На четверг была запланирована тренировка на местности. У Леши были наполеоновские планы изучить заходы ветра по акватории. Для этого, он собирался ездить по периметру озера, а потом анализировать треки по GPS. У меня был план попроще: я должен был выяснить, как ездить по голому льду.
Все, кто катался на горных лыжах, знают, что голый лед - не самое приятное покрытие. Для кайтеров ситуация мало чем отличается - нам очень важно, чтобы было во что упереться, ведь тяга кайта направлена почти перпендикулярно движению. Зная, что вероятен лед, я одолжил у Васи Вишневецкого самые крутые лыжи для кайтинга: Atomic SpeedSki длинной 238 см, прямые и тяжелые. Но для тренировки взял свои старенькие даунхилы 215 см, на которых и кантов-то почти не осталось.
В итоге, тренировка произвела на меня тягостное впечатление. Ветер был умеренный, но из страха перед льдом я взял маленький кайт (10 кв.м., Леша катался на 15-ти). Тем не менее, я с огромным трудом контролировал движение, а повороты с бакштага на бакштаг мне вообще не давались. Даже выйти с озера на берег было тяжелой задачей: склон на берегу тоже покрыт гладким льдом, и в скользких горнолыжных ботинках преодолеть такой подъем непросто. В довершение всего, я обнаружил, что за жалкие 1.5 часа катания на малой скорости я выдавил и содрал пластик скользящей поверхности на одной из лыж. Теперь их можно было выбрасывать.
Еще утром, когда мы разглядывали озеро из окна своей квартиры, на льду наблюдались купола смутно знакомого профиля. Добравшись до берега, мы убедились, что зрение нас не обмануло. На озере тренировались трое спортсменов из России: Макс Шайдаков из Ярославля, Саня Палехин и Мила Полякова из Новосибирска. В общем, наша сборная в полном составе и ни одного иностранца. Точнее, какие-то люди с маленькими тренировочными кайтами там тоже тусовались, некоторые - на коньках, но это была местная кайт-школа, а не участники завтрашних гонок.
Вечером мы снова встретились в ресторанчике, где организаторы устроили регистрацию. Там же нам сообщили, что гонки переносятся на другое озеро, в 10 км к югу. Причина - недостаток снега. Ощущение, что я зря угробил лыжи, компенсировалось надеждой, что я хотя бы смогу гоняться, если на другом озере будет снег.
Утром пятницы начало соревнований было запланировано на 11. Видимо, часть европейских участников прямо в пятницу и приехала на машинах. Мы позавтракали в абсолютно пустом кафе и прибыли к месту гонок почти вовремя. Озеро Хайдерзее, на которое перенесли гонки, было точно так же покрыто гладким льдом. Плюс, оно было в три раза меньше Решензее. Видимо весь смысл был в том, что рядом с берегом находилось ровное поле, покрытое снегом, на котором решили провести фристайлерскую часть чемпионата. Действительно, прыгать на льду еще хуже, чем гоняться.
С утра ветра было много, и мы накачали 10-метровые надувные кайты. Однако, на общем собрании нам сообщили, что в первую очередь будет проводиться фристайл, т.к. этот вид кайтинга более чувствителен к силе ветра, чем гонки. В России гоночный кайтинг и фристайл почти не пересекаются по участникам, и если где-то проводятся соревнования в обоих видах, то ничто не мешает их запараллелить. Здесь же многие зарегистрированы и туда и туда. Кстати, наши гонщики из Новосибирска, посмотрев на уровень участников, пожалели, что не зарегистрировались на фристайл. В общем, нам сказали ждать.
Со временем ветер ослабел, я взял свою 15-шку, пристегнул мегалыжи и поехал тренироваться. Какой же это был кайф после вчерашнего. Сочетание длинных лыж с острыми кантами и любимого кайта, плюс совет от гуру по технике поворотов, и тот же голый лед уже не напрягает абсолютно. Наоборот, отсутствие кочек позволяет выжимать максимум из оборудования. Разве что озеро маловато.
