В эту пятницу в Хакасском национальном краеведческом музее подвели итоги проекта, направленного на сохранение и изучение объектов наскального искусства Оглахтинского хребта. Работы по созданию точных копий петроглифов заповедник «Хакасский» при грантовой поддержке Русского географического общества начал еще этим летом.
Пентагон из скал Оглахты, Тепсей, Суханиха, Куня и Моисеиха представляют уникальный историко-культурный памятник Сибири. Песчаные выходы этих хребтов буквально усыпаны петроглифами различных эпох.
После постройки ГЭС на Сибирской реке Енисей и наполнения Красноярского водохранилища сотни наскальных изображений навсегда ушли под воду. И с каждым годом колебания воды водохранилища приносят большой урон для тысячелетней истории.
Для реализации проекта в Хакасию приехали специалисты из Кемерово. Под руководством вице-президента Сибирской Ассоциации исследователей первобытного искусства - Елены Миклашевич в течение нескольких месяцев проводились работы по обследованию береговой линии Оглахтинского хребта.
В августе, организуя приезд местного телевидения по данной теме, мне довелось познакомиться с этой удивительной женщиной. Елена Александровна более 20 лет изучает первобытное искусство, в том числе и затонувшие шедевры Сибири.
Елена вместе со своими коллегами проводит мониторинг территории Оглахты с 90-ых годов. Как правило, каждый новый полевой сезон 2-4 петроглифа они не находят, в лучшем случае, от наскального изображения остаются лишь фрагменты.
В рамках гранта Кемеровскими специалистами была проведена работа по спасению 11 петроглифов находящихся в зоне затопления.
По уникальной технологии, прямо в полевых условиях создавались силиконовые матрицы повторяющие рельеф поверхности. Силиконовые матрицы могут быть разного цвета. В дальнейшем, такой точный оттиск петроглифа служил для создания отливок из любого плотного материала, например из пластика. В результате получаются сверхточные полноразмерные копии петроглифов. В свою очередь копия же тонируется красками, для придания макету точного цвета как на исходном камне.
Честно сказать, разглядывая результаты проделанной работы, копии достаточно сложно отличить от натурального изображения.
Такие пластиковые копии очень легкие, прочные и их можно трогать руками. Как говорят ученые при создании отливок были обнаружены детали, которые ранее на камне не просматривались.
Время неумолимо, и естественные процессы беспощадно разрушают историко-культурное наследие. Стопроцентные копии петроглифов - это шанс сохранить прошлое для будущего поколения.