Nov 21, 2007 20:01
Рыцари нашего времени
--------------------------------------------------------------------------------
Яна КРАСИЛЬНИКОВА NRS.com
11.21 11:18 am
--------------------------------------------------------------------------------
В Нью-Йорке состоялось очередное ежегодное собрание Державного Ордена православных рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского. И хотя нынче на нем не присутствовал его императорский покровитель Михаил Романов, оно снова стало уникальным событием.
Я бы в рыцари пошел
Церемонию посвящения в рыцари Ордена госпитальеров погода в Нью-Йорке жалует не больше, чем День Благодарения: либо пасмурно и холодно, либо дождь, либо все «радости» природы вместе. Но ненастье не смущает настоящих рыцарей и дам, как не страшат их расстоя-ния: в этот раз новички приехали из разных уголков страны - с Гавайских островов, из Миннесоты, Южной Каролины, Джорджии, Флориды, Калифорнии, а также из Канады.
«Собирался присоединиться к нам один замечательный человек из Сербии, но в связи с визовыми проблемами задержался у себя в стране, - говорит Великая Дама Ордена графиня Татьяна Николаевна Тимашева-Бобринская и тут же перебивает мое пение акафистов бесстрашным рыцарям, порицая спесь некоторых членов Ордена. - Многие отказываются ехать сюда, на Вторую улицу, хотят, чтобы церемонию мы проводили в более представительном месте».
В небольшом православном храме The Cathedral of the Holy Virgin Protection, находящемся в Lower East Side, среди ликов святых раз в год появляются два красных флага: один - с двуглавым орлом, другой - с белым крестом. Церковь заполняется людьми в черных накидках, с отличительными знаками Ордена Св.Иоанна Иерусалимского на шее и на груди. Начинается старинный обряд посвящения в рыцари.
«Я историк, и стать членом организации, которой почти тысяча лет, - уникальная возможность и большая честь для меня. Не многим суждено испытать такое, - говорит один из новопосвященных рыцарей, преподаватель Piedmont Community College в Гринвуде (Южная Каролина). - После выхода на пенсию в следующем году я хочу заняться благотворительной деятельностью. Хотя я стопроцентный ирландец, Рос-сия и ее история мне были всегда интересны. Я даже бывал там».
Церемония посвящения в рыцари начинается с произнесенной всеми членами Ордена присяги-молитвы, в которой они обещают быть достойными рыцарского звания, делать добро и содействовать благим намерениям. В это воскресенье статус рыцаря был торжественно присвоен 21 человеку.
Двое из новичков, Григорий Месняев и Хэллар Каннинг, получили отличительный знак - медаль рыцарской справедливости. «Ее удостаи-ваются либо за благородное происхождение, либо за заслуги, то есть за активное участие в благих делах нашего Ордена, - объясняет графиня Бобринская. - Месняев - член правления Дворянского собрания, а Каннинг - представительница старейшего аристократического английского рода».
Оказалось, что Григорий в прошлом был моим коллегой: в студенческие годы писал для НРСлова, когда редактором газеты был Андрей Седых. Сегодня он работает аналитиком ценных бумаг на Уолл-стрит. Месняев говорит на русском языке и гордится своим русским проис-хождением, хотя и родился в Америке.
«Хотелось бы видеть больше русских людей среди нас, - говорит графиня Бобринская и замечает, что помимо Месняева в Орден вступили еще два новых члена с русскими корнями - Ирина Петрова и Памела Вински. - Последняя, к сожалению, не знает русского языка».
Сегодня в Орден госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского вступают люди разного происхождения, рода деятельности и вероисповедания, несмотря на то, что в его названии значится «православный». В воскресенье рыцарями стали два священника: один - из протестантской церкви, другой - из епископальной.
Ричард Биернаки, основатель братства The Brotherhood of Saint Gregory Saint Bartholomew’s Church, священник, органист и дирижер в епископальной англиканской церкви, рассказал мне, что получил рекомендацию епископального епископа, давнего члена Ордена.
Брат Ричард уже давно занимается благотворительностью в силу своего религиозного сана и теперь собирается помогать России. «Я вступил в Орден не для того, чтобы приодеться и повесить на себя медаль, а чтобы действовать. Я наполовину поляк, наполовину итальянец, но очень люблю русскую церковную музыку и хочу помогать русским в нужде», - заметил рыцарь Биернаки.
Для того чтобы вступить в Орден, помимо приглашения, поручительства двух рыцарей или дам и денежного взноса, необходимо искренне верить в Бога, в добро и помогать всему страждущему человечеству - будь то дети, взрослые или старики.
