Три лучших фильма, что я смотрел в последнее время и мое мнение про "Левиафан"

Jan 15, 2015 16:10

В последнее время посмотрел три хороших остросюжетных драмы. Все три - по рекомендациям хороших друзей, мнению которых доверяю. Два из фильмов - российские, 2014 года: "Дурак" режиссера Юрия Быкова и "Левиафан" Андрея Звягинцева. Третий фильм - американский, называется "Серпико" и он снят очень давно, в 1973 году. Все три фильма мне были интересны, но каждый по-своему, что, впрочем, не означает, что я согласен с тем что увидел на экране и что тот, или иной фильм обязательно поставлю на полочку с шедеврами мирового кино. Тематика всех трех завязана на несправедливости и том, как люди воспринимают ее и противостоят ей. Давайте пройдемся по-порядку:



Самым сильным и реалистичным фильмом мне показался американский "Серпико" с совсем еще молодым Аль Пачино в главной роли. Сильный полицейский детектив, один из лучших в своем жанре. Но фильм не столько о полиции как таковой, сколько о том, что честный и принципиальный человек физически неспособен выживать в системе, живущей по законам, отличным от принципов справедливости и чести. Молодой полицейский попадает в участок, где все повязано коррупцией и беспределом. Он не ангел во плоти, он нормальный парень с легкими хиповскими замашками, не Рэмбо и не гигант мысли, он любит красивых девушек и собак, он любит курнуть легкой травки и выпить хорошего вина, но без фанатизма. У него нет иллюзий, что он способен поменять мир к лучшему, он просто честно делает свою работу. Он обыкновенный. Вот только выжить среди оборотней в погонах непросто, ты либо с ними, либо ты их враг.

Не арестовывать наркодилера из-за того, что тот платит твоему шефу? Отпускать насильника лишь потому, что брат насильника твой коллега? Перед парнем стоит дилемма - как жить дальше? И он выбирает единственный возможный вариант - остаться человеком и бороться до конца. Заключительная сцена фильма, когда герой, едва не погибший от рук своих же сослуживцев лежит в реанимационном отделении госпиталя и ему приносят "золотой жетон" за мужество (с подобными травмами он служить не сможет, жетон - чистой воды бутафория), сообщив попутно, что воры и убийцы на свободе, а продажные полицейские и их начальство получили повышение. За что он боролся и чего добился? Риторический вопрос. Потрясающая игра актеров, реалистичность и... никакого хэппи энда.



Позиция главного героя чрезвычайно мне близка и думаю, что на его месте вел бы себя также.

Дурак - новая российская драма, близкая по смыслу с американским "Серпико". Несправедливость и жестокая государственная машина, погрязшая в продажности и грязи. Простой сантехник, как и в первом фильме, не герой Рэмбо и не ангел во плоти. Но когда городские власти вместо того, чтобы спасать жителей падающей девятиэтажки, начинают валить друг на друга вину и выкручиваться - он не готов с этим мириться. Но чиновники уже придумали, как уйти от ответственности и готовы убить его самого, чтобы не выносить сор из избы. Как и в фильме Серпико, для главного героя становится жутким откровением тот факт, что коррупцией пропитана вся вертикаль власти и искать справедливость негде. Более того, сами жители падающего дома, в массе своей, убогое пьяное быдло, неспособное ни себя спасти, ни хотя бы быть благодарными тому, кто рискует своей жизнью, спасая их. Некий тупик, безнадега.



Главный герой безусловно заслуживает уважения, но смутил момент, когда он готов подставить под удар собственную семью (жену, сына, пожилых родителей), чтобы выполнить гражданский долг. По его пятам идут убийцы, а он вопрос ставит так "Нельзя интересы себя и своей семьи ставить выше гражданского долга по спасению алкашей из девятиэтажки". При этом, долг свой он выполнил, сообщив по всем инстанциям, что дом в аварийном состоянии. Что еще должен сделать простой сантехник? Его уже убивают, а он хочет выйти святее Иисуса и умереть распятым. Делай то, что ты должен сделать и будь что будет(с) - золотые слова, но сантехник впал в фанатизм. За что боролся этот простой честный парень и что получил? Никакого хэппи энда.

Левиафан - из той же когорты, что и первые два фильма. Несправедливость и безнадега. Всем фильм хорош, но уж больно увлекся режиссер "сложной душевной организацией русского человека". Это лишнее. Нет никакой русской души, есть человек и личность. Плюс, нелюбимый мной культ водки, посредством которой решаются все вопросы: она помогает договориться, снять стресс, завершить обед, замахнуть за упокой. Главый герой живет в поселке на берегу холодного моря, его землю хочет забрать местный глава администрации, которому подчинен суд, милиция, прокуратура. Ничего и никому не докажешь. Здесь ничего нового. Но затем появляется друг главного героя, они вместе служили в армии, а теперь друг - известный адвокат. И он берется помочь. До этого момента все логично и увлекательно, вы сочувствуете герою и осознаете, что именно в таком безвластии живут россияне.



На протяжении фильма периодически всплывают церковные мотивы. Вначале местный Владыка (а на самом деле такой же вор и ублюдок, как и глава администрации) обьясняет чиновнику, что власть тебе дана богом и делай все, что хочешь, но не забывай золотить ручку мне, церковнику, а я тебе грешок отпущу. И затем в конце главный герой сталкивается с монахом, который зачитывает ему библейскую притчу про Иова. Вот только пустая лирика про выдуманных персонажей не нужна главному герою. У него беда в доме, ему надо что-то делать, а не сказки слушать. Тем более от человека, чей начальник (Владыка) сволочь и вор. И здесь я согласен: можешь помочь - помоги, не можешь - иди свей дорогой.

И вдруг... целая серия нелепостей и неувязок. Друг непонятно с какого перепугу оказывается любовником жены главного героя и более того, друг умудряется завалить даму "на сеновал" прямо во время выезда на шашлыки всей компанией. И их ловят. Зачем это, что за глупость и какое отношение имеет к сути фильма?

Потом, друг, имея на руках компромат против главы администрации является к тому прямо в кабинет и открытым текстом шантажирует, угрожая слить информацию в СМИ. Абсурд, так вопросы не решаются в жизни. Неужели непонятно, что разговор может записываться, а чиновнику проще прикончить товарища повесив на него еще и убийство супруги его друга (помните, что их застукали занимающимися сексом и был конфликт? Так вот, женщину убили), чем решать с ним какие-то вопросы? Мягче надо быть, осторожнее и вместе с тем на десять ступеней хитрее своего оппонента, в руках которого сила и власть.

Конец предсказуем и печален.

Общее ощущение, что фильм снимался не для российской аудитории, а для европейской и американской. Чтобы показать мрачный и уродливый мир русского человека, живущего в треугольнике "водка - блядующая жена - продажный чиновник". Мне кажется, что режиссер перемудрил с мрачными тонами и притянул сюжет за уши.

Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер http://twitter.com/puerrtto
Фейсбук http://www.facebook.com/lapshin

ФИЛЬМЫ

Previous post Next post
Up