Тысяча километров через спорные пограничные территории между Марокко и Алжиром

Mar 02, 2015 15:43

В моем личном списке самых интересных стран мира, Марокко вне всяких сомнений войдет в первую пятерку. Поразительное разнообразие ландшафтов, климатических зон, богатейшее культурное и историческое наследие и, что немаловажно - прекрасное соотношение цены к качеству. В наше кризисное время последний фактор играет весьма важную роль. В феврале 2015 я посетил Марокко в четвертый раз в жизни, причем прежде я побывал там совсем недавно, в сентябре 2014, приплыв на пароме из Гибралтара в Сеуту, перейдя границу пешком и уехав на автобусе в Танжер. До этого мне довелось побывать в Марокко в 2012 году, плотно изучив побережье от испанской колонии Мелилья до Касабланки и далее до Сафи, а еще очень кратенько заехал в Марокко в 2007, паромом из испанской Тарифы и покатался по крайнему северу страны. Очень много статей о Марокко вы найдете в этом блоге по тегу " Марокко". Сегодня же хотел рассказать просто о дороге. Без каких-либо конкретных достопримечательностей. На второй день путешествия нам пришлось поменять маршрут из-за непогоды и вместо пустынь и оазисов рвануть к морю. С утра мы выехали из небольшой гостинице вглубине каньона Дадес (Dades) и поздно вечером добрались до приморского Сиди-Ифни, о котором буквально вчера рассказывал в статье " Забытая война в Африке". Покрыли чуть менее тысячи километров на один день, но если вы думаете, что это была пыльная и утомительная поездка - ошибаетесь! Мы получали кайф от каждой минуты этого пути -





Вообще говоря, огромные "прогоны" во время автопутешествий - штука спорная. Многие справедливо скажут, что проехать полстраны за один день это значит не увидеть ничего и посетить страну для "галочки". Как мы знаем, главный ЖЖшный галочковед по странам это Илья Варламов, который умудряется десять стран посетить за пять дней. Меня все чаще сравнивают с ним и нет ничего более обидного. Неправда, я еще до такого надругательства над путешествиями не дошел. Форс-мажоры случаются, да, но это для меня не правило, а исключение.

Что же касается тысячи километров по Марокко за один день, то, повторюсь, во-первых это была вынужденная мера из-за снегопадов и невозможности на обычной машине без зимней резины пройти горные перевалы, а во-вторых дорога была столь интересной и живописной, что и вовсе не пришлось ни о чем жалеть. Итак, стартовали из местечка Dades -



Магические касбы в снегу это абсолютный сюр -



Ущелье речки Дадес считается одним из живописнейших в Марокко -



Берберские деревушки в горах Атласа -





По мере движения к югу, в сторону Уарзазата, снег исчезает, солнце возвращается и мы таким образом за считанные часы перемещаемся из суровой зимы в самое настоящее лето -



Горы в районе городка Агдз, чуть южнее Уарзазата -



Все таки от марокканских касаб я балдею, они великолепны. Про самую известную из них, Айт-Бейтхадду (где снимали такие фильмы, как Мумия, Жемчужина Нила, Гладиатор), рассказывал раннее -



M'Hamid, указанный на столбике, это пограничный городок в километре от Алжира. Там я побывал в 2012 году, теперь же мы свернем чуть ранее и двинемся на юго-запад, в сторону моря -



Могучие Атласские горы остаются позади -



Ох уж эти касбы! В Марокко их несколько тысяч, причем аболютное большинство не указаны в путеводителях, да и не имеют сколько-нибудь существенного исторического значения. Стоят вот так и разваливаются от дождей и ветров -



Типичная берберская деревушка по пути. Как люди живут в таких местах? Тоска же смертная -



Поездки по Марокко зимой, тем более по второстепенным дорогам - дело рискованное. Паводки и сели здесь обычное явление и случаются регулярно. Дороги никто не спешит ремонтировать -



Бесконечное число маленьких и больших оазисов -



В некоторых древних касбах по сей день живут люди. Где-то лишь пара-тройка семей. Так они жили и двести лет назад, выращивая финики и разводя овец -



На карте дорога была указана, как асфальтированная. Таковой она скорее всего и была до наступления зимы. Теперь весь асфальт смыло в речку. Километров пятьдесят едем по грунтовке, обьезжая ямы и лужи -



По мере приближения к алжирской границе, где-то в районе городка Фум-Згиг (см. на карте вверху) меняется и население. В этих поселках живут преимущественно негры. Причем забавно наблюдать, что в каждой следующей деревушке удельный вес негров все выше и выше. Дальше по карте отмечен городок Akka (не путать с городом-крепостью Акко в Израиле), вот он, внизу. Так в нем все население целиком негры -



Очередной горный перевал и опять неизменные касбы -



Городишко Фум-Згиг, даже не город, а так, деревня. Надеялись там перекусить. Не вышло. Ресторанов много, но видели бы вы эти "рестораны": обычные чайные, где скучающие мужики в халатах часами тянут свой чифирь. В одном месте хозяин предложил поджарить нам курицу, но уж больше грязным показалось нам его заведение. Потерпим до большого города. Уже покинув Фум-Зиг мы обратились к карте и поняли, что ближайший "большой" город будет лишь через полторы сотни километров.



...этим городом была Тата, да-да, в точности как марка индийского автопроизводителя. Между городами тут колоссальные расстояния и между ними уже нет ничего, даже заброшенных касаб. Сплошная пустыня, где даже пальмы исчезают, а лишь песок и камни. Не дай бог в этих краях остаться без бензина - можно полдня ждать попутную машину.

Тата оказалась сравнительно большим городом, тысяч на пятьдесят. Вокруг городка несколько воинских частей, ибо граница с Алжиром совсем рядом. Современный марокканский городок без достопримечательностей абсолютно, а именно что форпост в пустыне, созданный тут 50 лет назад с целью закрепить марокканское присутствие в Сахаре. Как известно, Алжир и Марокко имеют ряд территориальных претензий друг к другу и то место, где расположена Тата тоже является частью алжирских территориальных амбиций. Между прочим, граница между двумя странами закрыта уже два десятилетия, вам не проехать из Марокко в Алжир даже при наличии визы.



Центр городка Тата. Ничего особенного, но по крайней мере смогли перекусить в простецкой закусочной. Стандартный тажин, салат, какой-то бобовый суп, чай, лепешки. Да нормально, сытно, мне понравилось!





И все таки, пыль и пустыни слегка утомили под конец дня. Зато какая радость увидеть океан! Но океан он будет завтра, а пока что перед заходом солнца последние фотографии и едем спать в отель -



Кстати, а вы знаете, кто был спонсором моего путешествия в Марокко? А вот кто, компания, чье название начинается с буквы...!

АФРИКА, ПУТЕШЕСТВИЯ, Марокко

Previous post Next post
Up