Totenkopf XIX века

Mar 13, 2013 18:48

Когда мы слышим слово Totenkopf, то первое, что приходит на ум, это нацисты, охраняющие концлагеря. В крайнем случае, одноименная дивизия СС.
На самом деле название Totenkopflegion (легион «Мертвая Голова») впервые появилось в 1848 году. Его носили немецкие добровольцы, воевавшие в 1848-49 годах на стороне Венгрии против австрийских войск и их союзников.
Они носили на шляпах эмблему «череп и кости» («Мёртвая голова»). Эмблема и название должны были символизировать готовность погибнуть в борьбе за Свободу и не сдаться. (И не сдавались. Так в результате неудачной битвы с румынскими повстанцами под Абрудбаньей 19 мая 1849 года 6-я немецкая рота, по румынским данным, погибла полностью, за исключением 6 человек, которые ранеными попали в плен к румынам. Конечно, румыны могли и приврать. Но показателен сам факт, что даже противник отмечает отчаянную храбрость воинов с «Мертвой головой» на головных уборах).

Сам по себе символ «Мёртвая голова» использовался и раньше. Например, прославленные Черные Гусары прусского короля с 1740 года. Но собственно название Totenkopf для обозначения войсковых частей впервые появляется в 1848.

Петер Гирон (Peter Giron)(1798-1849), командир легиона Totenkopf:


Историческая справка:

1848 год был годом национальных революций по всей Европе. Это явление, получившее название «Весна Народов», была связано с бурным формированием современных наций взамен прежних феодальных обществ.
До Австрии революционная волна докатилась 13 марта, когда вспыхнула революция в Вене (поводом послужил расстрел демонстрации, требовавшей отставки премьер-министра). 15 марта революция одержала временную победу. Правительство ушло в отставку. Император объявил об отмене цензуры и о начале подготовки демократической конституции.

В тот же день, 15 марта, вспыхнула революция в Венгрии. Венгры требовали, помимо демократических реформ, восстановления суверенитета Венгрии, нарушенного в 1804 при создании Австрийской империи.  Австрийское правительство применило против Венгрии тот самый метод, который начнёт применять СССР против Украины, Грузии и Молдавии в 1990 году (ничего не меняется за полтора столетия!). Делая вид, что оно согласно удовлетворить требования венгров, одновременно начало поддерживать хорватов, сербов и румын, которые стали бороться за независимость от Венгрии. Дескать: «Вы хотите быть независимыми? Пожалуйста! Но ведь тогда и хорваты имеют право на независимость, не так ли?;)»
В Хорватии был избран баном (правителем)  Елачич. В то же время вокруг монарха тоже боролись разные группировки. Сначала бана Елачича объявили в Вене мятежником. Также мятежниками считались и сербы, объявившие независимость Воеводины. Поначалу венгерские и австрийские войска боролись против них совместно. Но «другой рукой» правительство обнадеживало Елачича.

В сентябре 1848 Елачич с хорватскими войсками начал наступление на Венгрию. Венгры одержали победу под  Пакоздом. Елачич отступил в Австрию.
3 октября австрийское правительство внезапно потребовало распустить венгерское Госсобрание и… назначило Елачича наместником Венгрии (понятно, что последнее требование было неприемлемо для венгров. Компромисс стал невозможен. Т.е. венское правительство спровоцировало открытую войну против Венгрии).

Венгров поддержали немецкие жители Вены. 6 октября 1848 они разобрали рельсы, чтобы помешать отправке эшелонов с войсками против Венгрии. Попытка силой восстановить движение привела к очередному восстанию. Разъяренная толпа повесила на фонаре военного министра. Императорский двор бежал в относительно спокойную Моравию.
Тут начались колебания среди венгров. Венгерские консерваторы не хотели пересекать границу Австрии и идти на Вену, так как «хотели остаться в правовом поле». Они не понимали, что их уже объявили мятежниками, а результат будет определяться не «соблюдением правового поля», а тем, кто одержит победу в войне.
Наконец революционер Лайош Кошут, с его огромной энергией, лично заставил венгерских генералов идти на Вену. Но было уже поздно. Армии Елачича и Виндишгреца объединились и смогли отразить наступление венгров. Которые потерпели поражение при Швехате и отступили обратно в Венгрию.