Посвящая новичков в рыцари, Эндрю О’Рурк, командор Ордена, адмирал американского флота, верховный судья штата Нью-Йорк, трижды прикасался к ним мечом - сначала к левому плечу, потом к правому, затем к голове. Графиня Бобринская по обыкновению выдавала им пергаменты и ордена. Лукреция Оболенская, стоявшая рядом с адвокатом Виктором Стюартом, прикрепляла отличительные знаки Дамам. Петр Удольский и Карл Ли держали флаги, Пол Кардил сопровождал каждого новичка во время церемонии, Франциско Пьера подавал меч, а Джон Инглиш надевал на вступающих в Орден накидку.
Спешите делать добро
Обряд посвящения длился около двух часов. Затем собравшиеся спустились в трапезную. Разнообразные угощения, среди которых были традиционные блины с красной икрой и салат «оливье», приготовила графиня Валентина Жаровович. А выступление санкт-петербургского мужского ансамбля, исполнившего русские народные песни, стало для всех неожиданным сюрпризом.
Во время торжественного обеда координатор проекта «Радонеж» в Нью-Йорке Лавиния Барбу пригласила всех желающих прийти на пе-редвижную выставку рисунков саратовских детей-сирот, которая пройдет 7 и 8 декабря в St. Malachy’s Church (Actor’s Chapel) по адресу 239 West 49th Street. Гостей выставки 7 декабря ожидает прием с вином и легкими закусками, а 8 декабря в 2 часа дня состоится концерт талантливого пианиста Петра Финарковского.
В этом году рыцари-госпитальеры направили все свои усилия на помощь сиротам из Саратовской области, где будет построен детский пансион “Радонеж” - небольшое учреждение семейного типа, альтернатива государственным детским домам.
«Почему именно под Саратовом?» - спросила я Татьяну Николаевну. Она рассказала мне, что на одном из мероприятий в Генеральном консульстве РФ в Нью-Йорке познакомилась с молодым психологом из Саратова Еленой Слесаревой, которая приехала в Америку искать помощи в создании приюта.
«В России сегодня около миллиона брошенных детей. Для сравнения: после войны в 1945 году в огромном СССР было 600 тысяч сирот. Зная эту страшную статистику и поверив Елене, заботящейся о судьбе несчастных детей, мы предложили ей помощь в сборе денег на строительство приюта. Сегодня через Орден перечислено 60 тысяч долларов, на которые недалеко от Саратова (чтобы детям была доступна экстренная медицинская помощь), на берегу Волги, уже куплена земля», - говорит графиня Бобринская.
Рыцарь - Нобелевский лауреат
Как заметила Великая Дама, церемония посвящения в рыцари - событие регулярное, но каждый раз уникальное. В прошедшее воскресенье на ней присутствовал один из членов Ордена, недавно ставший лауреатом Нобелевской премии, директор научно-инженерного центра УрО РАН «Надежность и ресурс больших систем машин» в Екатеринбурге и кузен графини Святослав Анатольевич Тимашев. Оказалось, что Америка для него - второй дом. «Я уже 12 лет женат на американке, поэтому мы живем на две страны», - объяснил он.
Заслуженный ученый России, Тимашев - один из авторов масштабного труда, написанного учеными из 36 стран - межправительственной группой экспертов по изменению климата (IPCC). «Я никак не ощущаю премии, ведь мне лично ничего не присуждали. Когда IPCC наряду с Ал Гором присвоили Нобелевскую премию, я лишь подумал: “интересно, что я один из сотни авторов”. Встрепенулся лишь, когда получил по почте официальное поздравление от IPCC как соучастник “греха”. Затем другие люди стали поздравлять с Нобелевской премией. Хотя я и не чувствую, что она моя, но решил: раз поздравляют, значит действительно так».
Теперь Тимашев использует этот факт как возможность напомнить людям о необратимых последствиях парникового эффекта. Как истинно талантливый ученый, способный просто сказать о сложном, он поведал мне о путях решения проблемы всемирного потепления: «Наша идея проста - не допускать попадания углекислого газа в атмосферу, собирая его улавливателями, а затем сжимать и под давлением гнать по трубам в вертикальные подземные шахты, где его поглотят трещиноватые породы земли. Второй путь - танкеры либо плавучие трубопроводы с углекислым газом хоронить на дне глубоководной зоны мирового океана, откуда газ будет подниматься несколько тысяч лет.
Джинна из бутылки выпустили, теперь его надо поймать и загнать обратно. Ученые из IPCC придумали, как это сделать, за что и получили Нобелевскую премию. Я занимался проблемами безопасности и надежности трубопроводного транспортирования двуокиси углерода, моя фамилия значится среди авторов четвертой главы».
Он считает, что однажды, когда все страны окажутся лицом к лицу с проблемой выживания человечества, IPCC станет таким же узнаваемым именем, как Ал Гор сейчас. «И речь будет идти не о подписании Киотского протокола, а о реальных действиях по ликвидации этой проблемы. Все человечество находится в одной лодке. И мне хочется, чтобы ваше поколение дожило до наших лет», - сказал ученый, намекая на разницу в возрасте.