Венгрия. Jus resistendi. Часть 2

Jun 02, 2012 16:26


Продолжим разговор о Войне за свободу Венгрии 1848-49 годов.
Начало здесь
Как я уже говорил, целью венгерской революции было не ниспровержение устоев и установление нового строя. Напротив, венгры выступали в защиту своих традиционных прав. Хотя, либеральный элемент в революции тоже был. С одной стороны, ряд либеральных мер, как, например, отмена крепостного права, уже давно назрел. С другой стороны, элемент либерализма был необходим для привлечения максимально широких слоев населения, без чего борьба была невозможна. Любой традиционалист, если он не отвлеченный теоретик, должен отдавать себе отчет, что борьба всё равно будет вестись под революционными лозунгами. Другого пути вернуть себе законную власть нет.
С самого начала революции проявилась конкуренция между либералами и традиционалистами, которая, к сожалению, во многом предопределила поражение (но об этом позже).

Итак, традиционные права венгров. Их корни уходят в глубокую древность.  Знаковым документом можно назвать Золотую буллу короля-крестоносца Андрея II 1222 года. Эта булла содержала, в том числе,  jus resistendi - право венгерского дворянства на восстание против короля, в случае если он нарушает закон.
Да,  jus resistendi - право на восстание - священное право истинных традиционалистов. Право, освященное Католической церковью в лице Святого Фомы Аквинского:
«Представляется, однако, что против жестокости тирана будет иметь успех действие каких-либо людей не по своему почину, а по решению общества. Во-первых, если право какого-либо множества простирается на то, чтобы выдвигать для себя царя, то не будет несправедливо, если выдвинутый этим множеством царь будет низвергнут, или его власть будет ограничена, если он тиранически злоупотребляет царской властью. Не следует считать, что такое множество несправедливо, даже если оно прежде возвысило его над собой навечно; ведь он сам заслужил это, ведя себя нечестно в управлении множеством, поэтому договор с ним подданными не соблюдается»
http://www.unavoce.ru/library/aquinas_ruling.html
Представляю, какое возмущение эти слова вызовут у иных «консерваторов», готовых одинаково ценить и Николая I, и Сталина, лишь бы он выглядел «суровым правителем».
Эти "любители хруста французских булок и пышных нарядов" не подозревают, что мазохистская тяга к хозяйской плетке неопровержимо свидетельствует об их плебейском происхождении.
Основа истинного благородного традиционализма - тяга к свободе.
Также совершенно очевидно, что  власть одного человека (например, монарха) или его семьи не может являться целью для традиционалиста. Монархия - лишь инструмент. Если монарх отражает интересы традиционной нации - он полезен, если превращается в тирана - вреден и подлежит низложению. Тиран по сути антитрадиционен. Монарх, являющийся игрушкой в руках камарильи - ещё более вреден.

Теперь пару слов про революции 1848-49 годов. Не буду подробно на них останавливаться. Предполагаю, что читатель уже знаком с историческими фактами. Если не знаком, то рекомендую сначала почитать хотя бы википедию (по каждой стране отдельно).
Сами эти революции имели весьма сложную природу.
1. Революционный порыв низших классов,  страдавших от нарастающего гнета «дикого капитализма».
2. Гнев разоряющейся мелкой и средней буржуазии.
3. Возмущение дворян, разоряющихся в условиях того же «дикого капитализма».
Возмущение одних отсутствием социального прогресса,
и возмущение других попранием традиционных прав.
Плюс рост национального сознания, стремление одних к независимости, а других к объединению нации.
Всё это привело к тому, что революции 1848-49 считать «своими» могут и коммунисты, и фашисты, и демократические либералы.

Начало череде революций положило восстание в Палермо на Сицилии, вспыхнувшее 12 января 1848 и перекинувшееся 27 января на столицу королевства Неаполь. Королевство Обеих Сицилий было абсолютно диким и отсталым. О результате правления тамошней династии можно судить хотя бы по тому, что юг Италии и сейчас считается слаборазвитым по сравнению с севером. Про тамошнюю мафию я уж не говорю.
С точки зрения итальянского национализма восстание было положительным явлением. Король согласился дать народу конституцию и даже отправил свои войска на помощь Сардинскому королевству, развязавшему войну против Австрии.
Тут, я скажу, у меня возникают противоречивые чувства. С одной стороны, мои симпатии традиционно на стороне Австрии. Но, во время событий 1848-49 война Италии и Венгрии против Австрии была положительным явлением. Причем, положительным даже для Австрии. При всём моем уважении к фельдмаршалу Радецкому, я сожалею, что в тот раз победа осталась за Габсбургами.
Так вот, «славный король Обеих Сицилий» вначале послал свои войска на войну против Австрии, но затем решил подавить революцию у себя в столице, для чего отозвал войска с фронта. Чем поспособствовал общему поражению итальянцев. Типичный пример, как личные интересы урода-монарха ставятся выше интересов итальянской нации.
22 февраля началась революция в Париже, которая свергла короля Луи-Филиппа Орлеанского - «короля банкиров». Трагедия? Нет.  Филипп Орлеанский ещё во время Великой Французской революции поддержал убийство собственного родственника - Людовика XVI. Принял фамилию Эгалитэ (Равенство). Воевал на стороне якобинцев. В 1830 пришел к власти после свержения Карла X. Был ставленником финансового капитала, вызывал ненависть буквально у всех .
Естественно, мы не станем сожалеть, что король, пришедший к власти в результате одной революции, был свергнут другой революцией.

Ну, и наконец, в марте грохнуло в Германии, Австрии и Венгрии.
6 марта началась революция в Берлине,
13 марта - революция в Вене.
15 марта - начало Венгерской революции.

Продолжение следует.

image Click to view



В клипе использованы кадры из фильма "Kőszívű ember fiai" (Сыновья человека с каменным сердцем),
Музыка - "Национальная песня" Шандора Петёфи.

jus resistendi, Венгерская революция 1848-49

Previous post Next post
Up