Нас тут спрашивают:
http://pulemjotov.livejournal.com/238272.html#commentsДескать, вот тут свядомые беларусы утверждают, что назначение уроженца Караганды Павла митрополитом Минско-Слуцким и экзархом Беларуси свидетельствует о "конце белорусского православия" (как будто оно существовало). А вот какой-то Pulemjotov утверждает нечто противоположное.
Отвечаем.
Последнее время "независимость" стала лейтмотивом риторики Лукашенко.
В новогоднем обращении к народу он сказал:
"Мы прожили этот год на одном дыхании, как единая большая семья. Каждый из нас чувствовал себя неотъемлемой частью великого и гордого целого, имя которому Беларусь.
Мы сердцем ощутили это единение в минуты принесения священной клятвы на площади Государственного флага.
Мы сроднились с этим чувством и порой даже не осознаём, какое это на самом деле огромное, неоценимое счастье - жить на своей земле, свободно дышать её воздухом, пить её кристальную воду и чувствовать себя одновременно её любимым сыном и заботливым хозяином. И знать, что над тобой не властен никто, кроме твоего разума и твоей совести.
(это он, конечно, про себя любимого. - Прим. P.)
У каждого, кем бы мы ни были - детьми или взрослыми, богатыми или не очень, молодыми или пожилыми, есть одно бесценное достояние. Это наша страна, Беларусь - тёплый, обжитой и уютный дом, который мы должны передать новым поколениям безопасным и обязательно благополучным".
В то же время, реальная политика, казалось бы, свидетельствует об обратном. Так недавно в Беларуси появились российские истребители Су-27, которые взяли на себя защиту воздушного пространства страны. На что, конечно, обратили внимание "свядомыя", заявив о том, что Лукашенко сдает страну российским оккупантам.
Однако всё гораздо проще: В бюджете Беларуси просто нет денег на содержание армии. Никакой. Ни танковой, ни самолётной, ни мотострелковой, ни спецназовской армии Лукашенко содержать больше не может.
Обычно диктаторы любят свою армию. Расходы на армию - это последнее, что они сокращают. Однако, в Беларуси просто нет никаких денег. Два раза в год выклянчиваются у России кредиты "на проедание". Которые тут же идут на покрытие текущих задолженностей, с тем чтобы через полгода снова клянчить кредит.
Одновременно Россия стала ставить жесткие условия, заявляя, что кредиты просто "за добрые слова о дружбе" даваться не будут. Россия требует реальных шагов по "объединению белорусских и российских предприятий" (т.е. продажи белорусских предприятий в руки российских олигархов) или, на языке российских либеральных экономистов, "оптимизации неэффективной экономики".
На первый взгляд, перед Беларусью стоит неизбежная перспектива утраты как военной, так и экономической независимости, что естественно ведёт неизбежно и к утрате политической независимости. Однако, для Лукашенко это совершенно неприемлемо. Он собирается основать династию и не собирается менять кресло всевластного диктатора страны среднего размера на стульчик губернатора в стране, где даже номинальный президент Путин уже фактически упустил рычаги власти. Впрочем, Лукашено понимает, что и пост губернатора в "великой державе" ему не светит.
Поэтому, Лукашенко нервничает. И чем больше перед ним встаёт ужасная бездна утраты личной власти, тем сильнее он рвётся "укреплять независимость республики". Тем больше его стенания про "белорусский воздух и кристальную воду Синеокой", которые хотят украсть зловещие силы.
Это проявилось и в его новейших "религиозных исканиях".
Вообще, старый экзарх Филарет был полностью лоялен. Однако Лукашенко, оказывается, был недоволен. Он требует каких-то преобразований. Как и всякий тоталитарный диктатор ему недостаточно просто пассивной поддержки. Ему нужно активное выражение восторга, каждодневное прославление Отца Нации.
Что могут означать в устах Лукашенко слова про "активизацию ее [церкви] социального служения и просветительской деятельности". Понятно, что не про христианское просвещение говорит атеист Лукашенко. Речь именно об участии церкви в пропагандистской работе в пользу тирана.
И новонареченный экзарх не только не возражал, но и сказал, что "слова Президента являются ясной, намеченной программой, по которой должен идти глава белорусской церкви".
Перспектива создания независимой Белорусской церкви, полностью подконтрольной Лукашенко, это не шутка.
Однако, нас спросят: Что же может сделать Лукашенко? На первый взгляд, все его слова и мечтания про "независимую Беларусь" обречены остаться пустыми, столкнувшись с жестокой экономической и геополитической реальностью о которой мы говорили выше. Внешняя оборона переходит в руки россиян, экономика тоже. Так что может сделать Лукашенко?
Я бы не стал сразу сбрасывать Александра Григорьевича с шахматной доски. Лукашенко очень хочет сохранить власть. Если очень хотеть, то выход всегда можно найти.
Я полагаю для него перспективной ставку на Китай. Китай уже давно и успешно осваивает Беларусь как экономически, так и демографически. Следует ожидать усиления этих процессов. Особенно в плане переселения китайцев.
Можно, конечно, вспомнить и о старых друзьях в арабском мире (Катар). Идею создания на территории Беларуси "арабского острова в Европе" тоже никто не отменял (хотя в последнее время о ней мало слышно. Не знаю, в какой стадии процесс создания "острова").
Но я бы поставил на Китай.
Потому замечу, что Россия слишком рано обрадовалась своим геополитическим успехам на западе. А что будет, если Лукашенко и Янукович договорят вместе сделать ставку на Китай? В туманной пока перспективе перед Россией может встать не вопрос борьбы с НАТО, а вопрос борьбы одновременно с Китаем на востоке и союзной Китаю украинско-белорусской (или даже украинско-белорусско-литовской) осью на западе.