Пока дело дошло до старта ветер еще стих и мне пришлось одолжить у Алексея старый Speed2 19 кв. м. Сам он взял Speed3 21 кв. м. Мало ветра, бестолковые правила, 60 человек на старте и вот, поперек стартовой линии уже ложатся штук 8 запутавшихся кайтов. Пока всю эту конструкцию объедешь, уворачиваясь от коллег, кто-то уже проехал пол дистанции. Дальше ад продолжается, т.к. ветер продолжает стихать, и кайты участников валятся с неба, как подстреленные утки. В итоге гонку отменили, хотя счастливые обладатели больших парафойлов, включая меня, были готовы продолжать. Что делать: здесь у половины гонщиков тяжелые надувные кайты, а организаторов не устраивает вариант гонок «не для всех».
Через какое-то время пришло усиление и судьи в спешке дали второй старт, но и эту гонку им пришлось отменить по той же причине. После второй неудачи они отчаялись и перенесли старты на следующий день, пообещав, что начнут с гонок и прямо в 9 утра.
В субботу утром мы позавтракали дома и ломанулись к старту. Имел место небольшой конфликт с хозяином дома, который застукал нас за выносом лыж из квартиры. У него там специальная комната для хранения лыж, но в ней холодно и нет розетки, а нам надо парафин наплавлять. Надеюсь, о парафине хозяин все же не догадался, а то бы еще больше расстроился.
Утренний ветер, на который все так рассчитывали, в тот день не случился. В итоге, некоторое время просто ждали, когда хоть как-то подует. А когда подуло, в спешке провели три гонки.
На этот раз падучая не одолевала участников, но суматоха осталась. Правила, упрощенные до бессмысленности, тесная бестолковая дистанция, толпа народа. В общем, все время занимаешься расхождением с другими участниками. Для меня, по крайней мере, это были чистой воды гонки на выживание. Выживание удавалось с переменным успехом. На второй гонке, которую мне удалось заснять, я провел ровно половину времени распутывая свой и чужие кайты. Макс очень точно назвал наши гонки 3Д-тетрисом.
Я ни на какие места не претендовал, а вот остальные соотечественники сцепились не на шутку. В первой гонке всех обогнал Макс, за ним Саня, третий - Леша. Во второй победил Саня, Макс за ним, а Лешу оттеснили аж на 5-е место. В третьей Макса завалили так, что он оказался 11-м, а Саня с Лешей заняли 1-е и 2-е места. По сумме гонок Саня - первый, Леша - второй, Макс - 4-й. На третьем месте немец Маркус Помпл с ручечной Libre.
Я, конечно, не специалист в вопросе, но было похоже, что на подиуме шла борьба технологий, скорее, чем гонщиков. На льду при ветре около 4 мс важна не тяга, а скорость кайта, т.е. низкое сопротивление. Поэтому, тонкопрофильные гоночные кайты от Эльфа (у Сани) и Параависа (у Макса) ехали заметно быстрее универсала от Flysurfer (у Алексея). Подозреваю, что Саня дополнительно выигрывал за счет меньшего, чем у Макса, веса.
Вообще, кайты российского производства вызывали огромный интерес у ведущих гонщиков. Ходили, рассматривали, обсуждали. С одной стороны, у наших есть шанс на увеличение рынка сбыта. С другой, никто не удивится, если через год у некоторых фирм появятся кайты, удивительно похожие на наши.
Все три вечера мы впятером ужинали в одной и той же пиццерии недалеко от нашей квартиры. Не то чтобы из любви к постоянству, но во-первых выбор был невелик, во-вторых не хотелось ничего помпезного, а в третьих - нас там обслуживала официантка из Словакии, с которой можно было объясняться по-русски. Знатоков немецкого и итальянского среди нас не оказалось, а по-английски там мало кто говорит. В субботу планировалась типа кайт-вечеринка. Сначала мы долго не могли понять, где она будет. Даже съездили на другую сторону озера по чьей-то ложной наводке. В итоге, обнаружили ее там, где начинали свои поиски, но прикол остался неясен. На дискотеке доминировали местные подростки, а вся ее кайтовость сводилась к показу соответствующих фильмов в одной из комнат. В общем, купленную еще в duty free текиллу мы так и не допили.
