Полтора года назад, путешествуя по Латинской Америке, и будучи в никарагуанском городке Леон, познакомился с необычными людьми. Целая община выходцев с Ближнего Востока: палестинцы-марониты из Вифлеема, христиане Газы, Южного Ливана, Ирака. Всего пара десятков семей, перебравшихся в Никарагуа в поисках лучшей жизни. Часть из них женилась на красавицах-никарагуанках, часть привезла свои семьи. Леон - старинный колониальный городок, где я планировал провести день по пути в Сальвадор, но мы так сдружились с этими ребятами, что решил задержаться дня на три. Дальше пойдет рассказ с фотографиями про Леон и про упомянутых людей.
Про арабов Никарагуа
Надо сказать, что в этой латиноамериканской стране относительно небольшая палестинская диаспора. Продолжительные войны и разруха не способствовали миграции, и большинство палестинцев покинувших Ближний Восток выбирали Чили (500 тысяч ), Гондурас (54 тысячи), Сальвадор (20 тысяч), Венесуэлу и Бразилию. В целом же в странах Северной и Южной Америки проживает на сегодня от 3 до 4 миллионов палестинцев и их потомков. Многие из них заняли самые высокие посты в целом ряде государств этого региона, например: Абдулла Букарам - бывший президент Эквадора, Антонио Саса - бывший президент Сальвадора, Жакобо Махлата - президент Доминиканской республики, Карлос Менем - бывший президент Аргентины, Саид Муса - бывший премьер-министр Белиза, Эдвард Саяга - премьер-министр Ямайки. И даже известная американо-мексиканская актриса, Сальма Хаек - дочь ливанского христианина и мексиканки испанского происхождения.
Подробнее о палестинцах и других арабах в мире можно почитать в очень полной статье на
Википедии, где дается большое число необходимых ссылок на официальные ресурсы.
В Никарагуа впервые палестинцы оказались сразу после Первой мировой войны, когда в страну прибыло 40 семей беженцев. Сейчас в Никарагуа порядка тысячи палестинцев по официальной информации, хотя по словам моих знакомых упомянутых выше - на самом деле их больше, ибо не все заявляют о себе как о палестинцах. Многие предпочитают скрывать свое происхождение, опасаясь всевозможных проблем.
Как известно, 3/4 всех арабских мигрантов с Ближнего Востока - христиане. Когда-то влиятельные христианские общины Ливана, Сирии и Израиля нынче пришли в полный упадок. Арабо-израильский конфликт и преследования со стороны радикальных исламистов в Ливане привели к тому, что за прошедшие 60 лет Ближний Восток покинуло половина всех ее христиан. И процесс исхода продолжается по сей день, что не может не огорчать.
Гуляя поздно вечером по Леону, я забрел в небольшой ресторан с неожиданным для этих места названием, называть которое не стану по понятным соображениям - читайте дальше и поймете почему. Оказалось, что заведением заведует ливанец-маронит, чью судьбу можно считать зеркалом Ближневосточного конфликта. Он, врач-дантист, имел свою клинику, но после того, как боевики палестинского Фатха убили его жену и ребенка, он в 1982 году командовал отрядом христианской милиции в Бейруте. Он был одним из тех, кто совершил весьма спорный карательный рейд по лагерям беженцев Сабра и Шатила. Позднее он покинул Ливан и перебрался на Кипр, прожив там почти 10 лет. Вернувшись назад в Бейрут, он снова воссоздал свою небольшую зубоврачебную клинику.
Но война пришла вновь. Последней каплей, переполнившей чашу его терпения, была недавняя война между Израилем и Ливаном летом 2006 года. Война не только лишила его клиентов, но и превратила в руины один из его офисов. Оставив все, он перебрался к своему брату в Никарагуа, где они и ведут совместный бизнес. Надо заметить, что в странах Латинской Америки существуют довольно крупные арабские общины (как правило, это арабы-христиане из Ливана), а в таких странах, как Сальвадор, Белиз и Эквадор, переселенцам из Ближнего Востока удалось занять даже президентские посты. Признаюсь, нам было о чем поговорить с этим парнем и его приятелями из Иордании, Египта и Сектора Газы. Все они попали в эту далекую страну не от хорошей жизни. Мы общались до самого утра, и выпили, наверное, довольно много мохито, закусывая традиционными арабскими лепешками (питой) и хумусом.
Собственно про городок Леон
Леон - это второй из двух наиболее красивых городов колониальной эпохи в Никарагуа. Первый, Гранада (что на берегу озера Никарагуа) - более известен туристам, поскольку удобно расположен на трассе из Коста-Рики в Манагуа с одной стороны, и на берегу известного озера с другой. С Леоном ситуация иная. Для многих это тупиковое направление, поскольку севернее Леона нет особенных достопримечательностей, а граница с Гондурасом расположена в полутора часах езды на северо-восток.
Отличительной особенностью всех никарагуанских городов является их 1-2 этажная застройка. Это объясняется высокой сейсмичностью региона и целым рядом разрушительных землетрясений, имевших место в ушедшем столетии. В Леоне великолепной сохранился большой исторический центр, полный кафедральных соборов 15-16 веков, дворцов некогда знатной испанской элиты, и красивых парков.
Кроме того, здесь есть ряд интересных памятников более поздних эпох. Например, заброшенная и мрачная крепость El Fortun, более ста лет служившая тюрьмой. Расположена она примерно в 3км к западу от центра, а добираться туда рекомендую на такси. И не только ради экономии времени, но и потому, что дорога туда пролегает через бедные трущобы, где одно только появление туриста вызывает не самый здоровый интерес. Нет, меня не пытались грабить, не пытались хватать за руки, или даже ходить за мной. Просто сотни и тысячи скучающих парней, валяющихся на завалинках, или просто стоящих в тени деревьев, с очень большим интересом разглядывают проходящих. Их голые торсы частенько разрисованы весьма агрессивными татуировками, а лица их не выражают ни малейшего дружелюбия.
Еще интересно посетить музей, основанный внутри стен бывшего следственного изолятора, где во времена правления Самосы держали сотни противников режима, большую часть из которых расстреливали. Музей простоват, содержится силами энтузиастов, но интересен любому, кто интересуется трагической историей этой страны -
Простые и в чем-то по детски наивные куклы, изображающие жизнь узников до ареста
...и после ареста
Стены камер разрисованы сюжетами на тему издевательств, пыток и казней -
Я остановился в небольшом отеле “America”, что в самом центре города. Это довольно спартанское заведение, расположенное в красивом старинном здании, имеющее замечательный холл с буйной растительностью, фонтан и множество кресел-качалок.
Комнаты большие, но удивительно мрачноватые с крохотными окошками, выходящими на шумную улицу. Это компенсируется собственными удобствами, чистой постелью и более, чем божеской ценой - 9 долларов.
Подборка героики
В Леоне великолепная настенная живопись эпохи гражданской войны, которой нельзя не любоваться. Здесь и Че Гевара из дружеской Кубы, и злодей Самоса, и гондурасские Контрас, и нелюбимый дядюшка Сэм, и герой Никарагуа - Сандино:
Латинская Америка, ты прекрасна!