К размышлениям и поиску корней учения Гуру Нанака меня натолкнули стихи учителя Арта Ламы (эпиграф к учению Чод "Смех Героя"). Сам перевод учения и стихов только готовится, а мои поиски и мысли такие.
"Ученые до сих пор спорят, что послужило источником монотеизма Гуру Нанака. Большинство склонно видеть в этом мусульманское влияние. Возможно, имеет смысл обратиться к первоисточнику.
Хорошо известно, что Гуру Нанак общался с представителями самых разных сект и вероисповеданий, процветавших в его время. Наибольшее влияние оказало на него общение с йогами и сиддхами, в том числе с последователями буддистских тантрических культов.<...>
Слова Гуру о том, что Единый есть единственная реальность, согласуются с учением шуньи, которое утверждает, что ничто другое не обладает онтологической реальностью.<...>
Antri snunn bahri snunn tribhavan snunamsnunn Chauthe snunai jo naru janai to kau papu na pnunn
(Ади грантх, стр. 943).
Загляни внутрь и узри там шунью. Узри шунью снаружи. Человек, постигающий, что внутри - шунья и снаружи - шунья, сам есть шунья.<...>
С точки зрения смерти в себе, шунья - это процесс очищения ума, способ опустошения сознания, это дисциплина, осушающая желания и скрытые пристрастия ума. Во всем этом выражается отрицание. Очевидно, что это негативный аспект. Но сикхское священное писание не останавливается на нем, а идет дальше. Оно не задерживается на негативном. Оно утверждает, что через негативное человек должен возвыситься. Феникс должен возродиться из собственного праха и воспарить к небесам. Для Гуру Нанака негативный и позитивный аспект неразрывны. Они происходят вместе и вместе образуют единую дисциплину реализации истины. <...>Гуру побуждал йогов принять истину вместо того, чтобы созерцать пустоту. В Ади Гранитх говорится (стр. 945):
Sachu aradhia gurmukhi taru tari Nanak boojhai ko vichari
Если ты созерцаешь истину, ты будешь освобожден милостью Гуру.
Но подобные мудрецы встречаются редко.<...>
Гуру отождествляет истину с Единым. Так и должно быть. Истина должна быть одна. <...>
В "Сиддха гошти" Гуру Нанак дает определение йога:
Gurmukhi jogi jugti pachhanai Gurmukhi Nanak eko jariai
(Ади Грантх, стр. 946).
Йог, признающий Единого, постигает сущность йоги".
Antri bahri eko janai
Он должен постичь Единого, обитающего внутри и снаружи.
(Ади Грантх, стр. 943).
Eke kaau eka jafiai haumai dooja doori kia.
Познай Единого как одну истину. Второе - это твое тщеславие, отринь его.
(Ади Грантх, стр. 940).<...>
Монотеизм Гуру Нанака развился на почве индийской мысли. Это не был элемент, заимствованный из арабских источников. Важнейшим стимулом в религиозной истории Индии был буддизм. Шанкара столкнулся с хинаяной, в которой путь к уничтожению иллюзий лежит через этическое самообуздание. Гуру Нанак соприкоснулся с культами, возникшими из махаяны, от которой ответвились шуньявада, йогачара, ваджраяна, сахаджаяна. Так как эти школы придавали огромное значение метафизике шуньи, их этика полностью отрицала первоначальную нравственность хинаяны <По мнению автора статьи. Прим. Семаков>. Победоносный монизм Шанкары дал начало санньясе. Монотеизм Гуру Нанака принес на смену шунье единую реальность, которую он отождествляет с истиной и тем самым закладывает метафизическую основу нравственности. Это породило общественные преобразования, к которым так стремился Гуру Нанак."
http://bhajan.narod.ru/sikh/sart/mission_GN.htmСмело продолжу поверхностное сопоставление автора статьи понимания смысла медитации Гуру Нанаком и разъяснением буддийского учения Дзогченв традиции Бон Тендзин Вангьял Ринпоче ("Чудеса естественного ума"):
"Согласно учению Дзогчен, сущностью, или основой всего, является пустота и изначальная чистота; природой основы является ясность, характеризующаяся спонтанным совершенством; неразрывное единство исконно чистой сущности и спонтанно совершенной природы является свободным потоком энергии, или сострадания. В индивидуальном уме эта основа представляет собой естественное состояние, и она же является источником круговорота (самсары) для ума, подверженного заблуждению, и источником нирваны для ума, в котором было пробуждено знание.
Сущность основы именуется матерью (ма), пробужденное сознание (ригпа) именуется сыном (бу), и неразрывное единство (дбьер мед) матери и сына представляет собой поток энергии (ртсал).
Путь (лам) состоит в достижении видения (лта ба) Дзогчен, которое представляет собой выражение истинного состояния, сущностной основы индивидуума, а также превращение потока ригпа, культивируемого посредством медитации, в постоянный поток в послемедитационный период - с тем, чтобы его можно было сделать неотъемлемой частью нашего поведения или нашего отношения к повседневной жизни и нашей деятельности в ней."
Да будет Благо!