Легендарный Вильгельмсхафен, город немецких моряков... часть 2

Dec 31, 2017 12:28


Продолжение. Начало здесь.

Расскажем про сам Вильгельмсхафен.
Краткая история. Город основан в 1869 году в качестве главной базы прусского (впоследствии германского) военно-морского флота. Участок земли в 313 га был приобретен Пруссией у великого герцогства Ольденбург 20 июля 1953 года. Первоначально включал деревню Хеппенс (Heppens) - 137 жителей, а также участок Эквардерхёрне (Eckwarderhörne) без жителей. На этом месте появилась первая и единственная база для прусского флота на Северном море. Сюда же перенесли главную базу из Данцига (ныне польский Гданьск).

Интересности начинаются уже с названия. Wilhelmshaven - вроде понятно, переводится "гавань Вильгельма" (в честь прусского короля и будущего кайзера Вильгельма I). Но дело в том, что в нормативном немецком правописании слово Hafen пишется через "f". В данном случае написано через "v", что соответствует местному северному германскому диалекту. Такое же "неправильное" написание наблюдается в названиях Бремерхафен (Bremerhaven) и Куксхафен (Cuxhaven). Но там традиционные названия. Тогда как Вильгельмсхафен, мы видим, создан искусственно по указанию из Берлина. Как же допущена такая "орфографическая ошибка"? Инициативу приписывают начальнику строительства порта Хайнриху-Вильгельму Гукеру (Heinrich Wilhelm Goeker). Вообще слово "Вильгельмсхафен" впервые появилось в грамоте, которую издал король Вильгельм в 1869 г. И там было написано Wilhelmshafen. Хотя автор черновика Гукер написал название через "v", но кто-то грамотный его исправил. Тогда Гукер через генерала фон Роона обратился к королю. И Вильгельм приказал заметить "f" на "v". Так король проявил уважение к местным жителям, своим потенциальным будущим подданным. Очень поучительная история, которую не мешало бы знать некоторым славянским народам.

У Вильгельмсхафена есть и жаргонное название Schlicktown или Schlicktau. Ну, Schlick - это по-немецки "грязь, ил". Дело в том, что Вильгельмсхафен стоит на берегу моря только два раза в сутки. Придя на следующий день, чтобы погулять по берегу моря, вы можете с удивлением обнаружить, что никакого моря нет, а до горизонта простирается какая-то серо-бурая грязь, по которой текут ручейки воды.
А потом это снова заполняется водой. А что вы хотите, когда приливы и отливы высотой 4-5 метров? Для жителей берегов Балтики или Черного моря это кажется странным и даже смешным. Но смешного ничего нет. Потому что наша родная Балтика - это тихое и ласковое озерцо. И Черное море - это бассейн для детей. В принципе, это понимаешь, когда стоишь на берегу океана. Когда в совершенно тихую погоду (какой там шторм!) на берег катит огромная волна. Северное море - ещё не океан. Но всё-таки это особая реальность. Там где города стоят ниже уровня моря. Где люди отгородились от моря дамбами. Где дамбы периодически прорывает море, смывая города и деревни, вместе с людьми (даже в 20-м веке!). И где люди упорно восстанавливают эти дамбы и отвоёвывают у моря всё новые земли. В постоянной борьбе и взаимодействии с морем выкристаллизовался особый народ. Потому надо смотреть на этот ил с уважением.

Слово Schlicktau впервые упомянул в своём дневнике в 1916 году служивший в WHV знаменитый немецкий морской писатель Горх Фок (впрочем, мало известный за пределами Германии). Он соединил немецкое слово Schlick с окончанием названия немецкой колониальной базы в Китае - Циндао (Tsingtau, сейчас пишется Qingdao). Как бы намекая на то, что это такая же дыра, как в Китае:) Поскольку современные немецкие моряки не понимают такие тонкости, зато знают английский язык, то жаргонное название самопроизвольно поменялось на немецко-английский гибрид Schlicktown.
В довершение всего в 1990-е Вильгельмсхафен и Циндао стали побратимами:) "Круг замкнулся", как говорят фаталисты:)

Ещё интересная вещь. Посмотрим на карту.


Вроде понятно, что в море впадают реки.
Справа - Эльба (Elbe), на которой стоит Куксхафен.
Посредине - Везер (Weser), там стоит Бремерхафен.
Можно заметить, что Вильгельмсхафен стоит на Яде (Jade). Вы думаете, что Яде - это река? Вовсе нет. Река Яде существует, но это совсем несудоходная речушка, которая впадает в Jadebusen. А вот Jade, которая ведёт к Вильгельмсхафену, едва ли может считаться рекой. Вода там солёная (хотя, конечно, солёность меньше, чем в море). И течение идёт не в одну сторону, а "то туда, то сюда", в зависимости от приливов и отливов. В таком случае, что такое Jade? Никто не может объяснить, что это такое - река, пролив или что-то ещё? Это самый загадочный географический объект на Земле:) Просто Яде, и всё.

В Вильгльмсхафене находится самый большой шлюз в Германии. Так называемый 4-й вход (4. Einfahrt). Двойной шлюз, каждая половина которого имеет 390 м в длину, 60 м в ширину, при глубине на пороге 14,75 м.
До 1989 года он был также самым большим шлюзом в мире. Лишь в 1989 году его обошел Berendrechtsluis в бельгийском Антверпене.

Во время первой мировой войны во внутренние гавани WHV вели три входа (сейчас все они засыпаны).
Вот так выглядит то, что раньше было входами:


На левом краю фотографии виднеется Немецкий военно-морской музей (хорошо заметен музейный экспонат - эсминец "Мёльдерс"). Справа вверху - морской Арсенал. А невнятное озерцо, рядом с которым стоят два белых дома - это бывший 3-й вход. Когда-то там лежал повреждённый в Ютландской битве крейсер "Зейдлиц", например:


Планы построить более крупный вход, чтобы в него удобно проходили линкоры, появились ещё в годы первой мировой войны. Однако, поражение в войне, с последующей ликвидацией германского линейного флота, поставило крест на этих планах.
Строительство начали уже при Гитлере в 1936 году.
7 ноября 1942 года официально открыли одну камеру 4-го входа. В этот день через неё вышел в море крейсер "Эмден". С тех пор шлюз назывался Raeder-Schleuse (шлюз Редера) в честь тогдашнего главкома ВМФ. А строительство второй камеры забросили до конца войны.
6 мая 1945 года в Вильгельмсхафен ворвались... поляки. 1-я польская танковая дивизия (на английской службе).
И после войны победители-англичане, вполне ожидаемо, взорвали сооружение.
И что бы вы думали? В 1957 году упорные немцы опять стали строить 4-й вход. И построили к 1964.
Хотя, конечно, того флота, который имел Тирпиц и о котором мечтал Редер, у Германии нет. Остаётся только восхититься упорству и трудолюбию немцев, которые раз за разом восстанавливают свою страну из руин.

Небольшое видео, дающее представление о том, как выглядит пункт базирования Хеппензе-Гроден в Вильгельмсхафене и 4-й вход (видео не моё, разумеется. Найдено на просторах интернета):

image Click to view


Конечно, выглядит немножко пустынно. Флот нынешней Германии явно маловат по сравнению с возможностями базы. Чем-то напоминает карликов, которые заселились в жилище великана. Печалька.

история, познавательное, Германия, вторая мировая война, первая мировая война, флот

Previous post Next post
Up