Еще одна модная римская прическа.

Sep 20, 2014 12:02




Речь пойдет о так называемом nodus, прическе конца 1 века до н.э., получившей широкое распространение среди жительниц империи благодаря императорским портретам. Главный ее компонент - собственно, сам nodus, челка уложенная в небольшой пучок надо лбом. Остальные волосы завязывались самыми разнообразными способами.




Вот что пишет по поэтому поводу знаток женских хитростей Овидий:

Волосы в малом пучке надо лбом и открытые уши -
Эта прическа под стать круглому будет лицу.

И действительно круглолицая Ливия, жена императора Августа, очень любила эту прическу



Но разумеется не все следовали этому золотому правилу. Другая женщина, с именем который чаще всего ассоциируется такая укладка, вовсе не обладала подходящими чертами лица. Речь идет об Октавии, сестре императора.






Часто в интернете можно встретить утверждения вроде того, что именно Октавия первой начала носить эту простую и скромную прическу и сделала ее популярной среди римских женщин. Октавия, безусловно, была эталоном "правильной" римской женщины, возможно, единственной в императорской семье, чье поведение действительно соответствовало высоким стандартам, заявленного Августом возрождения древней добродетели. Но прическу придумала не она. Самое раннее ее изображения мы видим на монетах Марка Антония, который чеканил на аверсе изображение своей жены Фульвии в образе богини Ники.







Кто придумал нодус, мы не знаем, совпало так, что модная в позднюю республику прическа, которую носили многие знатные дамы, стала часть воспроизводиться на многотиражных портретах императорской семьи. Итак, начало бытования прически можно отнести к середине 40-х годов первого века до н.э (может, минус 10 лет). А из моды, по мнению исследователей, она окончательно вышла к началу нашей эры, тогда только старомодные старухи решались укладывать волосы таким образом. Например, на этом семейном погребальном рельефе конца первого века дон н.э. в нодус зачесаны волосы старой женщины, а у молодой - разделены на модный пробор.



Зачем серьезным ученым изучать древние прически, стиль одежды и прочий необязательный быт? Они помогают датировать памятники. Самым благодатным материалом для изучения является нумизматика, потому что все монеты более или менее привязаны к дате. Другой важный источник для датировки - это портреты императоров и их родственников. Их относительно легко идентифицировать, и мы точно знаем, когда они жили. Портреты Ливии и Августа были во всех мало-мальски крупных городах, все жители империи видели их на монетах, в отсутствие каких-либо средств массовой информации именно эти вещи становились носителями пропаганды. Причем пропагандировались не только государственные идеи, но и образ жизни. Не буду сейчас подробно этого касаться, скажу только об актуальном. Как моднице из провинции Киликия узнать, что носят в Риме? Можно, конечно, попробовать расспросить соседа-купца, но мужчины мало что понимают в прическах, да и зачем, когда достаточно просто посмотреть на профиль Октавии на монетах.



И теперь, когда мы видим портрет неизвестной женщины с нодусом на голове, мы можем уверенно датировать его эпохой Августа.



Как делался нодус? Из изученных мною материалов я делаю вывод, что исходником для него служила очень глубокая челка, которая начиналась чуть ли не на затылке. Волосы понемногу вплетались в узкую косу, которая дойдя до лба и линии роста волос разворачивалась, оставив округлый валик незаплетенных волос, и закалывалась на макушке или на затылке, а иногда даже вплеталась в пучок сзади. Возможно, нодус был на каркасе, и римлянки что-то в него подкладывали для объема.



Хотя, может, они просто чем-то мазали волосы, чтобы те лучше держали округлую форму



Исследователи пишут, что постепенно входил в моду все более плоский нодус






"Хвост" челки, который закалывался, мог быть заплетен косичкой или оставлен простыми волосами и убран под пучок









Здесь хорошо видно, что волосы, вплетенные в нодус, могли брать не только с середины головы, но и с боков.




А здесь наоборот отчетливо видна центральная часть глубокой челки, ограниченной с двух сторон проборами



По бокам пряди волос были собраны в валики (концы волос явно крепятся на ленту, которая опоясывает голову), которые все сильнее закручивались к затылку, где оставшиеся волосы завязывались в пучок.



Волосы могли быть туго связаны на затылке



Или могли быть оставлены локоны, спадающие на плечи






Со временем появилась масса вариаций на тему нодуса. Валик заменялся на затейливые кудряшки и уже не закалывался сзади



Или вместо кудрей могла быть челка, свернутая в жгут и прихваченная лентой



Или такой вот интересный вариант, где часть волос в нодусе заплетена в косу и не заколота сзади, а заправлена за ленту на лбу



Боковые локоны иногда не акцентировались, а плотно закалывались.



А иногда их и вовсе не было - сразу все волосы утягивались в пучок



Еще пучок мог быть как высокий, так и низкий, с падающими локонами или без.



Завязывали его причудливыми узлами или просто плотно закручивали






В общем, несмотря на кажущееся единообразие, нодус не был скучной прической, благодаря различным способам закалывания и плетения каждая женщина могла проявить свою индивидуальность и изобретательность. Он держался в моде несколько десятилетий, чтобы уступить место прямому пробору и завивке. Сложноуложенные надо лбом волосы вернутся в моду через сто лет, в эпоху Траяна. Но, конечно, скромному нодусу будет с ними не сравниться.



Картинки в большинстве своем найдены в интернете или в книгах.

античность, donne, fashion

Previous post Next post
Up