Одновременно происходила осада Вены. Осада велась по всем правилам две недели. Город подвергался артобстрелу. И, на следующий день после битвы при Швехате, 31 октября императорские войска ворвались в Вену. Войска, набранные в основном из славян, вели себя в столице, как во вражеском городе. Дома грабили, женщин насиловали, пойманных «повстанцев» убивали.

Многие из бойцов Национальной гвардии и Студенческого легиона, кто смог выжить в бойне, отправились в Венгрию. Впрочем, немцы в венгерских войсках появились раньше.
Уже 14 сентября 586 немцев прибыли в Пешт и вступили в Свободный отряд имени Зриньи. 25 сентября к венграм прибились ещё 160 студентов из Вены. Они участвовали в битве при Швехате.
Кроме того, прибывали и немцы из других регионов. Были даже горные егеря из Тироля.
Часть немцев распределили по венгерским частям. А в составе легиона «Мертвая голова» удалось сформировать 3 батальона.

Немцы воевали на всех фронтах: против имперских войск, против румынских повстанцев, против россиян (русский царь Николай I послал армию Паскевича на помощь «племяннику»).

Форма иностранных добровольцев, сражавшихся на стороне Венгрии в 1848-49. Соответственно: немец, поляк и тирольский егерь. У немца на шляпе "Мёртвая голова":


После Второй мировой войны эмблема «Мёртвая голова» и само слово «Totenkopf» стали вызывать неприятные ассоциации. Потому их с тех пор стараются не упоминать.
Так в фильме «Сыновья человека с каменным сердцем» (надеюсь, вы его смотрели;)), снятом в Венгрии в 1965 году, «отряд венских студентов» носит черно-красно-желтые повязки (как на современном флаге Германии), а никаких черепов нет.
Но, если мы откроем исходную книгу Мора Иокаи, по которой снят фильм, то прочитаем следующее:
«- А, погонщик волов?
- Так точно.
- Ну, и чем вам насолили немцы?
- Здесь, видите ли, околачивается дружина немецких школяров. Из Вены, что ли, сбежали сюда, сучьи дети! На шляпах у них изображен череп, и называют они себя легионом «Мертвая голова».
- В чем же тут беда?
- А вот в чем! Целый день я их в глаза не вижу, но приходит вечер, и они тут как тут. Устраиваются на привал непременно там, где я располагаюсь со своим стадом. Им отлично известно, что здесь всегда найдется солома, вот они первыми на ней и устраиваются.
- Не вижу в этом пока ничего дурного.
- Так ведь они горланят всю ночь напролет! Голодны ли, жажда ли их мучит - знай себе песни распевают. Другой на их месте чертыхался бы, а они поют. К тому же и солому приминают, а мне ею утром волов кормить.
Эден решил поговорить с этим человеком по душам.
- Видишь ли, друг… К лицу ли нам жалеть солому для этих иноземных парней? Ведь они приехали за тридевять земель, чтобы пролить свою кровь за свободу нашей родины!
- Эх! Ни к чему нам вся эта компания без роду без племени! - все больше распалялся бывший вербовщик. - Со своими противниками и сами справимся. Случалось мне участвовать в потасовках почище нынешней, к примеру, когда переизбирали Папсаса. Следовало бы вам тогда на меня поглядеть! Я один, без чьей либо помощи, разогнал тысячу супостатов. Они девять дыр пробили в моей башке, до сих пор еще следы остались. Уж я-то сумел бы показать, как нужно разделываться с вражеской конницей. Стоит мне размахнуться вот этой хлопушкой с проволочным  концом, и я выбью им всем подряд глаза. Зачем только затесалась к нам вся эта немчура да поляки? Не поганьте ими, ради бога, наше войско, ваше высокоблагородие, господин верховный комиссар!
Но тут уже не вытерпел вошедший в раж Зебулон:
- Вон отсюда, висельник! Убирайся, пропойца, или я запущу в твою башку чернильницей! Коли ты явился от лица воловьего стада, толковать тебе со мной не о чем. Ишь вздумал тут лясы точить! Марш отсюда!»
(Прим.: кстати, наглядная демонстрация того, что чем меньше от человека пользы в бою, тем больше он «патриот»;)))

