Юг России в Беларуси

Aug 28, 2013 00:20


Длительное время этот уникальный регион представлял интерес, и, наконец, этот интерес перешел к тому состоянию, когда нужно действовать. Решил выкроить время и, впервые, на третьем десятке, посетить, наконец, Белоруссию.

Вот... Белоруссию. Это первое методологическое заблуждение, в котором я пребывал последние сознательные 20 лет, и которое сразу открылось после пересечения границы. Слово "Белоруссия" - в самой Беларуси никем не применяется, и является собственным сочинением современного русского языка. Сами жители называют свой край Беларусь, что является, и вовсе без тени какого-то национализма или русофобии, самым настоящим, правильным самоназванием.

Таможенный контроль-чисто формальный, показался проще, чем при пересечении российской границы. Первый раз украинские пограничники представились очень приятными и вежливыми, поначалу спутал их с белорусскими.

Пересечение границы и первый крупный город в Беларуси - Гомель. Поезд стоит более двадцати минут, решил выйти и прогуляться метров на 300 от вокзала. Первые же шаги по первому белорусскому городу не оставили и тени сомнения, что здесь все живут более обеспеченно и продуманно, чем в любом областном центре Украины аналогичного порядка. Первые впечатления от входения в белорусскую среду - стабильность, развитие, реконструкция, движение вперед. Я не фанат небольших городов, меня более привлекают мегаполисы, но Гомель сразу подкупил свое успешностью, и я поймал себя на мысли, что, пожалуй, впервые в жизни я вижу 300-тысячный город, который по настоящему заинтересовал меня. В следующий раз обязательно надо будет сюда приехать и посмотреть город детальнее.


Минск. Первая задача - поменять деньи и купить билеты для дальнейшего движения. Опыт подсказывает, что для размена денег надо отойти подальше от вокзала в непредсказуемом направлении, что и было сделано. Быстрый приход на площу Незалежнасці, там всего один банк Idea. В кассу стоит очередь из платящих за коммунальные услуги, в том числе в жилетах ремавтодора, приходится выстоять солидную очередь. Гривны не предлагаются (как оказалось позже в некоторых обменниках их принимают, например, в ГУМе, ЦУМе и на Комаровском рынке), на кону в размене доллары, евро и рубли. Посчитал калькулятором, признал курс евро наиболее выгодным. Один евро меняется на 11890 рублей, разменял сотню, теперь я  миллионер! В кассе обрадовались моей куче мелких купюр евро (их явно не хватало). Размен валюты свободный, паспорт не требуют. Весьма удивительно, на фоне того, что интернет, например, предоставляется сугубо по паспортам.



Визит в "Чыгуначныя касы" (кассы продажи ж/д билетов). Удивило отсутствие терминалов для просмотра наличия свободных мест. а также отсутствие открытых точек wi-fi, которые неизменно помогают определиться с поездом, например, на Курском вокзале и т.п. Благо, была распечатка с tutu.ru с названиями подходящих поездов с наличием мест двухдневной давности. Пять человек в очереди, окошко, Спрашиваю билеты на Брест на сегодня - ответ: билетов нет. Спрашиваю на Пинск - тоже нет. Легкий шок. Причем, мне показалось, что кассирша даже не посмотрела наличие, а сразу выдала отказ. Отказ был настолько убедительным, что я даже не успел спросить альтернативные варианты. Ну, думаю, приехал.

Путь на автовокзал, он здесь рядом, ночных автобусов, естественно нет. Кэп начал подсказывать, что в ж/д кассах произошло какое-то недоразумение, и надо вернуться переспросить. Не может быть, что вся Беларусь в пятницу вечером не может выехать из Минска. По пути зашел в салон МТС, купил местную симку. В распечатке тарифы в долларах, русских и белорусских рублях. Мобильная связь дешевая, за 10 тыс белорусских рублей (менее 1 евро) можно купить симку и обзвонить весь Минск. Симки по паспортам, как и в России. Но я уверен, что регистрация чисто номинальная. А вот как пополнять счет-я  так и не узнал, это осталось загадкой. Терминалов нет, карт пополнения нет, продавщица в салоне тоже не знает (!). Благо, чтобы сделать пару нужных звонков, хватило того, что было на счету изначально.

