К вопросу о преемственности обмундирования Красной Армии

Jun 05, 2013 18:08

Красноармейская форма 1918-1924 гг. всем хорошо известна. Шапка-«буденовка» (называемая официально «шлемом», хотя шлемом вовсе не является), характерные клапана-«разговоры» на груди. И хотя пик ношения такой формы приходится на период после Гражданской войны, эта форма прочно ассоциируется с «красными».
Однако, существует версия, что обмундирование «в традиционном русском стиле» было разработано ещё до революции. В качестве дизайнера называют известного художника Васнецова. Большевики только воспользовались либо готовыми эскизами, либо даже уже пошитой формой.

Некоторый свет проливает малоизвестная форма красного Генштаба.
Официально корпус Генштаба просуществовал в Красной Армии до 10 августа 1922 г., когда Троцкий приказом № 1904 отменил наименование «лица Генерального штаба», заменив его на «лица с высшим общим военным образованием». При этом навсегда исчезли особые внешние отличия генштабистов.
В период с 31 января 1922 по 26 сентября 1922 г. генштабистов отличали только петлицы и клапана черного бархата с красной окантовкой и белыми знаками различия по должности, а также «серп и молот» на петлицах.

А вот с августа-сентября 1920 по январь 1922 у красных генштабистов была особая форма. Подробнее про неё можно прочитать здесь.
Общее представление даёт эта иллюстрация:


Итак, форма включает в себя:
1. светло-зеленый полукафтан особого покроя (см. иллюстрацию и фото).
Надо заметить, что красноармейские пехотная и кавалерийская шинели с «разговорами», установленные приказом РВСР № 628 от 8 апреля 1919г. официально именовались кафтанами. Это также подтверждает версию о «преемственности с русскими традициями».
Верхняя одежда генштабистов является более короткой, чем шинель (кафтан). Потому - полукафтан.
Знаками различия на полукафтане служили сутажные шнуры на воротнике и обшлагах. Число серебряных шнуров соответствовало числу кубарей, а число золотых шнуров - числу ромбов на «обычной» форме.

2. Рубаха-гимнастерка малинового цвета. «Разговоры» на ней - черного бархата с алым кантом, что соответствует традиционному цвету русского Генштаба.
Малиновый цвет рубах как «русский народный» раньше применялся в лейб-гвардии Императорской Фамилии стрелковом батальоне, о чём я уже писал. Кстати, там же, в Императорской Фамилии стрелковом батальоне, можно обнаружить и характерный запашной полукафтан в стиле русского армяка. Этот глубокий запАх направо явно унаследовали и шинели образца 1919 г. и полукафтаны красных генштабистов.

3.  Алые полугалифе (шаровары) с желтыми кантами.

4. Алая фуражка с желтыми кантами.
Описание не говорит о применении островерхого шлема-«буденовки», но фото ниже наглядно демонстрирует пример ношения формы Генштаба с «буденовкой» (хотя, в данном случае, правильнее сказать «со шлемом-богатыркой»).
.
На этом фото - командир полка Военной Академии РККА на параде 1 мая 1921 г. На воротнике - 4 серебряных шнура, что соответствует 4 кубарям комполка. На груди - орден Красного Знамени с бантом.


Остался открытым вопрос, какие знаки различия были на малиновой рубахе. Ни одного фото нет. Были ли это знаки различия образца 1919 г. (которых художник не нарисовал)? Или что-то другое? Если ЗР 1919 г., то как они сочетались с черной звездой (черная звезда располагалась над красной или вместо красной?)
Также из воспоминаний М.П. Духанова следует, что форма дополнялась белым аксельбантом (традиционный признак генштабиста). Очевидно, его носили на малиновой рубахе, но таких фото нет.

Последнее фото - наглядный вид слушателей Военной Академии РККА на параде 7 ноября 1921 года:


Можно высказать гипотезу. Форма, скорее всего, была разработана до революции. «В русском народном стиле». После победы большевиков они частично использовали эти наработки в РККА. Так был использован «шлем-богатырка» (незаслуженно получивший название «буденовка»), а также характерный косой запАх на шинели (кафтане), который дополнялся «разговорами», напоминавшими элемент одежды русских стрельцов 17 века.
Однако, из экономических соображений шинель всё же делали из обычного шинельного сукна и более традиционного покроя. Также и рубаха-гимнастерка делалась из материала, аналогичного защитной гимнастерке обр. 1912 г.
А вот в форме красного Генерального штаба, скорее всего, реализовали именно все те наработки, которые предполагалось ввести в Русской армии.

военная форма, военное дело, хруст французской булки

Previous post Next post
Up