И ещё из той же книги:
«…Неожиданно, откуда ни возьмись к ним подоспела помощь. Из-за тянувшейся вдоль обочины большака живой изгороди акаций в несшийся прямо на смельчаков конный отряд ударил залп такой силы, что ряды кавалеристов дрогнули, смешались, и австрийцы в беспорядке галопом понеслись назад. Вся дорога была усеяна убитыми и ранеными.
Внезапно с криком «ура» из-за изгороди выскочил спрятавшийся там отряд. Это был легион «Мертвая голова». Его предводитель, долговязый Маусман, крикнул Эдену, размахивая шляпой:
- Ура, наш славный покровитель! Вот это и есть баррикадная тактика!
В знак привета Эден крепко пожал руку весельчаку студенту. Маусман всегда величал его  покровителем, так как Эден неизменно заботился о том, чтобы революционные студенты-добровольцы из Вены своевременно получали довольствие в армейском интендантстве и чтобы венгерские солдаты дружили с ними.

И студенты-добровольцы были достойны этой дружбы. Все как один закаленные в огне сражений, юноши никогда не унывали и в любую минуту готовы были ринуться в бой. Они не побоялись бы самого дьявола, как не боялись пресловутой вражеской ракеты. А противников своих знали отлично по многочисленным ратным встречам. В грозный час битвы сотня таких ребят - неоценимое сокровище. Вместе с волонтерами, которых сумел образумить и остановить Эден, у него теперь составился отряд человек в двести. Отряд немногочисленный, что и говорить, зато храбрый.

После того как убийственный залп легионеров-добровольцев обратил в бегство австрийскую кавалерию, враг, видя, что остатки венгерского войска сосредоточиваются на большаке, привел в действие свою ракетную батарею, которая и обстреляла героев.
Но добровольцев не так легко было запутать; они не дрогнули перед смертоносными игрушками.
- Ах, вот оно что?… Это же старые знакомые! - острил по поводу ракет Маусман. - В праздник сбора винограда я вдоволь нагляделся на такие забавные штучки. Каждый филистер норовит запустить подобную хлопушку. Смотрите, как они врезаются в землю! У этой все рыльце песочком забилось, У той - совсем дело не вытанцевалось. А третья, гляньте, куда угодила! Зато у четвертой наверняка выгорит.
Ракета, визжа и шипя, в самом деле шлепнулась о землю вблизи отряда. Маусман подскочил к ней и, невзирая на то, что она зловеще сыпала искрами, схватил ее и отшвырнул в придорожную канаву. А когда ракета с оглушительным треском лопнула, смельчак насмешливо крикнул:
- Тебе тут делать нечего!
Венгерские новобранцы весело смеялись, глядя на это единоборство.
Да, да, именно смеялись!
И с этой минуты они стали героями: они впервые посмеялись над смертью. Впервые поняли, что смерть всего лишь комедиант, актер, который доводит до слез и устрашает своими гримасами и зловещим ликом галерку, но побаивается отважного критика и обходит его стороной.

Враг вскоре убедился, что его ракеты не производят больше никакого впечатления. И снова бросил в атаку против стойко державшегося отряда конницу. Теперь в авангарде атакующих несся вскачь эскадрон тяжелой кавалерии.
Маленький отряд перегруппировался и, образовав три цепи, занял всю шоссейную дорогу, спокойно выжидая приближения всадников.
А Маусман между тем затянул шуточную песню…

…Но ведь шуточная песня венских студентов состоит из множества куплетов, самым подробным образом повествующих о злоключениях незадачливого шутника.
И сколько было исполнено куплетов, столько же бешеных атак вражеской конницы отразил отряд храбрецов. Надо признаться, он выдержал испытание с честью.
Даже когда дело дошло до рукопашной схватки, когда в ход были пущены штыки и приклады, легион «Мертвая голова» бился лихо, с молодецкой отвагой. Получивший легкую рану молча перевязывал ее. Смертельно раненного товарищи клали на ружья и с громким возгласом: «Да здравствует свобода!» - относили в сторонку. И на всем пространстве большака, во всю его длину, каплями крови был отмечен каждый их шаг по венгерской земле, которую они защищали».

PS: Надеюсь, я внёс вклад в сохранение памяти об этих героях. Они её заслужили.

1848-49, венгерская история

Previous post Next post
Up