Баба Шура «Правда была, да упала».

Mar 28, 2013 10:06

Так когда-то говорил бабе Шуре ее отец. Но она не позволяет правде «упасть». Говорит: «ты смотри, имей в виду, что я ведь правду буду говорить. И про евреев тоже». Я пугаюсь. Но не того, о чем думает баба Шура. Оказывается, мы друг друга понимаем: «мы ведь все евреи, раз Христос был еврей, и Адам и Ева - тоже».
Бабе Шуре 91 год. Последние 8 лет она живет в доме престарелых, изредка к ней приезжают внуки, живут все очень далеко. Любимая внучка - переводчица в Абиджане. 8 лет назад умерла от рака старшая дочь бабы Шуры, которая с ней жила, так она и оказалась в «La pepiniere». Туда меня вчера привез отец Андре, французский православный священник. С ним она общается по-французски, но скучает по русскому. Общается скорее как с другом, с человеком, который умеет ее внимательно слушать, ведь сама баба Шура - баптистка. Вчера она то говорила по-французски, то рассказывала мне по-русски, а потом сама же переводила для о.Андрэ. Истории о немецком лагере рассказывала по-немецки, тут уже я - пас.
Родилась она в Сибири. В ее роду - и немцы, и казаки, и евреи-портные, и русские, и армяне, и сибирские шаманы. И о всех она знает и помнит, и много может рассказать. Деду казаку Александр III дал за какие-то заслуги землю в Сибири. Зверьем богатую. Каким-то особым беличьим мехом торговали, мясом. Кроличье мясо только собакам скармливали, так богато жили (это, видимо, кивок в сторону французов, у которых кролики - деликатес, потому что рассказывала она это с особым презрением, хитро поглядывая на француза - отца Андрэ). В Сибири баба Шура успела закончить 3 класса школы. Потом семья оказалась в Донбассе, на шахтах. Как это случилось - я еще не знаю, все впереди. Потому что когда я ответила бабе Шуре на вопрос, чем занимаюсь (пишу диссертацию), баба Шура, с таким сложным словом незнакомая, решила, что я - писательница. «Ну так напиши обо мне книгу, мне есть от чем рассказать!» - сказала она. В следующий, дай Бог, буду с микрофоном.
С большим теплом баба Шура рассказывает о Джанкое, где она оказалась, если я правильно ее поняла, во время Голодомора. Она говорила: «еду как-то в Джанкой, со мной - журналист из Киева, он говорит: «это же не город, а татарское болото!», а я тааак разозлилась, там, говорю, дыни больше твоей головы, а арбузы - больше моего пуза!».
«Когда голод был, мы все бандитами были, воровали... но только у государства! У нас такие палки с крюками были, мы ими арбуза и дыни с товарняков ловили! А еще - машины такие были, американские, большие, с люком внутри - в них яблоки возили. Остановится такая машина, самый мелкий из нас под нее - юрк - люк приоткроет, чуть-чуть, чтобы водитель не заметил. Отъедет машина - а из нее яблоки так и летят! ».
Потом баба Шура рассказывала о войне. О Сталинградской битве. «Хитростью все побеждали, хитростью. Вот киргизские пастушки, мальчишки. У них орлы были дрессированные. И большое стадо овец. Они ходили к немцам торговать овечьим молоком и бараниной... Партизаны знали, что на самом деле, не желают они немцам добра. Вот как-то пошли к немцам киргизские ребята, набили все карманы песком. Пришли, шумно торгуются, отвлекают, а самые юркие в это время в баки с бензином, в танки, чуть ли не в самолеты - песок засыпают. А потом орла к партизанам отправили, мол, готово, дело сделано. Партизаны окружили тот полк - а у них танки - не едут! Кто не погиб, тот к партизанам в плен попал. А ведь киргизы эти - дети совсем, все хитростью взяли».
Для иллюстрации, баба Шура, неожиданно сильным и уверенным голосом (говорит она сипло) поет казачью песню о том, как казачка вместе с другом воевала и хитростью побеждала. Надеюсь, в другой раз запишу.
Не знаю, можно ли верить следующему странному рассказу бабы Шуры, который, кажется, нарушает законы термодинамики... Как известно, донбасские шахты были затоплены. Баба Шура рассказала, что немцы не знали, как эти шахты, на самом деле, глубоки. Затопили только верхние ярусы, на самую глубину вода не попала, там прятались партизаны, там был тайный военный госпиталь, там хранились боеприпасы...
Во время войны баба Шура попала в немецкий плен, а из него, понятное дело, в гулаг. Там же, в качестве немецкого военнопленного, оказался ее будущий муж, француз из Лотарингии, которого, вместе с другими такими же ребятами с востока Франции, заставили воевать на стороне немцев. Они полюбили друг друга и после войны им разрешили вместе уехать во Францию. Более того - баба Шура, вместе с мужем, несколько раз приезжала навещать родственников в СССР. «Сидим мы все в саду за столом, виноград вьется, вино пьем, тетя Дора хохотать начинает. Она такая же как я была, веселая. Я спрашиваю: «тетя Дора, чего смеешься?». А она: «Да вот были мы всегда - армяне, евреи, казаки, немцы, сибиряки, только француза нам не хватало... а ты, Шурка, и француза привезла!».
Previous post Next post
Up