По плану, в воскресенье должны были быть утренние гонки, а в 15 награждение. По-поводу гонок были сомнения, т.к. приоритет опять отдавался фристайлерам. В прочем, одну гонку все-таки провели. Ветра было чуть больше, чем в субботу и я взял 15-шку, хотя остальные гонялись на максимальных площадях. Не то чтобы я боялся передоза. Просто решил, что раз главное в нашем деле - выживание, я лучше буду ехать медленнее, но кайтом вертеть быстрее. Результаты не принесли сенсаций. Саня - первый, Макс- второй, Маркус втерся между Максом и Алексеем.
Алексей был в трауре, т.к. Саня привез ему целый круг. У них с Маркусом, по итогу, было одинаковое количество очков, и сперва, мы решили, что Алексей окажется четвертым, но потом уточнили правила подсчета, и оказалось, что все-таки третий. В итоге, в самом массовом и скоростном классе «Мужчины-лыжи» весь подиум был занят спортсменами из России. Женщин-лыжниц было всего две, Мила - первая, на втором месте известная норвежская спортсменка, Кари Шибевааг. Всего было 4 зачета в гонках, 4 во фристайле. Отдельно награждали Чемпионат Германии - видимо, зачет среди немецких участников. Были денежные призы, но довольно забавные: кажется, 40, 80 и 120 евро за 3-е, 2-е и 1-е места.
То, что в области зимнего кайтинга мы впереди планеты всей - не новость. Скорее удивил весьма посредственный уровень организации гонок. Меня, например, вполне устраивает мое 29-е место из 48-ми мужчин-лыжников, но было бы приятнее побольше гоняться, поменьше уворачиваться от противников и тем более - распутывать кайты.
Так, около 4 часов в воскресенье закончился чемпионат мира по зимнему кайтингу по версии ISKA. Макс собирался уезжать только во вторник. Саня с Милой планировали на следующий день выдвигаться в турне по Италии и затем в Португалию. Нас очень уговаривали остаться хотя бы до утра, чтобы отметить всем вместе. Алексей хотел поддаться на уговоры, но я был непреклонен. Мне было жалко дней отпуска, и дома было не все в порядке. Решили, что выдвигаемся обратно тем же вечером.
Однако, побывать в Альпах и ни разу не скатиться с горки было бы преступлением. Была и сложность - склоны закрываются в 5 часов. В общем, пришлось поторопиться. Мы вломились в прокат за 10 минут до останова подъемников. На нас смотрели с большим сомнением, но лыжи выдали (на наших рельсах съезжать не интересно). В кассе долго не могли поверить, что мы хотим купить скипассы на день, от которого остались считанные минуты. В итоге мы вскочили в подъемник и поехали вверх. Вроде мы уже четвертый день были в горах, но конечно, вид из долины совсем не тот, что сверху. Мы долго ехали, где-то под нами петляла трасса, вокруг открывалась чаша гор, так что дух захватывало. Когда сошли у начала трассы, подъемник выключили - мы действительно были последними, кто поднялся в тот день на гору. Сам спуск был не очень увлекательным. Трасса шла по лесистому склону, по просеке. Где-то - пошире, где-то - поуже. Конечно, после наших пупырей сам факт того, что можно 10 минут спускаться с горки, уже удивителен, но ни особых скоростей, ни простора порезвиться там не было. Зато время от времени открывались сногсшибательные виды. Может, ради этого люди и ездят кататься в горы?
В отличие от кассы подъемника, пункт проката проявил гибкость и взял с нас за 20 минут аренды какие-то символические деньги. Я думаю, они потом долго рассказывали знакомым о сумасшедших русских, примчавшихся кататься за 10 минут до закрытия склона с криками, что им тем же вечером ехать обратно в Россию.
В общем, программа была выполнена полностью. В соревнованиях поучаствовали. У Алексея медалька, у меня - просто непоследнее место. В графе «скатиться с горки в альпах» тоже поставлена галочка. Оставалась одна непростая задача - вернуться домой.