Ржевский мемориал. Журавли хотят на свободу

Jul 06, 2020 15:35



Поговорим про Ржевский мемориал, который недавно открыли Путин и Лукашенко. Хотя это нельзя назвать мемориалом. Там не увековечивается память никого лично. Скорее, просто Ржевский памятник.

Александр Невзоров уже назвал этот памятник "мужиком в юбке из перьев". Действительно, с первого взгляда кажется именно так. Но это не самое худшее.

На самом деле мы имеем дело с так называемым "дезинтегрирующимся монстром".
"Дезинтегрирующийся монстр" - это некая сущность, состоящая из более мелких сущностей (например: крыс, птиц), на которые он может распадаться и собираться из них снова.
В нашем случае - это дезинтегрирующийся птеромонстр (т.е. состоящий из птиц).
К сожалению, такие сущности в мировой религиозной и мистической культуре всегда являются плохими, нечистыми. Т.е. это именно монстры. За тысячелетия ни в одной мировой религии или мистической практике не появился образ положительной сущности, состоящей из более мелких сущностей. И в этом, очевидно, есть смысл. Таков стереотип, свойственный всему человечеству. И, сами понимаете, указом Путина этот стереотип изменить нельзя. Потому концепция памятника изначально ошибочная.

Чтобы было понятно, о чём речь. Вот пример дезинтегрирующегося монстра. Только состоящего из крыс, а не из птиц. Сам момент дезинтеграции начинается на 1:19

image Click to view


Ссылка на Ютюб.

По официальной версии, на памятнике изображены журавли, символизирующие души погибших солдат. Аллюзия на стихотворение Гамзатова и песню Френкеля:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.

Однако, скульптор должен думать, как будут воспринимать его памятник неискушенные зрители. Их понимание не должно сильно отличаться от того, что там находится в голове автора. Для того, чтобы понять аллюзию на журавлей, надо знать песню и услышать объяснение. А неискушенный зритель (например, иностранец или школьник) увидит здесь именно дезинтегрирующегося монстра.

Но и против официальной трактовки тоже есть возражения.
1. События под Ржевом наиболее точно описываются стихотворением Твардовского (а не песней "Журавли", которая к Ржеву никакого отношения не имеет).
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна ни покрышки.

И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.

Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;

Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;

Где травинку к травинке
Речка травы прядет, -
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.

и т.д.

Понимаете? Человек погиб в безымянном болоте. От него не осталось ни петлички, ни лычки. Никто его не помнит, и даже мать не знает, где он лежит.

СОТНИ ТЫСЯЧ, сотни тысяч живых людей полегли в эту землю. Вместо того, чтобы вернуть их имена, их символически превращают в безымянных сущностей-птиц, которые сливаются в монстра, на фоне которого будут пиариться руководители России и Беларуси, не имеющие вообще никакого отношения к той войне.
Лично мне, если бы у меня кто-то погиб подо Ржевом, такое отношение к моему родственнику показалось бы оскорбительным и кощунственным.

2. Автор памятника наверно даже не прочитал вторую строчку песни про журавлей. Или не понял.

"Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?"

Глядя В НЕБЕСА. Птицы летят в небе. Это принципиально другой образ.

В песне - свободные птицы летят в небе. Души погибших вырвались на свободу и летят в бескрайнем свободном небе. Потому мы грустим и радуемся, глядя на них. Мы понимаем, что эти души спасены.

У автора памятника - души-птицы превращаются в монстра, который будет царить над Долиной Смерти. Страшный образ.

Но автор даже сам не заметил, что сделал. Он сам сделал рендер, на котором изобразил клин журавлей. Очевидно, чтобы объяснить смысл памятника. Но из-за этого создается стойкое впечатление, что монстр не собирается, а распадается. И птицы стремятся улететь, чтобы присоединиться к своим сородичам в небе:


На месте птиц я бы так и сделал. Это образ хотя и ужасный, но даже красивый. Души бойцов, погибших в болоте, пытались превратить в монстра, служащего казенной идеологии, а они не хотят и всё-равно рвутся в небо, вслед за журавлиным клином. Да будет так.

image Click to view

Российская Федерация, хорошая музыка, Путин, вторая мировая война, Лукашенко

Previous post Next post
Up