Управление гражданской авиации Ирана обнародовало предварительный отчет об обстоятельствах катастрофы самолета Boeing 737-800 рейса 752 Международных авиалиний Украины под Тегераном 8 января 2020 года.
www.mk.ru/politics/2020/07/12/v-irane-rasskazali-ob-oshibke-rascheta-pvo-sbivshem-ukrainskiy-boing.html После гибели от американского удара иранского генерала Касема Сулеймани (обвинявшегося американцами в терроризме), Иран нанёс удар ракетами по объектам американцев в Ираке.
При этом Иран ожидал ответного американского удара (которого не последовало).
В день удара 8 января были приведены в повышенную боевую готовность ВС Ирана, в том числе ПВО. Мобильные средства ПВО были заранее перемещены на новые позиции, чтобы вывести их из-под возможного удара США. Среди этих комплексов был Тор-М1 Корпуса Стражей Исламской революции, который занял новую позицию к западу от международного аэропорта Тегерана.
При этом Стражи Исламской революции не произвели ориентацию комплекса на новой позиции. То есть корпус машины занял новое положение, а ориентация по сторонам света осталась прежней. Направление "на север" было на самом деле направлением 107 градусов (на восток-юго-восток).
8 января около 4 часов утра военное ведомство проинформировало гражданский сектор управления воздушным пространством страны о том, что с взлетно-посадочной полосы тегеранского аэропорта разрешено выполнять полеты только с одобрения военных.
"Борт 752 Международных авиалиний Украины в 5:51 подал запрос на включение двигателей. Запрос был передан в Национальный центр контроля. В 5:53 Центр координации обороны выдал разрешение на вылет. Экипаж получил разрешение на вылет из аэропорта Имама Хомейни в 6:10".
При этом, как можно понять, Центр координации обороны не выдавал предупреждение отдельным частям или комплексам ПВО, что являлось явно порочной практикой. Хотя у зенитчиков была инструкция никого не сбивать без приказа. Как видим, инструкция была закономерно нарушена.
Нормальная практика такова, что у штабов ПВО уровня полка-бригада (а, если необходимо, и ниже) должно быть расписание полётов самолётов. В случае внепланового полёта, им передаётся соответствующая информация. Иранцы чрезмерно централизовали принятие решений. Предполагалось, что единственным органом, который будет выдавать разрешение или запрет на уничтожение неопознанных целей, будет Координационный центр ПВО.
Украинский борт 752 совершал полёт по запланированному маршруту, на установленной высоте и в указанном воздушном коридоре. По отношению к комплексу "Тор" он летел с востока, со стороны аэропорта. Но индикатор комплекса показывал направление с ошибкой на 107 градусов. То есть, расчёту "Тора" казалось, что неопознанная цель летит с юго-запада. Стражи приняли её за американскую крылатую ракету. Попытка связаться с Координационным центром ПВО почему-то не удалась, а возможно и попытки такой не было. Цель была слишком близко. Стражи решили, что "проморгали" приближающуюся ракету, и решили действовать немедленно. Несмотря на запрет стрелять без разрешения Координационного центра.
Итогом было уничтожение гражданского самолёта и гибель 176 человек, граждан Украины, Ирана, Канады, Швеции, Афганистана.
А причина всего - раздолбайство, низкая дисциплина и плохая техническая подготовка Стражей Исламской революции.