Как и у большинства детей из моего поколения знакомство с блокадой Ленинграда у меня началось с замечательной книги Юрия Германа "Вот как это было". Повесть рассказывала о жизни маленького мальчика Мишки и была рассчитана на старший дошкольный - младший школьный возраст. По крайней мере мне эту книгу еще читали, сам я в 5 лет читать не умел. Сегодня у нас практически перестали выпускать новые книги для детей о войне, как правило, ограничиваются переизданием старых советских, поэтому выход в Издательстве «Пятый Рим» книги Григория Пернавского "Блокада Ленинграда" можно смело считать значимым для нашего книжного рынка событием. А учитывая, что профинансировали создание и издание сами читатели, в короткий срок собрав сумму, в три раза превышавшую требуемую, так и вовсе уникальным. "Блокада Ленинграда" является научной-популярным изданием, рассчитанным на детей более старшего, чем читатели повести Германа, возрата. Как и положено в детской книге этого жанра, основной упор сделан на наглядность, доступность и увлекательность изложения. Как автор школьного учебника по истории и многочисленных методических пособий для учеников, я хочу остановиться именно на этих аспектах книги и сказать несколько слов о том, как она устроена. Именно это было мне особенно интересно не только как издателю, но и как автору учебной литературы для школьников. Итак, книга состоит из четырех основных модулей: улица Ленинграда, практически тот самый перекресток, где жил Мишка, главный герой повести Германа, которая меняется под влиянием событий, от мирного времени, до обстрелов, блокады и голода. Это очень хороший методический прием, помогающий детям понять, как война и блокада изменила жизнь Ленинграда. Второй блок - очень наглядные обьемые карты, показывающие, как менялась оперативная обстановка, влиявшая на положение города. Третий модуль - живая история, плакаты из каждого периода блокады, передающие посыл к защитникам города и осажденным. И четвертый блок - образы защитников Ленинграда и врагов, пытавшихся его уморить. Все вместе, повторяющиеся из главы в главу в новых формах, создают у ребенка полную картину происходившего, конечно, с учетом возраста маленьких читателей. Подобный эффект был бы невозможен без прекрасной работы художницы Марии Пономареваой
В книге довольно много детских образов, однако, они обезличены. Единственное замечание, которое я хочу сделать, возможно, с учетом, что книжка детская, стоило бы добавить реальные образы детей блокады. Это же касается и других героев книги, если бы им дали имена и сообщили краткие биографические сведения, воздействие на читателей было бы намного большим. Поскольку я надеюсь, что такое благое дело издательство продолжит, и перед нами только первая книга из серии, пусть эти мелкие ремарки помогут в будущем сделать такие книги еще лучше.