Я погребена терабайтами фотографий, скопившихся за годы, что я ленилась писать в жж. Буду стараться потихоньку что-то выкладывать. Сегодня в программе - одно из моих любимых зданий в Будапеште. Сейчас там расположена гостиница Le Meridien, а само здание находится прямо напротив остановки, с которой отходят автобус в Буду. И я как раз шла на автобус, когда мое внимание привлекли его строгие линии, простой декор и приятная безордерность. "Ар деко!" - подумала я.
Я подошла поближе и обнаружила скульптуры, расположенные по периметру. "Что же это может быть?"
Заинтересовавшись, щелкнула фасад и уехала по своим делам, твердо решив, вечером с помощью интернета выяснить, что мне встретилось.
Здание оказалось бышим офисом итальянской Адриатической Страховой Компании, возведенным в 1914-1918 гг. архитекторами Морицем Погань и Эмилем Торь (Pogany Moric & Tory Emil)
Недолговечная Венгерская Советская республика все же успела отметиться на поприще монументальной пропаганды. На этой фотографии 1919 года, где запечатлена первомайская декорация на площади Ференца Деака, здание Адрии видно слева.
Во время войны Адрия Палас сильно пострадал. (На фото справа)
Здание было кое-как отреставрировано, и в 50-х туда переехал штаб полиции
Когда полицейские выехали в начале 90-х, бывший Адрия Палас оказался в удручающей виде.
В 1998-2001 годах была предпринята масштабная реконструкция, возвращен изначалный облик экстерьеру и в какой-то степени интерьеру здания. Так Адрия превратилась в отель Le Meridien.
Таким оно и стоит до сих пор. С историей закончили, можно посмотреть на детали. В процессе постройки и разработки проекта облик здания неоднократно менялся
Но в итоге архитекроры пришли к удачный простым кубическим объемам. В плане здание довольно сложное, поскольку задачей было вписаться в уже существующую застройку, да еще и на углу.
Глядя на главный фасад нельзя предположить его неправильную форму.
Декор минималистичен и органично подчеркивает структурные элементы.
Мне очень нравятся эти маленькие ажурные французские балконы.
Но основное внимание привлекают, конечно, скульптуры, аллегорически изображающие различные страховые случаи.
Скульптуры расположены на углах и в простенках.
Авторами их были
Миклош Лигети и
Эде Телч. Различить, где чья, я не могу, поэтому покажу все скопом. Кто что символизирует, я тоже затрдняюсь определить, поэтому толкование будет на уровне догадок. Например, этот персонаж бинтует руку, и, наверно, воплощает собой страхование от травм.
Меркурий-торговля:
Железнодорожные перевозки:
Сюжеты скульптур все отсылают к неким явным архетипам, понятным тем, кто включен в культурный контекст. Например, страхование от пожара, явная отсылка к иконографии
святого Флориана.
А дальше у меня начинаются затруднения. Или я не такой эксперт в страховых случаях и венгерских визуальных архетипах.
Фотографий интерьеров у меня практически нет, только несколько старых снимков лобби.
Вот такое не очень характерное для Будапешта здание. В исторической части города там куда больше пышной эклектики и модерна.