Дзень Вышыванкi. БРСМ в борьбе за национальную идентификацию беларусаў

Jul 02, 2017 21:38



Вот такие пресс-релизы в принудительном порядке распространялись в школах города Минска (вероятно, и по всей Беларуси):
http://sch47.minsk.edu.by/main.aspx?guid=9523 (сайт средней школы № 47).
http://sch153.minsk.edu.by/be/main.aspx?guid=53503 (то же СШ № 153)
"Ленинский районный комитет ОО "БРСМ" г. Минска приглашает всех желающих принять участие в общереспубликанской акции "День вышиванки" в рамках празднования Дня Независимости Республики Беларусь, которая состоится 2 июля 2017г. возле Дворца спорта (пр.Победителей)."

Что я хочу отметить? Точнее, пояснить всевозможным российским хомячкам, которые увидев рекламку вышиванок, почему-то сразу начинают вопить, что это делают "змагары" (так они называют оппозиционных белорусских националистов), но батька Лукашенко, друг России, их всех накажет.
Так вот, вынужден пояснить для хомячков:
1. Это мероприятие проводит БРСМ - официальный государственный Белорусский Республиканский Союз Молодежи, членство в котором обязательно для всех юношей и девушек Беларуси.
2. Этот текст распространялся в обязательном порядке. По крайней мере, все школы были обязаны разместить его на своём официальном сайте, а также вывесить рекламную листовку (см. выше) на доске объявлений.
То есть это позиция государства, отрицать это глупо.

С полным текстом можете ознакомиться по ссылке, а я выделю показательные моменты, чтобы у хомячков не оставалось каких-то иллюзий:

"...Сама идея проведения накануне великого государственного праздника - Дня Независимости Республики Беларусь - такого массового народного празднования своей национальной идентификации через белорусскую культуру, традиции, белорусский орнамент, оказалась востребована в обществе и с интересом подхвачена регионами и различными организациями.

«Вышыванка» является настоящей визитной карточкой белорусов. Вышитый национальный орнамент - это не просто украшение, это своеобразный шифр, который через столетия передан нам предками. Каждый узор в орнаменте - это символ, обладающий мощной энергетикой и несущий определенный посыл. В наши дни национальный орнамент набирает все большую популярность. «Вышыванка» - это не только патриотично, но и модно, стильно среди людей всех возрастов. Используя «вышыванку» в повседневной жизни, мы выражаем свою национальную и гражданскую позицию, культурную образованность и духовное сознание, подчеркиваем единство и сплоченность белорусского народа".

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что вопрос о единстве русских и белорусов на официальном уровне в Беларуси закрыт окончательно.

Ещё добавлю, что БРСМ, как видно, нашёл свою идеологию. Это идеология национализма. Это более чем естественно, это было предсказуемо.
Дело в том, что БРСМ был пародией на советский Комсомол.


Именно пародией. Потому что Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (Комсомол) имел идеологию - коммунизм. У БРСМ никакой идеологии не было. Написать откровенно: "Мы за власть Лукашенко и чиновников" - как-то неудобно. Перед заграницей неудобно. Потому "идеология" БРСМ, да и вообще лукашенковская идеология сводилась к блеянию  в духе: "Мы за всё хорошее и вообще".
Но ведь надо иметь какую-то идеологию. Если вы не найдёте идеологию, то идеология найдёт вас. И как вы думаете, какая идеология может найти БРСМ? Ну, конечно. Это мог быть только национализм. И он нашёл их.
Но только это не сосем тот национализм, о котором мечтали с 1990-х годов традиционные националисты. Нет, не будет ни реабилитации коллаборантов, ни бел-чырона-белаго знамени с "Пагоняй". Те националисты тоже обмануты и остались на обочине. Это уже новый, лукашенковский национализм. Общее со старым национализмом только то, что вопрос о воссоединении с Россией закрыт, и теперь уже окончательно.

И что ещё я хочу сказать. Поражает скорость, с которой меняется точка зрения, и никто этого не замечает. Всё словно по Оруэллу. 1984.
Я прекрасно помню, что пару лет назад врагами считались все те, кто хотел говорить по-белорусски, не хотел дружить с Россией, хотел дружить с Западом...
Два года назад, если бы кто-то потребовал в магазине, чтобы с ним говорили на "государственном" белорусском языке, - на него посмотрели бы как на идиота, а если кто-то сказал: "Россия нам не друг" - его не то чтобы растерзали, но по крайней мере, вокруг такого человека возникал вакум, как вокруг зачумленного. На человека, читающего белорусские книжки, смотрели как на подозрительного...
И вот, прошло каких-то два года. Всё поменялось на 180 градусов:
все вопят про национальную идентичность, кто-то вчиняет иски за то, что в ресторане с ним разговаривали по-русски (па-расейскi). Ну и конечно, все наперебой покупают вышыванки.

Но самое удивительное - это те же самые люди, те же самые лица. Те же люди, которые два года назад выискивали "фашистов и агентов Евросоюза", сегодня выискивают "агентов Москвы". И никто не помнит, что два-три года назад говорил прямо противоположное. В том числе, и функционеры БРСМ не помнят.

