Feb 03, 2007 12:06
Бывший подполковник КГБ Константин Преображенский утверждает, что объединением Русской Православной церкви Московской патриархии и Русской Православной церкви за рубежом занимается специально созданный отдел КГБ по работе с эмигрантами.
Значительная часть новой книги бывшего подполковника КГБ Константина Преображенского «КГБ в русской эмиграции» посвящена болезненному вопросу объединения двух церквей - зарубежной - РПЦЗ и Русской Православной церкви Московской патриархии, созданной Сталиным и по сей день находящейся под контролем государства. Власть сменилась, отношения МП с властью остались прежними.
Тех, кто следит за объединительным процессом, триумфальное завершение которого намечено на май этого года, особенно должны заинтересовать главы книги, касающиеся активного сторонника объединения архиепископа Берлинского и Германского Марка и главы РПЦЗ митрополита Лавра.
Преображенский не публикует разоблачительных материалов, он лишь ставит вопросы по поводу известных фактов. Однако вопросы, поставленные профессиональным разведчиком, подчас риторические. Автор как бы говорит: я не утверждаю, что такое-то лицо является агентом КГБ, но вопросы к биографии данного лица, остающиеся без ответа, не позволяют думать иначе.
О каких вопросах идет речь?
Преображенский рассказывает, что в начале 60-х годов Марк, выросший в ГДР и дослужившийся в ее армии до офицерского звания, оказался в ФРГ. На Западе Марк стал сотрудничать с антисоветской организацией НТС (Народно-трудовой союз) и в 1979 году был арестован советскими властями в связи с попыткой ввоза в СССР антисоветской литературы. Однако его вскоре отпустили без каких-либо последствий. Обычно такого рода аресты становились поводом для громких международных скандалов, до которых была охоча советская власть. С их помощью она демонстрировала, что находится во враждебном окружении, оправдывая таким образом свою внешнюю и внутреннюю политику.
Преображенский пишет:
«Говорят, что Марк перебрался в ФРГ в 1963 году. Но легально этого было сделать нельзя, тем более офицеру. Если бы Марк убежал, то его бы сочли предателем. Но тогда бы он никогда не рискнул поехать в СССР под страхом немедленного ареста.
Но он рискнул. И даже арест состоялся. Но не за это. И тут же его отпустили. Поверьте мне, старому чекисту: все это очень странно. Так не бывает».
Хотя официально работа соглашательных комиссий РПЦЗ и РПЦ МП началась в 2003 году, подготовка к ней шла давно. По мнению Преображенского, она началась в конце 90-х, когда в престижном дачном поселке Вельяминово под Москвой было выстроено подворье Джорданвильского монастыря РПЦЗ (США).
Преображенский характеризует поселок так: «Здесь живут высокопоставленные чиновники-казнокрады и богатые российские предприниматели, многие из которых, как известно, имеют мафиозные корни. Рядом с джорданвильским подворьем возвышается дворец водочного короля.
Подворье занимает просторный трехэтажный особняк с мансардой и прекрасной домовой церковью (...) По оценкам специалистов, его строительство явно превышает миллион долларов(...)».
Строительство подворья, законченное в 2000 году, началось в конце 90-х. Преображенский делает вывод: «Значит, вопрос (об объединении. - Ред.) был решен еще тогда, за спиной верующих. Значит, и переговоры с ней (Московской патриархией. - Ред.), начавшиеся в 2003 году, были фикцией (...)».
Было ли подворье в Подмосковье взяткой, которая направила переговоры в нужное Кремлю русло, или наградой митрополиту за многолетнюю службу? Преображенский склоняется ко второму, приводя интересный факт из жизни Лавра - его многочисленные поездки к родственникам в Чехословакию в то время, когда эта страна входила в советский блок. На языке КГБ такие, как Лавр, назывались «активистами эмигрантского антисоветского центра». Но он исправно получал въездные визы, по-сещая брата, занимавшего... ответственный партийный пост.