Возврат в ж/д кассы, к другой кассирше, аналогичный вопрос. Вот странно, теперь билеты есть, едь не хочу! Купил все что необходимо. Билеты на внутреннюю "чыгунку" фантастически дешевые, от Минска до Бреста и Бреста до Пинска - плацкарт всего 30 тыс белорусских рублей (менее 25 грн). Фактически, 4 билета стоят как один аналогичный по длине пути в России (от Белгорода до Орла). Одновременно с тем, нереально дорогие автобусы. Переезд на микроавтобусе от Бреста до Пинска стоит как два билета на жд от Минска до Бреста (вдвое дальше по расстоянию).



Выход в город. Минск сильно пострадал в войну, это чувствуется, большинство зданий - послевоенные. Настоящий заповедник сталинского конструктивизма. Никакого модерна в городе нет, что резко отличает его от Харькова. Очень широкие проспекты, явно послевоенной проектировки. С таким размахом городу пробки долгое время не грозят, хотя машин немало.



Кстати о машинах. Здесь все автомобили иностранного производства, преобладают немецкие - ауди, фольксваген, мерседес, большое количество "японцев" и ситроенов, очень много внедорожников. По автомобилям видна зажиточность горожан. Многократно созерцаемая картина: бывает, идет какой-то совершенно невзрачный 18-летний парень, или неприметный мужчина.. садится в салон своего внедорожника, и уезжает. Российский автопром в городе отсутствует напрочь. Единственные операторы приор, десяток и бобиков - это беларуская міліцыя. Но и они, кроме прочего, неплохо укомплектованы шкодами и тойотами.

У белорусской милиции очень неплохая и внушительная форма, лихо закрученные фуражки. Даже по внешнему виду убедительно просматривается - кто-кто, а эти порядок удержат.



Монополия автобусов и троллейбусов МАЗ на улицах города. Общественный транспорт очень развитый, современный и.. одинаковый.

Первые покупки. Категорически неудобно расчитываться белорусскими рублями. Во-первых, куча макулатуры, во-вторых, сложно отобрать реально стоящие купюры от ничего не стоящих (бывает, достанешь увесистую пачку, пересчитаешь, а там какие-то 20 тысяч в сумме, тольком ничего не стоящих), в-третьих - глаза рябят от нулей. Реальная картина: продавщица  (дело к вечеру) закрыла киоск и без всякой охраны несет по городу стопку денег толщиной в 10 см.

Товары хорошие, очень много белорусских товаров. После всей этой китайской шелухи, которой завалили рынки и магазины Харькова, особенно приятен белорусский трикотаж. Поддержал белорусского производителя, остался доволен. ЦУМ, ГУМ, очень съедобная еда, сделана явно для людей и из того, что обычно люди едят, а не того, на чем экспериментируют с экономией материалов, как в Германии.

Минские цены несколько дороже харьковских, но зарплаты несколько выше, также гораздо выше пенсии (нижний порог 1,5 млн руб (1300 грн), верхний не обсуждается). В регионах цены ниже. Средние зарплаты 4-5 млн руб. (380-470 евро). Не сказать, что это грандиозные величины, но за чертой бедности в Беларуси явно не присутствует более 10% населения. А вот нечто, похожее на средний класс, составляет уверенное конституционное большинство. В городе не просматривается отрыва малообеспеченных слоев населения от чрезмерно богатых, вероятно, этот разброс невелик. Фронтирующих мажоров в городе практически не замечено, вероятно, это здесь не модно.

Осмотр достопримечательностей. Интуитивно иду по городу, как оказалось потом, выбрал наиболее оптимальный маршрут и посмотрел реально все наиболее интересное. Площадь независимости, Пищаловский замок, улица Интернациональная, Малый гостинный двор, Палац Республики, Свято-Духов собор, Троицкое предместье, набережная Свислочи, памятник афганцам. Потом поворот к оперному театру, выход к новому рукаву Свислочи и к стелле Победы. Все чисто, ухоженно. Очень мало истории в городе. Но много экономики и социальной сферы. Она здесь творит новейшую историю Беларуси.











В городе нет бомжей и пьяных. Это резко отличает его от, например, Питера. Да и вообще отличает его от всех виденных ранее мест.