Беларусь - тоталитарное государство. Но тоталитарное в первоначальном смысле слова "тоталитарный". То есть не диктатура, когда власть контролирует всё сверху. А именно такое государство, когда само общество удерживает себя в состоянии несвободы. То есть беларусам даже не нужна палка. Они сами пытаются УГАДАТЬ, кто или что на данный момент является врагом, и кого на данный момент надо травить.

И, само собой, вспомнился многострадальный Оруэлл с его бессмертным произведением "1984". Многие государства сравнивали с описанным у Оруэлла. И Советский Союз, и Северную Корею, и современную РФ, и Украину. Но это всё не совсем совпадает. По-моему, наиболее близко к оруэлловскому обществу подошла именно современная Беларусь (хочу заметить, что даже Северная Корея не так подходит. Потому что в Сев.Корее хотя-бы установки так часто не меняются. Там 70 лет строят чучхе и воюют с Америкой).
Опять же, то качество, которое Оруэлл назал "двоемыслием" свойственно частично и русским, и украинцам, но именно белорусам двоемыслие свойственно в полной форме.

Для тех, кто не читал "1984" Оруэлла (есть такие?!) объясню:
В мире Оруэлла есть три главных тоталитарных державы - Океания, Евразия и Остазия (герои книги живут в Океании). Эти страны находятся в состоянии постоянной войны. Зачем нужна война, объясняется в "Книге Эммануэля Голдстейна". Периодически они меняют союзников, но никто этого не помнит. Министерство правды постоянно переписывает все книги, газеты и т.д.
А вообще, прочитайте книгу. Я процитирую только места, которые иллюстрируют мою мысль:

"...Нынче, к примеру, в 1984 году (если год - 1984-й), Океания воевала с Евразией и состояла в союзе с Остазией. Ни публично, ни с глазу на глаз никто не упоминал о том, что в прошлом отношения трех держав могли быть другими. Уинстон прекрасно энал, что на самом деле Океания воюет с Евразией и дружит с Остазией всего четыре года. Но знал украдкой - и только потому, что его памятью не вполне управляли. Официально союзник и враг никогда не менялись. Океания воюет с Евразией, следовательно, Океания всегда воевала с Евразией...."

На шестой день Недели ненависти, после шествий, речей, криков, пения, лозунгов, транспарантов, фильмов, восковых чучел, барабанной дроби, визга труб, маршевого топота, лязга танковых гусениц, рева эскадрилий и орудийной пальбы, при заключительных судорогах всеобщего оргазма, когда ненависть дошла до такого кипения, что попадись толпе те две тысячи евразийских военных преступников, которых предстояло публично повесить в последний день мероприятий, их непременно растерзали бы, - в этот самый день было объявлено, что Океания с Евразией не воюет. Война идет с Остазией. Евразия - союзник....

Ни о какой перемене, естественно, и речи не было. Просто стало известно - вдруг и всюду разом, - что враг - Остазия, а не Евразия..."

И самый характерный момент:

"...С затянутой кумачом трибуны выступал оратор из внутренней партии - тощий человечек с необычайно длинными руками и большой лысой головой, на которой развевались отдельные мягкие прядки волос. Корчась от ненависти, карлик одной рукой душил за шейку микрофон, а другая, громадная на костлявом запястье, угрожающе загребала воздух над головой. Металлический голос из репродукторов гремел о бесконечных зверствах, бойнях, выселениях целых народов, грабежах, насилиях, пытках военнопленных, бомбардировках мирного населения, пропагандистских вымыслах, наглых агрессиях, нарушенных договорах. Слушая его, через минуту не поверить, а через две не взбеситься было почти невозможно. То и дело ярость в толпе перекипала через край, и голос оратора тонул в зверском реве, вырывавшемся из тысячи глоток. Свирепее всех кричали школьники. Речь продолжалась уже минут двадцать, как вдруг на трибуну взбежал курьер и подсунул оратору бумажку. Тот развернул ее и прочел, не переставая говорить. Ничто не изменилось ни в голосе его, ни в повадке, ни в содержании речи, но имена вдруг стали иными. Без всяких слов по толпе прокатилась волна понимания. Воюем с Остазией! В следующий миг возникла гигантская суматоха. Все плакаты и транспаранты на площади были неправильные! На половине из них совсем не те лица! Вредительство! Работа голдстейновских агентов! Была бурная интерлюдия: со стен сдирали плакаты, рвали в клочья и топтали транспаранты. Разведчики показывали чудеса ловкости, карабкаясь по крышам и срезая лозунги, трепетавшие между дымоходами. Через две-три минуты все было кончено. Оратор, еще державший за горло микрофон, продолжал речь без заминки, сутулясь и загребая воздух. Еще минута - и толпа вновь разразилась первобытными криками злобы. Ненависть продолжалась как ни в чем не бывало - только предмет стал другим.
Задним числом Уинстон поразился тому, как оратор сменил линию буквально на полуфразе, не только не запнувшись, но даже не нарушив синтаксиса. "

Оратор, наверно, был из БРСМ. Да.

маразм крепчал, Белоруссия, Оруэлл, Батька, вышыванка, Лукашенко

Previous post Next post
Up