Преображенский не располагает документами, которые подтвердили бы его версию, но ход его мысли кажется безукоризненным для тех, кто жил в советскую эпоху:
«К партийному работнику (каким был брат Лавра. - Ред.) предъявлялись требования идейной чистоты. Он не мог иметь в братьях попа-антисоветчика, к тому же американца. Иначе на партсобрании ему сказали бы:
- Ты воспитываешь трудящихся в духе преданности идеалам марксизма-ленинизма, а брата своего воспитать не смог?
Ответ мог быть только одним:
- Мой брат на нашей стороне. Те, кому надо, об этом знают».
Преображенский рассказывает еще об одном интересном случае, ссылаясь на видеозапись трапезы в храме Серафима Саровского, что в лонг-айлендском городке Си-Клифф, в августе 2004 года. Разговор шел об инциденте, который некоторые были склонны рассматривать как знамение. В сан-францисском соборе Всех Скорбящих Радость, где покоятся мощи святого Иоанна Шанхайского, упала с аналоя его икона. Закрывавшее ее стекло треснуло. Это произошло, когда священник РПЦЗ Петр Пере-крестов (которого теперь называют товарищем Перекрестовым) призывал «оставить прошлое позади и идти вперед». На трапезе в Си-Клифе молодой священник Серафим Ган объяснял инцидент непогодой и продолжал ратовать за объединение. Настоятель прихода протоиерей Сергий Клестов заявил, что забыть прошлое, значит отвернуться от новомучеников и исповедников, свято чтимых РПЦЗ. Лавр был возмущен выступлением Клестова, и тот вскоре был снят с прихода...
Книгу Преображенского нельзя назвать работой историка, работающего с архивами. Это работа журналиста, который на-блюдает развивающийся на его глазах процесс, собирает то, что на слуху у всех и комментирует, исходя из собственного опыта работы в КГБ. Пожившим при советской власти усомниться в выводах Преображенского трудно.
Но зачем, может спросить читатель, Путину нужна эта тихая и до недавнего времени погруженная в свою негромкую жизнь духовного окармливания немногочисленной паствы Русская Православная зарубежная церковь?
Преображенский дает ответ, который представляется единственно правильным.
На протяжении многих десятилетий верными союзниками Кремля в США были представители американской либеральной интеллигенции и коммунисты. Степень проникновения кремлевских агентов в американские властные структуры представляется совершенно невероятной, о чем свидетельствуют раскрытые архивы программы «Венона». Госдепартамент и другие государственные учреждения кишели сотрудниками, находящимися на содержании Кремля. Кремль содержал ведущих американских журналистов, формировавших общественное мнение. Созданная и оплаченная Кремлем агентурная сеть выкрала у США секрет атомной бомбы...
В постсоветское время Кремль не может больше рассчитывать на тех, кто раньше сочувствовал «первому в мире государству рабочих и крестьян». Его единственная надежда на прихожан РПЦЗ, которые могут выполнять все ту же функцию пятой колонны, движимые ностальгическим и религиозным чувствами. Их сейчас - русских беженцев из России - миллионы. Глупо считать эту эмиграцию экономической. Бедность и отсутствие перспектив являются следствием политики.
Преображенский делает удручающий прогноз. Первым сданным Москве американским бастионом РПЦЗ станет вашингтонский собор Святого Иоанна Предтечи. Эта сдача будет символической. Кремль обретет свою новую базу прямо в американской столице.
В этом прогнозе звучит обнадеживающая нота. В 1997 году Москва грубо вышвырнула представителей РПЦЗ из храмов на Святой земле. Разбросанные по миру прихожане РПЦЗ погоревали и утихли, поскольку Святая земля - далеко. Согласно русской поговорке, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Если он не перекрестится после книги Преображенского, то придется перекреститься, когда его пастырей сменят сотрудники путинской ГБ. В этом - единственная надежда на спасение преданной своими иерархами РПЦЗ.
Константин Преображенский «КГБ в русской иммиграции».
Изд-во «Либерти». Нью-Йорк 2006 г. 201 стр.