америка, вследствие денонсиации Америкой торгового дого-вора с Россией. <...>
Перед моим выездом Рузевельт дал мне письмо для передачи Государю. Письмо это он мне прочел. В письме этом говорилось о том, что Государь благодарил Рузевельта за то, что он помог окончить переговоры между Его уполномоченными и уполномоченными Японского Императора; что теперь он с своей стороны обращается к Государю с просьбой: в торговом договоре 1832 года имеется один пункт, который получил особое толкование со стороны России, а именно: по этому договору, -- как понимают его в Америке, -- все американцы могут свободно приезжать в Poccию; могут быть различные ограничения, но не исходящие от вероисповедного прин-ципа; если бы ограничения эти исходили из других принципов, если бы ограничения эти делались для того, чтобы оградить Россию от явного материального или другого вреда, то тогда такое отношение со стороны Poccии к этому вопросу признавалось бы американцами совершенно естественным.
Но дело в том, что все американцы вообще могут приезжать в Россию, а только делается вероисповедное ограничение по отношению евреев. В письме говорилось, что американцы никогда не в состоянии усвоить и примириться с тою мыслью, что можно раз-личать людей в отношении их благонадежности, или в отношении их порядочности по принадлежности к тому или другому вероисповеданию. А поэтому, чтобы установить дружеские отношения между Аме-рикой и Россией, те отношения, которые начались, благодаря моему пребыванию в Америке, он очень просит Государя отменить это толкование, которое установилось практикою, в особенности последнего десятилетия.
Как только я возвратился, я передал это письмо Государю Императору, а Его Величество передал письмо президента Рузевельта министру внутренних дел. <...>
В конце концов, в течение почти шести лет вопрос этот не получил никакого благоприятного решения и дело это кончилось тем, что американцы денонсировали торговый договор на тех основаниях, что они не могут примириться с таким произволом и с несоответствующим духу времени толкованием той части торгового договора, которая говорит о праве въезда иностранцев в ту или другую страну.
http://az.lib.ru/w/witte_s_j/text_0050.shtml
Reply
Против мирного договора высказывался Марк Твен.
"Russia was on the high road to emancipation from an insane and intolerable slavery; I was hoping there would be no peace until Russian liberty was safe. I think that this was a holy war in the best and noblest sense of that abused term, and that no war was ever charged with a higher mission; I think there can be no doubt that that mission is now defeated and Russia's chains reriveted, this time to stay.
I think the czar will now withdraw the small humanities that have been forced from him, and resume his medieval barbarisms with a relieved spirit and an immeasurable joy. I think Russian liberty has had its last chance, and has lost it.
I think nothing has been gained by the peace that is remotely comparable to what has been sacrificed by it. One more battle would have abolished the waiting chains of billions upon billions of unborn Russians, and I wish it could have been fought.
I hope I am mistaken, yet in all sincerity I believe that this peace is entitled to rank as the most conspicuous disaster in political history."
http://www.marktwainhannibal.com/twain/works/russian_liberty_1905/
Reply
Leave a comment