На лицах минчан просматривается стабильность, уверенность и осмысленность. Этого не хватает на Юге, где лица часто искаженные, перекошенные, зачастую просто затуманеные и безумные. При этом город не такой беспокойный и пережженный, как Москва и Питер. Не заметно особой спешки.

Я уверен, что в городе почти не происходит ДТП: и водители, и пешеходы очень дисциплинированные. Ночью ходить по городу не страшно, до четырех часов включительно, уверен, что преступность минимальная.

Неплохие станции метро построены в торцах двух линий минского метрополитена. Петровщина, Грушавка, Уручье. На новых станциях предусмотрены лифты для инвалидов. На всех станциях дежурит охранник, вероятно, это нововведение появилось после теракта в минском метро.

Белорусский язык в Минске можно встретить только на надписях. Весь город живет по-русски, думает по-русски, делает всё по-русски, в лучшем смысле этого слова. Даже в метро, объявления станций приятным мужским голосом осуществляется по белорусски, но важные сообщения наподобие "остерегайтесь карманных краж", "о подозрительных вещах сообщайте машинисту"- производятся на русском. Белорусский язык настолько органично вписывается в остальную часть культурно-языкового пространства, задает общий фон, что, в отличие от искусственно насаждаемого украинского на Украине, вовсе не вызывает никаких отторжений, а наоборот, очень удачно вписывается в общий контекст самобытной культуры этого западнорусского края. Его хочется изучить, хотя он и так преимущественно понятен выходцу с Юга. Это диалект русского, возможно, наиболее близкий к древнерусскому языку.

Вся Беларусь живет по-русски, это касается и западных Бреста, и Пинска, и всего остального увиденного и услышанного. Фактически осталось впечатление, что это еще один территориально-географический регион России, один из наиболее русских и один из наиболее развитых.

Не могу сказать, что видел "фасад" страны и столицы. Специально выбирал самые забытые места и закоулки, ездил в глубинку" (если её можно так назвать,фактически это развитая инфраструктура), смотрел малые города. Беларусы ничего не украшают, ни перед кем ничего не покзывают. Они реально живут хорошо, и в советах и "помощи" со стороны- не нуждаются. Это при том, что край не самый богатый по части ресурсов, куда беднее той же Украины. Тем не менее, очевидно богаче духом, замыслами и проделанной работой.

Передовики производства, получающие на 2 млн больше остальных работников, свои товары, своя промышленность, "2-я категория наценки" в заведениях, 10 вакансий на одного безработного. Минск взял лучшее из союза, но нельзя назвать сегодняшний Минск "состарившейся советской властью". Город явно шагнул далеко вперед, и не представляет собой практически ничего "советского". Это уже реально другая эпоха, другие ориентиры, другие перспективы. И население это уже явно не советское. Они далеко впереди, движутся в правильном направлении, не тратят силы и время на "пар в свисток", как это делают безумные "политически озабоченные" жертвы украинского шабаша-дерибана на Юге. Когда-нибудь, наиболее уставшие от всего этого маразма махнут рукой на своих горе-поводырей, и придут у них учиться, как надо жить, работать, как вообще выглядит реалистичная жизнь. А выглядит она совершенно по-другому, чем её представляют искаженные поколения гордо задравшей свой оголенный хвост "великой", "самостийной", "спивучей", "квитучей" независимой дэржавы на Юге, до сих пор продолжающей бессмысленно и беспощадно рваться в направлении, прямо противоположном тому благодатному вектору, в который её поставили реалии современного мира.

Знакомство с Беларусью вызвало не одну тонну очередных лучей ненависти к заблудшей и запутавшейся в паутине собственной геополитической бесполезности, выпавшей из общего контекста ЕвразЭС Украине. Сама же Беларусь приятно и предсказуемо порадовала, все расказанное и услышанное о ней представляет собой реальную правду. Ставлю Беларуси твердую пятерку. Сюда хочется приехать еще не раз, и зарисовать детальнее профиль одного из наиболее успешных русских регионов, уверенно пославший полесским лесом всех своих западных доброжелателей, и сохранивший нетронутыми восточнославянские форпосты в период наиболее сложный и ответственный.

Минск, Беларусь

Previous post
Up