Если посмотреть в журнале по
тегу на вещи, которые я раньше выкладывала, может показаться, что в ренессансном искусстве типичная античная поза лежащей фигуры использовалась хоть и часто, но весьма однообразно для всякого рода Венер и женских аллегорий. Конечно, это не так. Недавно наткнулась на весьма любопытный пример на одной медали
это как ни странно
Пьетро Бембо, кардинал и гуманист.
А вот портретный аверс:
Надо сказать, что здесь он очень похож на свой портрет, выполненный Кранахом Младшим
А на реверсе, судя по всему, он изображен в образе некого речного божества. Автор книги, откуда я стянула изображение, пишет про аллюзию на известный пассаж Горация, но ссылку не приводит, а сходу я сориентироваться не могу. Так что если среди моих читателей есть знатоки античной поэзии, то поделитесь идеями.
За основу взята классическая античная композиционная схема. В качестве ее примера можно привести римское изображение Тибра с Капитолия
или реверс ауреуса Адриана
Кстати, известна еще одна ренессансная медаль со схожими изображениями и куда более ранняя. Это медаль Лионелло д'Эсте из Британского музея, выполненная Пизанелло.
правда здесь на реверсе некий условный античные образ без портретного сходства. К этом контексте любопытна деталь касательно медали Бембо, сохранилось его письмо медальеру, где кардинал обговаривает не только античные аллегории, но и необходимость задрапировать обнаженную фигуру.
Вот такое вот непривычное использование знакомого мотива - из одного источника происходят и какая-нибудь спящая Венера, и портрет философа-гуманиста.