Где-то я уже видел это лицо...

Nov 17, 2016 11:44

Вчера, смотря по второму каналу израильского ТВ передачу про нашествие грузинских и украинских нелегалов в Израиль (запись передачи с русским переводом), заметил знакомое лицо. Где же я видел данного господина? Крайне неприятные воспоминания из прошлого, связанные с ним.





Потом вспомнил. Год 2008, 29 сентября, тель-авивский аэропорт Бен-Гурион. Я прилетел из Риги рейсом Air Baltic. иду на паспортный контроль, протягиваю паспорт. Девушка жмет на тайную кнопку и вскоре появляются двое полицейских. Я давно ждал подобного развития событий и даже удивлялся, почему это случилось именно в тот день, а не годом раньше. Уводят меня в комнаты для обысков. Обыскивают. Помню, вел себя исключительно вежливо, стараясь во всем помогать сотрудникам полиции. Они не успевают сказать "Снимите одежду!", как я уже стою перед ними в трусах и полной готовности снять и трусы тоже. Они мне говорят "Откройте рот", а я так яростно высовываю язык и мычу "А-а-а-а", что они аж на шаг отходят в сторону. И главное, не задаю никаких вопросов. Они, помню, несколько удивились. Обычно в такой ситуации люди качают права, впадают в истерику, требуют адвокатов и консулов. Они достают из моего рюкзака вещи и удивляются, почему там ничего нет кроме трусов, носок и туалетной бумаги. Отвечаю, что это специально, чтобы вам облегчить работу. Одним словом, идеальный задержанный.

После обыска кивают, мол, одевайтесь. Оделся. Потом ведут в комнату, где сидят сотрудники Шабака (КГБ) и начальник полиции аэропорта, тот самый, что на фотографии. Зовут его Амнон Шмуэли. Сегодня он руководит иммиграционной службой аэропорта, а в ту пору был начальником полиции и меня допрашивал.

Прежде чем будете читать дальше, подчеркну важный нюанс. По законам Израиля, граждане этой страны не должны посещать целый ряд арабских стран (Сирия, Ливан, Ирак), в противном случае до 5 лет тюрьмы. Но вот доказать факт поездки туда весьма сложно, тем более, если ездили вы по другому паспорту.

Пересказывать содержание почти 10 часового допроса не буду, это малоинтересно. Многократное повторение одинаковых вопросов, мои краткие и лаконичные ответы. Для общего понимания, как это выглядело дам вам несколько отрывков, помножьте их на 100 и будет вам представление о том, чем мы с ними занимались все десять часов:
- Вы были в Сирии?
- Вы утверждаете, что был.
- Нет, мы спрашиваем вас - вы были в Сирии?
- Кто, я?
- Еще раз: вы в Сирии были?
- В каком смысле?
- Вы знаете, что мы можем вас задержать на 48 часов?
- Нет, не знаю.
- Теперь знаете.
- Спасибо.
- Еще раз: вы были в Сирии?
- А 48 часов уже пошли?
- Нет, не пошли, вы еще не арестованы. Вы в Сирии были?
- А с какого момента я буду арестован?
- Вы отказываетесь с нами общаться?
- Нет!
- Тогда отвечайте на вопросы!
- А какой вопрос?
Или вот еще:
- Подпишите здесь.
- Да не здесь! Здесь я подписываю, следователь, а вы подписываете тут!
Или так:
- Это ваша статья? (протягивая распечатку из интернета) и вырезку из газеты.
- Нет, не моя.
- Но это же интервью с вами, тут ваше фото.
- Фото мое, а статья не моя.
- То есть вы отрицаете, что текст и фото ваши?
- Нет, не отрицаю.
- Но вы только что сказали, что статья не ваша.
- Статья не моя, поскольку исходя из закона РФ об авторских и смежных правах, размещенный в интернете текст...
- Причем тут авторские права, да еще и РФ? Мы с вами в Израиле находимся и вам задали простой вопрос - это ваша статья?
- Да нет же, это статья принадлежит правообладателю.
- Кому?
- Очевидно, что редакции газеты.
- Блять! (на иврите тоже есть подобное выражение). Конкретно вы, Александр (он тыкает в меня пальцем), конкретно вы, блядь, давали это интервью, или нет?
- Не совсем так.
- Что не совсем так?
- Я не могу претендовать на авторство этой статьи, поскольку ее автор - журналист этого издания.
- То есть вы отрицаете, что статья про вас?
- Я отрицаю авторские права и правообладание.
- Так чья же статья и про кого она?
- Исходя из закона РФ об авторских и смежных правах...
- Достаточно!
Намного интереснее была та часть бесед, которая касалась российского загранпаспорта. Точнее его отсутствия. Первый вопрос, который мне задали следователи, был как раз про российский паспорт. Я им честно ответил, что оставил его в почтовой ячейке на рижской почте. Интереснее было далее:
- А зачем вы оставили российский паспорт в Риге?
- Я опасался, что вы меня задержите и его найдете.
- У вас есть причины скрывать от нас российский паспорт?
- Да!
- Какие?
- Вы думаете, что в нем арабские печати и визы.
- А в нем арабские печати и визы?
- Это вы так думаете.
- Но вы скрываете от нас паспорт, значит они, печати, там есть?
- Не могу сказать с уверенностью.
- Вы не помните, ездили ли вы в арабские страны и есть ли их визы в паспорте?
- Чтобы вспомнить, мне надо посмотреть паспорт, а он в Риге.
- Вы намеренно нарушаете ход следствия, скрывая улики, это между прочим уголовная статья.
- Я ничего не нарушаю. Нет закона, обязывающего гражданина возить с собой в Израиль паспорт другого государства. Наоборот, на последней страничке вашего собственного паспорта написано дословно "гражданин Израиля обязан въезжать в Израиль по израильскому паспорту". Я в точности исполнил закон.
По большому счету, сотрудникам Шабака нечего было на сказанное возразить. Они несколько раз заходили с другой стороны, мол, мы же с вами друг-друга понимаем, вы ездили в арабские страны и просто не хотите чтобы у нас были формальные доказательства для привлечения вас к ответственности. На что я им отвечал, что ход их мысли интересен, но не понимаю чего они от меня хотят.
Потом меня отпустили. У них действительно нее было никаких формальных причин в чем-либо обвинить. Технически, Шабак вовсе не вправе кого-либо задерживать. Эту функцию выполняет полиция, которая здесь же, на подхвате. Достаточно свистнуть и полицейский начальник смены прибежит и подпишет арест на 48 часов.

Уголовное дело за... срыв выборов?!

Полиция всегда по уровню профессионализма отличалась от спецслужб в худшую сторону. Года два спустя выяснилось, что этот самый господин из передачи подписал мне в тот самый день 28 сентября 2008 уголовное дело. Думаю, что из банальной мести. Что можно "прилепить" человеку, на которого абсолютно ничего нет? Выдумали, что я сорвал какие-то выборы. Первая попавшаяся статья из уголовного кодекса. Может быть заведение на вас уголовного дела по любой статье дает полиции некие особые полномочия? Так, или иначе, но едва я узнал про заведенное дело - сразу же написал жалобу Госконтролеру с просьбой разобраться в инциденте. Спустя пару месяцев пришел ответ, что дело на меня закрыто в виду отсутствия "события преступления". За подписью того же Амнона Шмуэли, что на фотографии.

Еще вспомнилось, что на допросе они путали Латвию с Литвой. Просто штрих к портрету.

Previous post Next post
Up