Зеркальце

Apr 29, 2011 03:34




Рама для зеркала в форме кольца
Ок. 1470-80
635х508 мм
Дерево, гипс, роспись, золочение
Музей Виктории и Альберта, Лондон

Собственно это - ренессансная флорентийская рама для зеркала в форме кольца с изображением Венеры, Марса и разнообразных путти. Возможно, автором этого произведения является некий флорентийский скульптор круга Антонио Полайоло.
Сейчас я попробую рассказать вам, что здесь почему и зачем, поскольку вещь довольно интересная и нестандартная.

Для начала сюжет - автор выбрал модный флорентийский сюжет 80-х годов. Конечно, наиболее примелькавшаяся вещь этого ряда - панно "Венера и Марс" Боттичелли из собрания Лондонской Национальной галереи:


Сандро Боттичелли
Венера и Марс
Ок.1485
Дерево (тополь), темпера, масло
69,2х173,4 см
Национальная галерея, Лондон

Но есть еще, к примеру, подобная spalliera кисти Пьеро ди Козимо из Государственных музеев Берлина:


Однако это бросающееся в глаза сходство только внешнее, композиционное. Тематика и программа абсолютно разная.
Для обоих живописных панно выбрана тема "путти играют с оружием спящего Марса".


У этого сюжета есть античный источник. Лукиан в своем тексте "Геродот, или Аэций" (5-6) описывает картину художника Аэция, изобразившего бракосочетание Александра и Роксаны, а на обороте ее: "5. ...По ту сторону картины другие эроты играют среди оружия Александра: двое несут его копье, подражая носильщикам, когда они сгибаются под тяжестью бревна; другие два, взявшись за ремни щита, тащут третьего, возлежащего на царском доспехе, а значит и самого царя; один залез в панцирь, лежащий вверх выпуклой поверхностью, и сидит точно в засаде, чтобы испугать других, когда они поравняются с ним, таща щит.
      6. Не ради забавы и не так себе все это изобразил Аэций, но для того, чтобы показать любовь Александра к военным делам, также и то, что, любя Роксану, он не забывает оружия. "

С другой стороны, сюжет "Венера и Марс" часто трактую как "любовь, побеждающая войну", бог войны, утомленный явно не ратными подвигами, засыпает, забывая о битвах и оружии.

Как бы то ни было, хотя автор зеркала использует тему сна ("la petit mort" "the little death", о чем как-то двусмысленно пишет автор одной публикации), композиционное обрамление у нее совсем другое. Многочисленные крылатые амуры не шалят и не играют, а выполняют, так сказать, геральдико-символическую функцию. Посмотрим, что же они делают.


Один устроился рядом с Венерой, точь в  точь как на панно Пьеро ди Козимо, то есть этот амур - тоже часть цитаты, как и "главные герои". Два других - поддерживают обрамление для зеркала, то есть выполняют утилитарно-декоративную функцию. Еще один - увенчивает Венеру венком. Этот мотив говорит нам о то, что здесь вводится тема триумфа, судя по всему - "Триумфа Любви", тема как раз подходящая для предметов, созданных в связи со свадебными торжествами.
Пожалуй, самый известный из подобных триумфов - "Аллегория апреля" Франческо Косса из палаццо Скифанойя.


Здесь Венера также увенчана короной из цветов. А кроме того, мы видим еще  один символ, присутствующий в нашем зеркале - лебедей - птиц, которые еще со времен античности ассоциировались с Афродитой.
Вот еще один пример подобного ренессансного "триумфа", где повозка Венеры также запряжена лебедями:


Псевдо-Граначчи
Триумф Венеры
Ок. 1500
Дерево, темпера
32,9х141,6 см
Музей Вальтерс, Балтимор
инв. 37.458

Здесь, правда, птицы приобретают еще одну символическую грань - они атрибут не просто Венеры-любви, а любви небесной и чистой, в отличие от профанной, которая представлена в виде связанного побежденного Амура. Но не будем сейчас углубляться во всю эту неоплатонику и символические дебри, тем более, что в нашем зеркале этого нет.
Если путти со стороны Венеры оседлал лебедя, то тот, что со стороны Марса, едет на драконе. Вполне традиционный символ для бога войны.
Ну и наконец - трое путти сверху, держащих щит, на котором когда-то был изображен герб. Произведения связанные со свадебными торжествами всегда содержали в себе указание на "участвующие стороны". К сожалению, в данном случае сам герб не сохранился, однако в самой форме предмета содержатся указания на возможных заказчиков. Зеркало выполнено в форме кольца с бриллиантом, сейчас раскраска и позолота потускнели и истерлись, но в 15 века, думаю, оно выглядело достаточно реалистично. В описываемый период подобные кольца с драгоценным камнем использовались в эмблеме семьи Медичи, вернее той ее ветви, что происходит от Пьеро Медичи Старшего.



Обычно этому символу приписывается значение "вечность", которые перекликается с motto (девизом) Пьеро Медичи - semper (всегда).
В контексте разговора об этой импрезе хочется вспомнить еще один памятник - гравюру, связанную с турниром 1469 года и романом Лоренцо и Лукреции Донати. Судя по форме, эта гравюра может быть также эскизом к зеркалу.



Обратите внимание на рукав юноши - здесь мы видим то же кольцо, правда, дополненное еще одной медичейской эмблемой - страусиными перьями.
Итак, что в итоге можно сказать о программе нашего зеркала? Объекты, связанные со свадебными церемониями должны были содержать две вещи - гербы или эмблемы в качестве опознавательных знаков и мораль, чтобы служить примером. В принципе, можно говорить о Венере и Марсе , как exempla, но если Марс еще может служить образцом воинской доблести для мужчины, то полуголая тетка образцом добродетели быть не может. О  "любви небесной" здесь речь не идет, даже несмотря на присутствие лебедя. Возможно, речь здесь идет об адюльтере, а точнее о куртуазной влюбленности (платонической, естественно). Косвенной аналогией может служить приведенная мною гравюра. К тому же про боттичелливских "Венеру и Марса", например, любят говорить как о Джулианно и Симонетте (что я считаю, кстати, не верным). В общем вопрос открыт, оба толкования возможны. И, кстати, кольца может быть эмблемой Сфорца и д'Эсте. Вот так у нас все сложно и не понятно.

живопись, figura, драконы, rinascimento, bric-a-brac, Боттичелли, кассоны, иконография

Next post
Up