Лениниана

Apr 27, 2015 21:13

Я полагаю так: нельзя понять причин украинского ленинопада, не постигнув сути советского культа Ленина. А это явление сложное, двойственное.

В качестве кого Ленин выступал (а зачастую выступает и до сих пор) в этом культе? С одной стороны он - революционер, освободитель и борец против самодержавия и имперства (причём в последнем пункте он заходил настолько далеко, что костерил поляка Дзержинского за великорусский шовинизм - а тот в ответ обвинял его в потворстве шовинизму польскому).

По моему скромному имху, культ революционера, не пришедшего к власти - вещь отчасти допустимая. Сколько вешали повсюду портреты подобных деятелей, от декабристов до Баумана? Вряд ли кого-то возмущали бы памятники Ленину в этом качестве.

Я даже дальше зайду. Возьмём, к примеру, революционера, к власти таки пришедшего - Джорджа Вашингтона (если он кого-либо по каким-то причинам не устраивает, то в мой пост вкралась опечатка: вместо "Джордж Вашингтон" следует читать "Симон Боливар"). Его-то культ процветает по сей день, его морда лица по-прежнему украшает купюры, и стольный град Вашингтон, в отличие от Ленинграда, пока не переименован. И ничего страшного, демократия не страдает и никто не протестует.

Но Ленин - не просто революционер. Он глава правительства, остававшийся на посту до смерти, да и потом не передавший власть обычным путём другому политику, а породивший верхушечную грызню.

В том и беда, что Ленин-премьер испохабил Ленина-революционера. Памятники ставят первому из них, что уже с самого начала, в 20-е годы, наложилось на русскую традицию царепоклонства. Власть священна по своей природе, и её обладатель не может быть обычным человеком. Он - выше этого, и каждый его поступок, любая мелочь его жизни имеет сакральное значение. Помните, небось, рассказы о детстве Ленина?

Тогда вы помните и то, что началось после его смерти. Однажды Владимир Владимировичтм Маяковский написал поэму "Владимир Ильич Ленин". Вначале-то поэт расшаркивается перед революционной традицией антивождизма:

Неужели
                    про Ленина тоже:
            "вождь
                   милостью божьей"?
            Если б
                   был он
                          царствен и божествен,
            я б
                от ярости
                          себя не поберег
            я бы
                 стал бы
                       в перекоре шествий,
            поклонениям
                         и толпам поперек.
            Я б
                нашел
                      слова
                            проклятья громоустого,
            и пока
                   растоптан
                             я
                            и выкрик мой,
            я бросал бы
                        в небо
                               богохульства,
            по Кремлю бы
                         бомбами
                                 метал:
                                        д_о_л_о_й!
Это, конечно, правильно. А дальше что?

Он
               в черепе
                        сотней губерний ворочал,
            людей
                  носил
                        до миллиардов полутора,
            Он
               взвешивал
                         мир
                             в течение ночи,
            а утром...

Это уже не просто "вождь милостью божьей" - это тупо божество. Во всяком случае, не человек. И кто вам после этого доктор?

Или взять для сравнения Твардовского - знакомого нам с детских лет "Ленина и печника". Там - что?

- Эй ты, кто там ходит лугом!
Кто велел топтать покос?!
Да с плеча на всю округу
И поехал, и понес.
Разошелся. А прохожий
Улыбнулся, кепку снял.
- Хорошо ругаться можешь!
Только это и сказал.
Постоял еще немного,
Дескать, что ж, прости, отец,
Мол, пойду другой дорогой...
Тут бы делу и конец.
Но печник - душа живая,
Знай меня, не лыком шит!
Припугнуть еще желая:
- Как фамилия? - кричит.
Тот вздохнул, пожал плечами,
Лысый, ростом невелик.
- Ленин,- просто отвечает.
- Ленин! - Тут и сел старик.
День за днем проходит лето,
Осень с хлебом на порог,
И никак про случай этот
Позабыть печник не мог.

А что, собственно, произошло? Кто-то поимел наглость топтать печников луг. Ленин это, Вася Пупкин или Петя Тютькин, дело десятое. Вроде бы уже произошла революция, которая всех в правах уравняла, так почему бы печнику не наорать на этого наглеца? А он приходит в ужас, узнав, что костерил на все лады не кого-нибудь, а самого советского царя. Ну и концовка стихотворения: печник и его жена ликуют... отчего? Оттого, что им за это ничего не было. Ура!

Вот почему нужно строго разграничивать двоих Лениных: революционера и вождя. И, кстати, так же строго следует разделять тексты, написанные товарищем Ульяновым до прихода к власти (только они и имеют ценность) и после (где политик готов пойти на что угодно, лишь бы оправдать этот самый захват власти и её удержание). Ленин и большевики после октября 1917 года управляли страной вовсе не в духе "Государства и революции".

Так вот, памятники, как я уже говорил, поставлены не революционеру Ленину, боровшемуся за освобождение народов, включая украинский, от гнёта царизма, а диктатору Ленину, который за шкирку притащил украинцев обратно в империю.

Так что дурного в уничтожении этих памятников?

мысль

Previous post Next post
Up