Начало
здесь.
Движение по мосту началось задолго до открытия. На него подвесили временные пролеты.
В декабре имперские войска развернули зимнее наступление. Лайош Кошут приказал комиссару Бонишу вывезти Священную Корону из Буды в Дебрецен. Бониш ехал в карете с короной и прочими королевскими регалиями, его сопровождали 30 гренадеров. Эта карета и была первым экипажем, проехавшим по мосту 1 января 1849 года. Позже, когда венгры потерпели поражение, Кошут уехал в Турцию, а Священная Корона была спрятана на самой границе Венгрии, в Оршове. В 1853 она была найдена и возвращена в Буду. Но это уже совсем другая история.
Захватив Буду (тогда ещё не было Будапешта, были отдельные города Буда и Пешт), имперские войска двинулись на противоположный берег. Временные пролеты были усилены. По ним 5-6 января 1849 прошли в общей сложности 70 000 солдат, конный полк и 270 орудий.
Весной венгры начали контрнаступление. Имперские войска стали готовить мост к взрыву. Чтобы предотвратить разрушение своего детища, Адам Кларк принял меры. Якорные камеры, в которых предполагалось разместить пороховые заряды, он приказал затопить водой, а насосы разобрать и повредить некоторые части. Молодец был этот шотландец.
Первое повреждение недостроенный мост получил, когда в его цепь попало ядро из австрийской пушки, стрелявшей из крепости Буда по венграм на противоположном берегу.
21 мая, отступая под натиском венгров, имперские войска всё же взорвали на пролетном строении 4 центнера пороха. При этом пал смертью храбрых руководивший взрывом полковник 23-го пехотного полка Алоиз Альнох фон Эдельштадт (Alois Alnoch von Edelstadt).
Обороной крепости Буда руководил генерал-майор Хайнрих Хенци (Heinrich Hentzi von Arthurm). Генерал-майор венгерской службы, заметим. Уроженец Дебрецена. Однако он предпочел сражаться на австрийской стороне и отказался капитулировать, ответив: "Я рожден в Венгрии, но верен Императору". Тогда венгерский главнокомандующий Артур Гёргей предложил ему не обстреливать лежащий на противоположном берегу Пешт - мирный город, не имевший военного значения. Пообещав, что в этом случае не будет обстреливать Буду, а в противном случае - не будет пощады. Хенци обстрелял Пешт (именно при этом эпизоде ядро попало и в мост).
Соответственно, умер в праздничный день. 21 мая - День венгерской армии (День защитника отечества).
Полковник Альнох был адъютантом Хенци и получил приказ взорвать мост. На рассвете 21 мая всё было готово к взрыву. Стоя на бастионе, Альнох послал одного из артиллеристов, чтобы произвести взрыв. Однако, взрыва не произошло. Тогда полковник лично бросился на мост. Отстреливаясь от венгров, он обнаружил, что пороховой канал уходит вверх и взорвать заряд дистанционно не получится. Тогда полковник стал искать разрыв в канале, нашел его, вынул изо рта сигару и зажег порох...
Повреждения были незначительны.
Через несколько недель началась следующая серия. Теперь отступали венгерские войска, и командующий ими генерал Дембинский тоже решил взорвать мост. Снова пришлось Адаму Кларку спасать свое детище. Но с революционным поляком оказалось проще, чем с добросовестными немцами. Ломать насосы не пришлось. Как гласит история, "Адам Кларк отговорил Дембинского".
В июле исход войны стал ясен, и австрийское командование приказало возобновить работы по достройке моста. И вот, 20 ноября 1849 мост официально открыт. С 21 ноября начали собирать пошлину:
по 1 крейцеру с пешехода,
2 крейцера с пешехода с поклажей,
3 крейцера за прогон коровы,
5 крейцеров за маленькую телегу,
10 крейцеров за телегу большую.
Жизнь стала налаживаться.
Славный шотландец Адам Кларк, главный инженер строительства, спас мост и довел работы до конца. За что получил обещанные 2000 золотых форинтов и благодарность венгерского народа. От предложенного венгерского дворянства он и старший производитель работ Джеймс Тиздейл (James Teasdale) отказались, заявив, что шотландское дворянство самое почетное, и потому шотландцы не принимают иностранного.
Была и ещё одна своеобразная награда. Как известно, венгры всегда пишут имя и фамилию в обратном порядке (имя после фамилии). Английские и прочие - в обычном. Имя и фамилию Адама Кларка, т.е. Adam Clark венгры написали на табличке по-венгерски "задом наперед" - Clark Ádám. Что является высочайшей честью. То что называется "признали своим":)
Иго имя носит площадь у моста со стороны Буды.
Ещё одной фишкой моста являются львы, поставленные в 1852 архитектором Яношем Маршалко (Marschalko János).
Ну, во-первых, они очень похожи на львов с Трафальгарской площади в Лондоне. Только размером меньше и поставлены на 15 лет раньше.
Но самая забавная особенность - отсутствие у львов языков. По преданию венгры сильно обиделись на скульптора. "У всех львы как львы, а у нас безъязыкие".
По этому поводу существует множество легенд. Как правило они заканчиваются печально. Якобы скульптор утопился от стыда. На самом деле всё закончилось хорошо - жил он долго, умер в 1877. Есть и хорошая легенда, согласно которой он просто сказал: "Лев не собака, чтобы со свешенным языком бегать".
В ходе второй мировой войны мост был взорван 18 января 1945 года. Мост Сечени и мост Эржебеты были последними мостами, взорванными, когда немецко-венгерские войска оставили Пешт.
В 1947 началось восстановление моста. И наконец он был вновь торжественно открыт ровно в день своего столетия, 20 ноября 1949 года.