Еще раз о них (борцоки-2)

Sep 12, 2012 13:19





Итак, немного калмыцкого языка и истории вопроса.
Формы борцоков могут быть различными, и таких вариаций гораздо больше, чем самих рецептов приготовления этого мучного изделия. Каждая из них имеет символическое, подчас очень глубокое сакральное значение.
К примеру, обязательным на праздники калмыки считали изготовление борцоков в виде солнца. Это крупные лепешки, называющиеся в одних этнических группах “хавтха”, в других - “целвг” (”лепешка”). Правда, надо признать, что формы “хавтха” и “целвг”также несколько отличаются. “Хавтха” - это цельная лепешка с защипами по краям или с четырьмя отверстиями в центре, а у борцока “целвг” фая ровные, по их окружнос­ти радиально расположены несколько отверстий. Поэт Санджи Каляев сравнивал форму “целвг” с формой круглого озера. Для калмыцкого народа, подолгу кочевавшего в засушливых местностях, вода являлась настоящим сокровищем. Встретив по пути озерцо, наши предки радовались и благодарили бурханов, ведь в источнике, пусть даже небольшом, можно напоить скот и лошадей, а также пополнить запасы воды, оскудевшие за время долгого пути.
К слову, символом дороги является борцок “джола” (”вожжи”), выполненный из тонкой полоски теста, скрученной в косичку - по виду “джола” напоминает длинную веревку, которая пристегивается к лошадиным удилам. “Джола” преподносят гостям или хозяевам дома в знак пожелания белой дороги, удачного возвращения из дальней поездки и жизни столь же длинной, как поводья в упряжке.
Название борцока “мендин белг” (”приветственный подарок”) говорит само за себя. Он предназначен специально для того, чтобы подарить его гостю. Обычно такие борцоки пекут к празднику Цаган Сар, чтобы обменяться с близкими и друзьями или же преподносят сватам в знак объединения двух семей. Рассказывая о значении “мендин белг”, Санджи Каляев приводил одну-единственную пословицу: “У нас с тобой две головы, но дух наш един”, - и все сразу становилось понятно. “Мендин белг” - словно связующая нить двух семей, нескольких поколений.
 Форма борцока “тоhш” (”бублик”) словно колесо сансары - круглая. Хотя на первый взгляд “тоhш” напоминает обычную баранку, но ее сакральный смысл куда глубже. Этот борцок символизирует бесконечность жизни, непрекращающееся повторение цикла “рождение-смерть-новое рождение”. Поэтому “ тоhш ” обязательно должны быть на праздничном столе в день калмыцкого Нового года - Зул. Немного другая вариация “ тоhш ” - это “овртя тоhш ” (”рогалик”). Калмыцкий рогалик напоминает коровью голову. Дарят его с пожеланием большого приплода крупного рогатого скота.
Почти таков же по значению и борцок “хуц” (”баран”), или “хуцин толhа” (”баранья голова”). Только “хуцин толhа” обозначал пожелание пополнения в овечьих отарах уважаемого хозяина или дорогого гостя. В какой-то степени “овртя тоhш” и “хуцин толha” отражали древний обряд жертвоприношения животными, заменяя реальную жертву ее изображением.
Аналогичную роль исполнял борцок “кит” (”толстая кишка лошади”), форма которого напоминала часть конских внутренностей, а именно - толстую кишку. Из этого органа калмычки готовили наивкуснейшее, жирное и очень питательное блюдо, которое долго оставалось горячим. А еще его ценность в том, что оно позволяло нашим предкам стойко переносить морозы, быстро согреваться и насыщаться.
Уважение к другим представителям фауны калмыцких степей выражают еще несколько “анималистических” форм борцоков. Среди них - “темян” (”верблюд”) и . “hалун” (”гусь”). Последний обычно пекут весной, когда птицы возвращаются с зимовки, принося с собой долгожданное тепло и пробуждение природы после утомительных холодов. Борцок “hалун” трудно спутать с другими - уж очень он напоминает птичью головку. Столь же легко узнаваем и “темян”: голова, два больших горба, хвостик - ни дать ни взять фигурка неутомимого корабля пустыни! Верблюд - это одно из самых уважаемых животных у кочевых народов, в том числе и у калмыков. Причем наши предки заметили, что верблюд обладает всеми признаками 12 животных, включенных в лунный календарь:

У верблюда лапы, как у барса. Губы с разрезами, как у зайца. Шея длинная, как у дракона. Глаза, как у змеи. Голову поднимает высоко, как лошадь. Безобидный, как овца. Горбы у него, как у обезьяны. Брюхо, как у курицы, выпуклое. Клыки, как у собаки. Хвост, как у свиньи. Уши, как у мыши. Туловище, как у коровы.

Итак, вы все еще удивляетесь, что борцок назвали в честь верблюда?

Хитросплетения борцока “мошкмр” и вправду напоминают еще одно национальное калмыцкое блюдо из вареных бараньих внутренностей, а “хорха” - крошечный кусочек жареного теста с немного закругленными краями - симпатичного жучка. “Хорха боорцг” - это напоминание о взаимосвязи всех живых организмов, о невозможности существования одного вида без другого. Маленький “хорха” - излюбленное лакомство детишек. Также малышей принято было угощать борцоками “чимкюр”, или “таслмр” (”рваный, оторванный”). Детям их давали обычно самые пожилые представители рода. Для приготовления “таслмр” от теста резкими движениями отрывали небольшие кусочки и двумя пальцами - большим и указательным - придавали нужную форму Овальные “таслмр” с приплюснутыми краями похожи на старинные монеты, вот и преподносят их в знак пожелания богатства и изобилия. К борцокам “таслмр” по традиции прилагались две монетки - красная и белая. Белая означала чистоту, а красная - красоту дальнейшей жизни одариваемого.
Поднося бурханам борцок “шовhр” (”остроконечный”), калмыки выражают готовность жить дружно, а также просьбу о защите от невзгод и врагов. “Шовhр” лепят в виде наконеч­ника копья, этот борцок - своего рода оберег, отгоняющий всевозможные угрозы. При изготовлении “шовhр” хозяйка обязательно тремя пальцами - указательным, средним и безымянным - делала в борцоке углубление, тем самым украшая его. А вот “тёёмда” (”веревочный узел”) - борцок в виде калмыцкого узла - принято хитро закручивать и завязывать. Распутать калмыцкий узел очень трудно - чем больше натягивается веревка, тем туже становится петля. “Тёёмда” символизирует стойкость, сопротивление невзгодам и крепость духа. Среди донских калмыков особенно любимым был вид борцоков “бурхн зала” (”божественная кисточка”), или “цацг” в виде кисточки, символизировавший лотос.
В торжественные дни из свежеприготовленных борцоков составляли наборы: “дееджи боорцг” (обычно первую порцию) - для подношения бурханам и подарочный “гep белг” - для вручения родным во время праздничных визитов. В первую очередь готовили “хавтха” и “целвг”. Готовя “гер белг”, на белую нить нанизывали по одному их виду, затем шел один “джола”, один “мошкмр”, три “moвhp“, один “кит”, шесть “овртя тоhш” и один “хуцин толhа”. Для взрослых жарили крупные борцоки, для детворы, соответственно, помельче. Конечно, в зависимости от принадлежности к субэтнической группе, наборы борцоков различалились.

история, Калмыкия

Previous post Next post
Up