Несколько темпер в "помпейском" стиле

Jan 09, 2012 23:02


Антонио Канова как рисовальщик мне не нравится ни капельки. Меньше этого он мне, пожалуй симпатичен только в качестве живописца. Однако, все же в его творческом наследии есть вещи, которые нахожу любопытными. (Согласно моему извечному критерию - "а вот эту штучку я бы купила"). Сам художник охарактеризовал свои работы следующим образом:

"разные мысли о танце и шутливые сцены с нимфами и амурами, Музами и философами, и т.п."

В музее Кановы в Поссаньо хранятся 34 темперные композиции на черном фоне, которые обычно соотносят с этим пассажем из каталога художника. Современные исследователи делят их на три тематические группы: "Танцовщицы", "Нимфы и путти", "Музы с греческими философами и писателями". Кроме того известен ряд подготовительных набросков, выполненных в технике гризайли, которые также примыкают к данной группе работ.



Канова, безусловно, при создании этих рисунков (как он их сам называл) вдохновлялся недавно открытыми росписями Помпей и Геркуланума. Сходство этих листов с античной живописью было очевидно и для современников. Алессандро д'Эсте рассказывает, что Антонио Канова

"в самые ранние утренние часы исполнял множество композиций акварелью, казавшихся картинами из Геркуланума"

Леопольдо Чиконьяра также дает любопытное свидетельство об источниках вдохновения художника:

"у него была привычка называть эти изящные рисунки "своими безделицами", они будто были вырезаны на темном фоне в манере сценок из Геркуланума"

с которыми Канова имел возможность познакомиться благодаря, к примеру, изданию "Le Antichita di Ercolano", где были опубликованы гравюры с множества росписей, некоторые из которых были выполнены на темном фоне, таком же, что Канова выбрал для своих темпер. Однако, возможно, черный фон был обусловлен и непосредственными впечатлениями от античных росписей, ведь он там не редкость.


Основной темой этих "рисунков", по меткому замечанию одного из исследователей, является "грация, отфильтрованная интеллектом, далекая от осязаемой чувственности рококо".

Почти в каждом листе мы видим изящные женские силуэты, изогнувшие в причудливых позах танца, ведь именно в нем тело достигает идеала грациозности. Канова изобретает удивительное разнообразие поз и жестов, создавая свое собственное видение античной пластики движений. Нечто похожее мы можем видеть в его скульптуре.


Темперы Антонио Кановы довольно неплохо изучены, для каждой из них подобрана стопка аналогий среди гравюр и живописных образов. Мне не очень весело заниматься утомительным перечислением, так что дальше будут одни картинки. Все иллюстрации как всегда кликабельны и подписаны на фотохостинге.





















живопись, bric-a-brac, графика, античность

Previous post Next post
Up